Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:18, курс лекций

Краткое описание

1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории.
2. Предмет экономической теории.
3. Система экономических отношений. Экономическая структура общес-
тва.
4. Методы познания социально - экономических процессов.
5. Функции экономической теории.
6. Экономические знания - элемент культуры индивида и общества.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧ ТЕОРИЯ.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

    Эластичность  предложения характеризует изменения   между  ценой  и

предлагаемым к  реализации товаром, а так  же  относительное  изменение

объема производства и предложения товара в связи  с движением его  цены

на рынке.

    Коэффициент  эластичности - это процентное отношение  изменения ко-

личества товара к проценту изменения цены товара. 

    3. В теории  рыночного равновесия важное  значение  уделяют  фактору

времени и с  этой точки зрения различают: 

    - мгновенное  равновесие, когда   │

предложение неизменно;               │

                                     │

                                     │

                                     │

                                     │

                                     │

                                     └─────────────────── 

    - краткосрочное  равновесие, ког- │

да предложение растет без увеличения │

оборудования;                        │

                                     │

                                     │

                                     │

                                     │

                                     └─────────────────── 

    - длительное  равновесие нормаль- │

ной цены, когда  предприятия  заменя- │

ют и увеличивают  оборудование, а ко- │

личество самих  предприятий может из- │

меняться за счет свободного  входа и │

выхода их из отрасли.                │

                                     │

                                     └─────────────────── 

    Цена  длительного равновесия немного  ниже цены краткосрочного  рав-

новесия и значительно  ниже цены мгновенного  равновесия.  Этот  случай

называется случаем растущих издержек. 

    Влияние  налогообложения на цену рыночного  равновесия: 

                       │

                       │

                       │

                       │

                       │

                       │

                       │

                       └─────────────────── 
 
 
 
 
 
 

                        ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЫНКОВ.

                        ─────────────────────

                       РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.

                       ──────────────────────── 

                                ПЛАН. 

    1. Рынок  средств производства. Товарные  биржи, торговые дома.

    2. Потребительский  рынок. Магазины, сельские  и   городские  рынки,

       ярмарки и аукционы.

    3. Рынок  услуг. Брокерские и диллерские  конторы, аудиторские  фир-

       мы, лизинговые и страховые компании, юридические консультации.

    4. Финансовый  рынок. Коммерческие банки, фондовые  и товарные биржи.

    5. Рынок  рабочей силы. Биржи труда, областные  и городские  конторы

       по трудоустройству. 

                             СОДЕРЖАНИЕ. 

    1. Рынка  средств производства  в  нашей   стране  не  было,средства

производства распределялись через  материально-техническое  снабжение,

которое по форме  было похоже на рынок, а по содержанию рынком не явля-

лось. Задача создания рынка средств производства  реализуется  сегодня

через переход  от централизованного фондового  распределения  продукции

материально-технического назначения к оптовой торговле ею. 

    Главной  инфраструктурой рынка средств  производства являлась товар-

ная биржа - это  место, где осуществлялась купля-продажа  массовых това-

ров. Сама биржа  торговых сделок не заключает. В ее обязанности  входит

предоставление  помещений для торговли, местами, телефонами, телефакса-

ми и телетайпами  для участников торгов. 

    Биржа  осуществляет:

    - котировку  цен;

    - устанавливает  стандарты на биржевые товары;

    - разрабатывает  типичные контракты;

    - производит  расчеты между продавцами и  покупателями;

    - занимается  информационной деятельностью;

    - оказывает своим клиентам страховые, арбитражи и другие услуги. 

    Высшим  органом управления товарной  биржи является  общее  собрание

ее членов, в  период между собраниями - биржевой комитет. 

    Биржа  имеет исполнительную дирекцию  и специальные подразделения:

    - расчетную  палату;

    - биржевой  арбитраж;

    - котировочную  палату;

    - регистрационное  бюро;

    - экспертное  бюро;

    - информационно  - справочный отдел. 

    Деятельность  товарных бирж Украины регулируется  Законом Украины "О

товарной бирже", который предусматривает их функционирование на  осно-

ве самоуправления, хозяйственной самостоятельности,  обособления  иму-

щества, собственного расчетного счета и собственного баланса. 

    Цель  наших бирж:

    - выяснить  товарные цены, спрос на товары и их предложение;

    - упорядочить  и облегчить товарооборот и  торговые операции. 

    2. Рынок  потребительских товаров - это  рынок товаров широкого пот-

ребления. На Украине  он формируется в результате осуществления  следую-

щих мер:

    а) Путем  развития предпринимательства в сфере производства и сбыта

продовольственных и непродовольственных товаров.

    б) Путем  первоочередного  разгосударствления  II-го  подразделения

общественного производства.

    в) Путем  поддержания малых и средних  предприятий.

    г) Налоговое  и кредитное стимулирование производства  товаров широ-

кого потребления.

    д) Переход  к свободному ценообразованию  на большинство товаров.

    е) Постепенная  отмена дотирования убыточных  предприятий.

    ж) Радикальный  пересмотр льготного перераспределения товаров широ-

кого потребления.

    з) Стимулирование  расширения производства потребительских   товаров

и их реализации на коммерческой основе. 

    Формирование  этого рынка  осуществляется  на  основе  2-х  Законов

Украины:

    - "О   защите  потребительского  рынка"  ("Правда    Украины"    от

20.12.91г.);

    - "О  защите потребителей" ("Правда  Украины" от 26.06.91г.). 

    Инфраструктурой  потребительского рынка являются  магазины, сельские

и городские рынки, ярмарки и аукционы. 

    3. Рынок услуг. Он включает разнообразные производственные и  неп-

роизводственные услуги:

    - транспортные;

    - связи;

    - ремонтные;

    - лизинговые;

    - аудиторские;

    - страховые;

    - юридические;

    - бытовые;

    - культурные. 

    Аудит  - это проверка (ревизия) бухгалтерской отчетности  предприя-

                   тия квалифицированными  специалистами  (аудиторами)

                   на предмет их соответствия  установленным правилам и

                   стандартам. 

    Лизинг - это специфическая форма финансирования вкладов на  приоб-

                   ретение машин, оборудования помещений  при посредни-

                   честве специализированной  финансовой  (лизинговой)

                   компании. Эта компания получив  право  собственности

                   на имущество передает его  в аренду  третьему  лицу.

                   Продавцу средств производства  лизинговая  компания

                   платит наличными. 

    Страховые  компании выполняют две функции:

    - защита  от рынка;

    - инвестиции прибыли в коммерческие структуры. 

    4. Финансового  рынка у нас не было. 

    Финансовый  рынок включает в себя:

    - рынок  кредитных ресурсов;

    - рынок  ценных бумаг;

    - рынок  валюты. 

    Рынок  кредитных ресурсов осуществляет  операции с  ссудным  капита-

лом. На Украине  этот рынок представлен коммерческими  банками Украины. 

    Ценные  бумаги - денежные документы, подтверждающие  право  владения

или отношение  займа и определяющие взаимоотношения  между лицом,  кото-

рое их выпустило  и их владельцем. При этом  предусматривается  выплата

дохода (дивиденда) или процента на ценную бумагу и  возможность переда-

чи денежных прав другим лицам. 

    К ценным  бумагам относятся облигации,  казначейские обязательства и

сберегательный  сертификат. 

    Акция - ценная бумага без установленного срока обращения,  которая

                   подтверждает долевое участие  владельца акции в  ус-

                   тавном фонде акционерного общества  и дает право по-

                   лучить часть его прибыли в виде дивиденда. 

    Облигация  - ценная бумага, подтверждающая  внесение  ее  владельцем

                   денежных средств и обязательство  возместить ему но-

                   минальную стоимость этой ценной  бумаги в предусмот-

                   ренный в ней срок с выплатой фиксированного процен-

                   та. 

    Государственное  казначейское обязательство - вид  ценных  бумаг  на

                   предъявителя, которые размещаются   среди  населения

                   исключительно на добровольной основе и подтверждаю-

                   щие внесение их владельцем  денежных средств в  бюд-

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"