Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение механизма функционирования рынка труда и его особенностей в России.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть сущность рынка труда, его особенности, основные составляющие;
Рассмотреть основные подходы к анализу функционирования современного рынка труда;
Провести анализ основных моделей рынка труда
Привести фактический цифровой материал, проанализировать состояние рынка труда в Красноярского края.
Введение…………………………………………………………………...3
Сущность рынка труда, его особенности, основные составляющие: спрос, предположение и цена труда…………………….……..5
2. Основные подходы к анализу функционирования современного рынка труда…………………………………………………………………..…..14
2.1.Неоклассический подход……………………………………….…….14
2.2. Кейнсианский подход…………………………………………….….16
2.3. Монетаристский подход……………………………………………..18
2.4. Институалисткий подход…………………………………………….18
3.Анализ основных моделей рынка труда…………………………….…19
3.1. Модель монопсонии………………………………………………….21
3.2. Модель двусторонней монополии. …………………………………22
4. Анализ рынка труда на территории Красноярского края……………24
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………35
Экономический кризис в России отразился на рынке труда возникновением негативных тенденций, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. В 4 квартале 2008 года на рынке труда Красноярского края наметились следующие проблемы:
- рост численности сокращенных из организаций
работников. Значительно увеличилось
количество организаций, планирующих
и проводящих массовое увольнение работников;
- активное введение режимов неполной
занятости в организациях.
По состоянию на 31 декабря 2008 года 20 организаций
края заявили
о переводе работников на режим неполного
рабочего времени
или о предоставлении вынужденных отпусков
в связи с простоем: в режиме неполного
рабочего времени по инициативе администрации
находятся 2,5 тысячи человек (Назаровский
филиал ОАО ПО «Красноярский завод комбайнов»
(879 человек), ОАО «Дивногорский завод низковольтных
автоматов» (750 человек) и другие организации);
в отпусках по инициативе администрации
– 0,9 тысячи человек (Локомотивное депо
Красноярской железной дороги (565 человек)
(г.Иланск) и другие организации); в простое
по вине администрации - 0,4 тысячи человек
(ОАО «Красный Яр-Шина» (335 человек)).
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения за октябрь-декабрь 2008 года увеличилась на 32,4% (на 8,9 тыс.человек – с 27,2 до 36,1 тыс.человек).
Данные о безработице в Красноярском крае приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика безработных и безработицы в Красноярском крае
Год |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь | |
Общая численность безработных, на конец периода, тыс. чел.1 | |||||||||||||
2008 |
99,4 |
127,5 |
125,0 |
124,3 |
120,0 |
119,0 |
118,0 |
110,5 |
109,0 |
107,6 |
113,4 |
115,2 |
117,0 |
2009 |
124,5 |
130,2 |
135,9 |
130,5 |
131,1 |
131,7 |
130,5 |
129,8 |
129,1 |
||||
в % к соответствующему периоду предыдущего года | |||||||||||||
2008 |
77,8 |
83,2 |
81,2 |
82,8 |
99,6 |
82,0 |
81,9 |
79,0 |
78,0 |
77,7 |
85,1 |
87,9 |
90,4 |
2009 |
97,6 |
104,2 |
109,3 |
108,8 |
110,2 |
111,6 |
118,1 |
119,1 |
120,0 |
||||
в % к экономически активному населению | |||||||||||||
2008 |
6,5 |
8,2 |
8,1 |
8,1 |
7,8 |
7,7 |
7,6 |
7,2 |
7,0 |
7,0 |
7,3 |
7,5 |
7,6 |
2009 |
8,0 |
8,4 |
8,8 |
8,4 |
8,5 |
8,5 |
8,4 |
8,3 |
8,3 |
||||
Численность официально зарегистрированных в службе занятости безработных, на конец периода, тыс. чел. | |||||||||||||
2008 |
32,4 |
36,9 |
37,9 |
37,2 |
35,3 |
31,7 |
29,8 |
29,0 |
28,4 |
27,3 |
28,1 |
31,0 |
36,1 |
2009 |
40,5 |
47,8 |
50,5 |
52,8 |
49,6 |
45,2 |
43,9 |
42,9 |
38,9 |
||||
в том числе назначено пособие по безработице | |||||||||||||
2008 |
25,0 |
28,6 |
30,0 |
29,3 |
26,7 |
23,4 |
22,5 |
22,0 |
21,6 |
20,4 |
21,4 |
24,4 |
29,7 |
2009 |
33,1 |
39,8 |
41,9 |
43,3 |
40,0 |
36,5 |
35,7 |
35,2 |
31,3 |
Как видно из таблицы 3, уровень безработицы в 2008 и 2009 гг. остается высоким. Уровень безработицы за 2008 год в целом составил 6,5 %. В 2009 году уровень безработицы в каждом месяце не меньше 8%, а в марте составил 8,8%, в мае и июне – по 8,5%.
По данным рисунка 5 можно отметить, что начиная со второй половины 2008 года потребность организаций в работниках, заявленная в службы занятости Красноярского края, начинает снижаться, и лишь с начала 2009 года предприятия стали проявлять спрос на работников, однако он так и не достиг максимального уровня 2008 года (в 26,5 тыс. чел. в мае 2008 г.).
Рис.5 – Динамика безработных и потребности организаций в работниках в 2008-2009 гг. в Красноярском крае
Вместе с тем именно в 2009 году наблюдается пик численности граждан, не занятых трудовой деятельностью и состоящих на учете в службе занятости.
Проблема усугубляется изолированностью локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности населенных пунктов.
Цель Программы - принятие
превентивных мер по снижению негативных
социально-экономических
Цель и задачи Программы определены исходя из основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения с учетом особенностей социально-экономического развития Красноярского края, специфики краевого рынка труда и необходимости решения следующих наиболее актуальных проблем в сфере занятости:
- значительная дифференциация ситуации на локальных рынках труда (ограниченность сферы приложения труда и значительный уровень безработицы в территориях с моноэкономической структурой производства, районах с преимущественным развитием сельского и лесного хозяйства, в ряде северных территорий края);
- несоответствие спроса и предложения
рабочей силы (как по профессионально-
- значительный удельный вес в числе незанятых и безработных граждан лиц, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих особые трудности в поиске работы - молодежь, впервые ищущая работу, инвалиды, женщины, имеющие длительный перерыв в работе, одинокие и многодетные родители, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, коренные малочисленные народы Севера и другие категории граждан в соответствии с законодательством о занятости населения, относящиеся к категории испытывающих трудности в поиске работы.
Основной целью деятельности агентства труда и занятости населения Красноярского края является повышение занятости и социальная защита от безработицы населения Красноярского края.
Реализация Программы направлена на решение следующих задач:
- повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
- повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;
- снижение дифференциации локальных рынков труда;
- кадровое обеспечение инвестиционных проектов социально-экономического развития Красноярского края;
- обеспечение социальной поддержки безработных граждан.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- численность работников, направленных на опережающее профессиональное обучение в случае угрозы массового увольнения, – не менее 4,0 тыс. человек в 2009 году, не менее чем по 0,2 тыс. человек в 2010 и 2011 годах;
- численность работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан, трудоустроенных в рамках организации общественных работ, – не менее 24,9 тыс. человек в 2009 году, не менее чем по 1,1 тыс. человек в 2010 и 2011 годах;
- численность безработных граждан, получивших финансовую поддержку при организации предпринимательской деятельности, самозанятости – не менее 0,56 тысячи в 2009 году;
- численность граждан, получивших адресную поддержку при переезде в другую местность для работы постоянного или временного характера, – не менее 2,1 тысячи в 2009 году.
Реализация мероприятий Программы предусматривает два основных этапа. На 1 этапе в 2009 году объемы реализации мероприятий Программы распределены с учетом специфики их организации (сроки проведения конкурсных процедур по опережающему обучению, организационные мероприятия по организации общественных работ, самозанятости и переезда граждан).
Таблица 6 – Объемы реализации мероприятий в 2009 году
Мероприятие |
Объемы реализации мероприятий в 2009 году (численность участников, тыс. человек) | |
январь-март |
апрель-декабрь | |
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения |
0,5 |
3,5 |
Организация общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан |
5,0 |
19,9 |
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
0,1 |
0,46 |
Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера |
0,2 |
1,9 |
На 2 этапе (2010-1011 годы) численность участников мероприятий Программы будет корректироваться при уточнении объемов финансирования.
Мероприятия Программы определены исходя из полномочий в сфере содействия занятости населения, переданных субъектам Российской Федерации в соответствии со статьей 7.1 Закона РФ «О занятости населения в РФ». По каждому мероприятию Программы установлены контрольные показатели (плановые объемы государственных услуг в сфере содействия занятости). Количественные значения показателей результативности Программы и контрольных показателей по мероприятиям Программы определены по каждому из 61 городского округа и муниципального района края. В соответствии с распоряжением Совета администрации Красноярского края от 30.06.2007 № 704-р, информация о параметрах Программы доведена до соответствующих органов местного самоуправления. В целях реализации Программы и достижения установленных показателей заключены соглашения о сотрудничестве в сфере содействия занятости между Агентством и администрациями городских округов и муниципальных районов на 2007-2009 годы.
Финансирование мероприятий Программы в 2008 году осуществлялось за счет субвенций федерального бюджета, краевого бюджета.
С учетом корректировки
ведомственной целевой
Таблица 7 – Структура источников финансирования Программы в 2008 г.
Источники финансирования |
по ВЦП от 30.06.2007 № 704-р |
С учетом корректировки |
% |
Всего |
1405213,5 |
1443764,5 |
102,7 |
в том числе: |
|||
субвенции из федерального бюджета |
1292028,9 |
1389786,9 |
107,6 |
краевой бюджет |
19136,0 |
53977,6 |
282,1 |
бюджеты муниципальных образований |
42014,0 |
0,0 |
- |
внебюджетные источники (средства работодателей) |
52034,6 |
0,0 |
- |
В соответствии с постановлением Совета администрации Красноярского края от 28.06.2006 №179-п «Об утверждении Порядка и реализации ведомственных целевых программ и перечня показателей результативности деятельности органов исполнительной власти края» исключены объемы финансирования за счет бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Увеличение объемов финансирования за счет субвенции и средств краевого бюджета произведено в соответствии с принятием федерального и краевого бюджетов на 2008 год и плановый период 2010-2011 годов.
Основным источником ресурсного обеспечения Программы являются субвенции из федерального бюджета. В общем объеме финансовых затрат на реализацию мероприятий Программы субвенции составляют 96,3%. Плановые объемы финансирования на 2008 год приведены в соответствии с Законом края «О краевом бюджете на 2008 год». При внесении изменений в Закон края о бюджете, первоначально предусмотренные на выплату пособий по безработице средства перераспределены на реализацию активных программ занятости и обеспечение требований Административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.
Заключение
Проблема на рынке труда является особенно актуальной сегодня на фоне экономического кризиса, поскольку влечет за собою негативные социально-экономические последствия. Экономический кризис в России не смог не отразиться и на рынке труда в Красноярском крае.
В 4 квартале 2008 года на рынке труда Красноярского края наметились следующие проблемы: рост численности сокращенных из организаций работников; активное введение режимов неполной занятости в организациях.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения за октябрь-декабрь 2008 года увеличилась на 32,4% (на 8,9 тыс. человек – с 27,2 до 36,1 тыс. человек). Уровень безработицы в 2008 и 2009 гг. остается высоким. Уровень безработицы за 2008 год в целом составил 6,5 %. В 2009 году уровень безработицы в каждом месяце не меньше 8%, а в марте составил 8,8%, в мае и июне – по 8,5%.
Рост номинальной заработной
платы на рынке труда в крае
в 2008-2009 гг. характеризуется
В целях решения складывающихся негативных тенденций на рынке труда в Красноярском крае Советом администрации Красноярского края была утверждена ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Красноярского края на 2008-2010 годы» от 30.06.2007 № 704-р.
Цель Программы - принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе.
Оценить эффективность Программы за период действия можно следующими показателями: уровень зарегистрированной безработицы сократился; в 2008 году уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в Красноярском крае составил 6,5% от численности экономически активного населения (против 8,2% в 2007 году).
Информация о работе Механизм функционирования рынка труда и ее особенности в России