Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 00:40, реферат

Краткое описание

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Оглавление

Введение 3 стр.

1.Харакстеристика малого бизнеса.
1.1 История развития. 4 стр.
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные,
средние и мелкие. 6 стр.
1.3 Критерии выделения малых предприятий. 7 стр.
1.4 Виды малых предприятий. 8 стр.
1.5 Особенности и функции малого предприятия. 9 стр.
1.6 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с
большой промышленностью. 10 стр.
2.Проблемы развития малого бизнеса в России. 11 стр.

Заключение. 23 стр.


Список литературы. 25 стр.

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Можно выделить несколько причин, которые в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий  малого бизнеса качеством кредитования. Во-первых, как мы уже говорили выше, это отсутствие льгот при кредитовании для предприятий, работающих с определенным банком длительное время. 

Во-вторых, предприятия  малого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного  пакета документации и длительностью  сроков рассмотрения их заявок. 

В-третьих, вызывает недовольство клиентов искусственное  сокращение сроков кредитования, занижение  стоимости залогов при одновременном  сужении перечня имущества, принимаемого в залог. В значительной степени  это относится к «старым» клиентам, обслуживающихся в данном банке более трех лет. 

В-четвертых, предприятия  малого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания. Прежде всего это касается скорости и условий обслуживания, стоимости  услуг. 

Справедливости  ради следует отметить, что ряд московских банков предпринимает определенные действия для улучшения обслуживания клиентов из числа малых и средних предприятий. Так, городской клиентский банк «Стройкредит» и некоторые другие закрепляют за каждым своим клиентом персонального менеджера. Увеличивается время обслуживания клиентов, предпринимаются шаги для сокращения срока рассмотрения кредитных заявок, внедряются упрощенные технологии кредитования и др. 

Все эти меры позволят улучшить в целом кредитование малого бизнеса. 

На какие же цели используют кредит те предприниматели, которым удалось их получить? Более  половины предпринимателей (56%) использовали заемные средства для пополнения оборотных средств, а почти одна треть — на приобретение материальных активов, в числе которых здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и, в ряде случаев, -- земля. А 8% опрошенных предпринимателей приобретали на заемные средства нематериальные активы — лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, объекты интеллектуальной собственности - результаты НИОКР, программное обеспечение и др. 

Существенной  проблемой для малого бизнеса  является обеспечение доступа к  производственным площадям и офисным  помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, — запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодлевать нередко искусственные административные барьеры. Так, более половины опрошенных предпринимателей (55%) заявили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены на недвижимость непомерно высоки и для малого бизнеса недоступны. А почти 16% респондентов сообщили, что рынка деловой недвижимости в регионе по существу нет и площади можно приобретать только через чиновников. 

Непомерна также  тяжесть арендного бремени. Более чем у половины (54%) респондентов на оплату аренды уходит 30% (почти треть!) всех расходов предприятия, а у 18—50% и более. О каком развитии малого бизнеса может идти здесь речь? 

Другая проблема развития малого бизнеса в России, выявленная в ходе исследования, — взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. В 2004 г. в среднем по России каждое малое предприятие проверяли 5 раз, а в Тамбовской, Ростовской и Московской областях и в Мордовии — 10 раз. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим. 

Особенно неудовлетворительно  поставлена в стране правовая защита малых предпринимателей. Более 60% опрошенных предпринимателей сами не заинтересованы в обращении в судебные органы. Какие же способы защиты своих прав предпочитают малые предприниматели? Это прежде всего обращение к посредникам из властных структур. Другими словами, альтернативой суду, по существу, является коррумпированный государственный аппарат. 

Помимо обращения  к посредникам из властных структур 14% респондентов заявили, что для решения своих проблем обращаются к посредникам из криминальных структур, а 16% - к вышестоящим должностным лицам. И только 11% опрошенных надеются на помощь предпринимательских объединений. 

Неблагополучно  в малом предпринимательстве и с конкурентной ситуацией. Как свидетельствуют исследования, главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20% опрошенных), администрация города или населенного рынка (20%), крупные компании — монополисты (24%). Две трети опрошенных (65%) указали, что представители администраций используют свое служебное положение для поддержания отдельных фирм. Самой проблемной отраслью в этом опросе было строительство и монтажные работы: 43% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, в той или иной степени препятствуют работе независимых малых предприятий. 

Подводя некоторый итог исследованиям малого бизнеса в России, следует отметить значительное расхождение в отношениях к малому бизнесу в различных регионах. В одних регионах проблемы его развития связаны главным образом с бюрократическим произволом. картины художников В других регионах основным барьером для выхода на рынок становится острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса. 

Определенную  роль в решении проблем малого бизнеса сыграла реформа по снижению административных барьеров, начавшаяся в 2001 г. с принятием Закона о проверках  и инспекциях. Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной системе налогообложения о техническом регулировании. Данные опросов представителей малого бизнеса, проводимых Центром экономических и финансовых разработок с 2002 по 2005 г. включительно, показали, что есть определенные, но еще не достаточные положительные изменения. 

Так, несколько  сократилось число проверок и  время, которое эти проверки отнимают у предпринимателей. По последним  данным, 73% руководителей малых предприятий  затрачивают на проверки менее 5% своего времени, в то время как четыре года назад их доля составляла 50%. 

Упрощение процедуры  лицензирования, ее частичная отмена и удлинение сроков действия лицензий привело к тому, что удельный вес  предприятий малого бизнеса, обратившихся за лицензиями, сократился с 31 до 14%. Вместе с тем известны случаи, когда некоторые чиновники выдают лицензии на право осуществления розничной торговли в то время, как этот вид деятельности малого бизнеса вообще не лицензируется. 

За эти годы заметно возросла доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения. Ныне ее используют более 60% предприятий, имеющих на это право. 

Остается еще  много проблем, препятствующих дальнейшему  развитию малого бизнеса в стране. Главная из них — покупка и  аренда помещений и земли, как  для производственной деятельности, так и под офисы. Следует отметить, что за последние два года время, затрачиваемое предпринимателями на покупку помещений и земли, возросло почти в 10 раз. Помимо того что недвижимость становится все дороже, ее приобретение или аренда усложняются, что служит благодатной почвой для коррупции чиновников. По некоторым исследованиям, коррупционный бюджет в России с 2003 по 2005 г. увеличился в 11 (!) раз. С этим полностью согласен президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» С. Борисов. Особенно серьезное положение с предпринимательским климатом в таких территориях, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярский край. Начать здесь новый бизнес, открыть новое предприятие — бесперспективно. В основном здесь укомплектован торговый бизнес, а инновационные и производственные сферы, по существу, не развиваются, так как возможности развития отсутствуют. 

Можно также  сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и  среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности. 

Необходимо также  упорядочить процедуру банкротства. Совершенно нормально, когда в зоне малого и среднего предпринимательства рождаются и гибнут предприятия. Это — закон рыночной экономики. Так, в США ежегодно рождается около 500 тыс. малых предприятий и примерно столько же умирают. Ликвидировать предприятие там очень просто. . 

У нас закрыть  предприятие чрезвычайно сложно. Поэтому данные статистики и фактического положения дел в малом бизнесе  России существенно расходятся. Эту  проблему необходимо разрешить. 

То, что главным  тормозом роста малого бизнеса в стране стала отечественная бюрократическая система (а точнее -- коррупция и административное давление), подтверждено исследованием «Что препятствует развитию российского бизнеса?», осуществленным ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги» в III квартале 2005 г. По результатам исследования, такой фактор, как общая политическая и экономическая нестабильность, успешно переместился со второго места на четвертое. Это свидетельствует о том, что по сравнению со II кварталом 2005 г. ситуация в деловой среде в целом несколько улучшилась. у нас продажа крупномеров для вас Среди факторов, мешающих развитию бизнеса, на первом месте по прежнему налогообложение. Его показатель важности около 63%. По-прежнему высокий рейтинг такого фактора, как нехватка квалифицированных кадров — почти 46%. 
 
 
 

 Заключение 

    В своей работе я постаралась охарактеризовать  малое предпринимательство

в России в настоящее  время, выделить особенности малого  предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

   Отметив необходимость разделения фирм на крупные,  средние  и  мелкие,  я

выяснила, что основным критерием разделения предприятий является  количество работающих на  данном  предприятии,  которое зависит от  отрасли,  которой принадлежит предприятие.

   Необходимо отметить,  что  малый  бизнес  в  России  уже  имеет  довольно

широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит  в  том,  что

она  однобока  и  принятые  правовые  аспекты  не  реализуются,  что  делает

абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

   Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес  имеет  свою  нишу  в

экономике, которая  обеспечивает наиболее эффективную  отдачу от  работы,  как

с целыми  предприятиями-гигантами,  так  и  с  отдельным  человеком.  Данная

позиция обусловлена  особенностями и функциями малого предприятия.

   Особенности малых фирм,  в  первую  очередь,  определяются  их  размером.

Отсюда вытекает и особая роль  руководителя,  и  небольшой  рынок  сбыта,  и

исключительная  гибкость в предоставлении товаров  и  услуг  и  высокая  доля

оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам  малого бизнеса.

    Исходя   из   особенностей   определяют   и   функции:    экономическая,

характеризуется очень высоким процентом в  общем количестве предприятий  и  в ВВП, а также инновационной  деятельностью; социальная,  функция,  позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более  полно  реализовать  себя  как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно  актуальна в  наши  дни,  когда  всеобщая  экологическая  катастрофа,  позволяет  более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

   Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь  при

взаимодействии  с крупными предприятиями и наоборот.  Это  единое  целое,  из

которого нельзя исключать отдельные части.

  Я выяснила,  что на  данном  этапе развития  малого  бизнеса в качестве

основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию,  которые  поразили  всю Россию;  развитие  среди  субъектов  малого  бизнеса  в  основном   торгово- посреднических  фирм;  неравномерность и непредсказуемость развития  всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном;  недостаточность и недоработанность правовой базы,  которая является  однобокой.  Негативное отношение к малому  предпринимательству  государства  и  общества,   также является  очень  серьезной  проблемой,  хотя  в   последние  годы   отношениеменяется. Это связано с  тем,  что  даже  в  данных  условиях  малый  бизнес оказывает  положительное  влияние  на  экономику.  Если  затронуть проблемуфинансирования,  то  ее  разрешение  находится на  нулевой стадии.  И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Информация о работе Малый бизнес