Контрольная работа по « Экономической теория »

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

«Рынок труда и заработная плата».
« Рынок природных ресурсов и их цена».
« Рынок капитала и ссудный процент».
« Рынок ценных бумаг».
« Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие».
« Национальный доход, его распределение и перераспределение».

Файлы: 1 файл

Ко.docx

— 432.42 Кб (Скачать)

Рассмотрим, как устанавливается равновесие при пересечении кривой совокупного спроса кривой совокупного предложения на промежуточном участке в точке Е (рис. 12.6).

 

Рис. 12.6. Установление макроэкономического равновесия.

Пересечение кривых определяет равновесный уровень цен РЕ и равновесный уровень национального производства QE. Чтобы показать, почему РЕ представляет собой равновесную цену, a QE - равновесный реальный объем национального производства, предположим, что уровень цен выражен величиной P1, а не PE. По кривой AS определяем, что при уровне цен Р1 реальный объем национального продукта не превысит YAS, тогда как потребители внутри страны и иностранные покупатели готовы потребить его в объеме YAD.

Конкуренция среди покупателей за возможность приобрести данный объем производства окажет повышающее влияние на уровень цен. В сложившейся ситуации вполне естественной реакцией производителей на повышение уровня цен будет увеличение объема производства. Совместными усилиями потребителей и производителей рыночная цена при отмеченном росте объема производства начнет повышаться до величины РЕ, когда реальные объемы покупаемого и производимого национального продукта будут равны и в экономике наступит равновесие.

В действительности происходят постоянные отклонения от желаемого устойчивого равновесия под воздействием различных факторов – как объективного, так и субъективного характера. К их числу относятся в первую очередь инерционность экономических процессов (неспособность экономики мгновенно реагировать на изменение рыночных условий), влияние монополий и излишнее вмешательство государства, деятельность профсоюзов и др. Эти факторы препятствуют свободному перемещению ресурсов, осуществлению законов спроса и предложения и других неотъемлемых условий рынка.

Предпосылкой макроэкономического анализа является агрегирование показателей. Совокупное предложение товаров при равновесном состоянии балансируется совокупным спросом и представляет собой валовой национальный продукт общества.

Равновесный национальный продукт обеспечивается установлением равновесной совокупной цены на произведенный продукт, что осуществляется в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Достижение равновесного объема производства в условиях всегда существующей ограниченности ресурсов является целью национальной экономической политики.

Все основные проблемы общества так или иначе связаны с несовпадением совокупного спроса и совокупного предложения.

Согласно классической модели, описывающей функционирование экономики в долгосрочном периоде, количество произведенной продукции зависит только от затрат труда, капитала и имеющейся технологии, но не зависит от уровня цен.

В краткосрочном периоде цены на многие товары негибкие. Они «застывают» на определенном уровне или мало изменяются. Фирмы не понижают немедленно выплачиваемую ими заработную плату, магазины не пересматривают немедленно цены на продаваемые товары. Поэтому кривая совокупного предложения представляет горизонтальную линию.

Рассмотрим изменение равновесного состояния экономики раздельно под воздействием совокупного спроса и совокупного предложения. При неизменном совокупном предложении смещение кривой совокупного спроса вправо приводит к различным последствиям в зависимости от того, на каком участке кривой совокупного предложения оно происходит (рис. 12.7).

Рис. 12.7. Последствия увеличения совокупного спроса

На кейнсианском отрезке (рис. 12.7 а), отличающемся высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользованных производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1 до AD2) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Y1 к Y2) и занятости без повышения уровня цен (Р1). На промежуточном отрезке (рис. 12.7 б) расширение совокупного спроса (от AD3 до AD4) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Y3 к Y4) и к повышению уровня цен (от Р3 до Р4).

На классическом отрезке (рис. 12.7 в) рабочая сила и капитал используются полностью, и расширение совокупного спроса (от AD5 до AD6) приведет к повышению уровня цен (от Р5 до Р6) а реальный объем производства останется без изменения, т. е. не выйдет за пределы своего уровня при полной занятости.

При обратном смещении кривой совокупного спроса происходит так называемый эффект храповика («храповик» – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Суть его заключается в том, что цены легко повышаются, но не проявляют тенденции к снижению при уменьшении совокупного спроса. Это происходит, во-первых, из-за неэластичности заработной платы, которая не имеет тенденции к понижению по крайней мере в течение какого-то периода времени, и, во-вторых, многие фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период снижения спроса. Действие этого эффекта покажем на рис. 12.8, где для простоты опустим промежуточный отрезок кривой совокупного предложения.

Рис. 12.8. Эффект храповика.

При увеличении совокупного спроса от AD1 до AD2 равновесное положение сместится от Е1 до Е2, причем реальный объем производства возрастет от Y1 к Y2, а уровень цен – от Р1 до Р2. Если совокупный спрос будет двигаться в обратном направлении и уменьшится от AD2 до AD1 экономика не возвратится в свое первоначальное равновесное положение в точку Е1 а возникнет новое равновесие (Е3), при котором уровень цен сохранится Р2. Объем производства упадет ниже своего первоначального уровня до Y3. Эффект храповика приводит к смещению кривой совокупного предложения от P1aAS до P2E2AS.

Смещение кривой совокупного предложения также влияет на равновесный уровень цен и реальный объем национального производства (рис. 12.9).

Рис. 12.9. Последствия изменений совокупного предложения.

Один или несколько неценовых факторов изменяются, вызывая увеличение совокупного предложения и смещение кривой вправо, от AS1 до AS2. На графике видно, что смещение кривой приведет к увеличению реального объема национального производства от Y1 к Y2 и уменьшению уровня цен от Р1 до Р2. Смещение кривой совокупного спроса вправо свидетельствует об экономическом росте. Смещение кривой совокупного предложения влево от AS1 до AS3 приведет к уменьшению реального объема национального производства от Y1 к Y3 и увеличению уровня цен от P1 до Р3, т. е. к инфляции.

Можно сказать, что в самом общем виде экономическое равновесие – это соответствие между имеющимися ограниченными ресурсами (земля, труд, капитал, деньги), с одной стороны, и возрастающими потребностями общества – с другой. Рост общественных потребностей, как правило, опережает увеличение экономических ресурсов. Поэтому обычно равновесие достигается либо посредством ограничения потребностей (платежеспособного спроса), либо расширением мощностей и оптимизацией использования ресурсов.

Различают частичное и общее равновесие. Частичное равновесие – количественное соответствие двух взаимосвязанных макроэкономических параметров или отдельных сторон экономики. Это, например, равновесие производства и потребления, доходов и расходов бюджета, спроса и предложения и т. п. В отличие от частичного общее экономическое равновесие означает соответствие и согласованное развитие всех сфер экономической системы. Наиболее важные предпосылки ОЭР следующие:

  • соответствие общенациональных целей и имеющихся экономических возможностей;
  • использование всех экономических ресурсов – рабочей силы, денег, основных фондов, т. е. обеспечение нормального уровня безработицы и оптимальных резервов мощностей без допущения изобилия простаивающих мощностей, массовой безработицы, нереализованных товаров, равно как и чрезмерного напряжения ресурсов;
  • приведение структуры производства в соответствие со структурой потребления;
  • соответствие совокупного спроса и совокупного предложения на всех четырех типах рынков – товаров, труда, капитала и денег.

Следует также отметить, что модели ОЭР будут различаться для закрытой и открытой экономики, в последнем случае учитывая внешние по отношению к данной национальной экономике факторы, – колебание валютных курсов, условия внешней торговли и т. п.

Макроэкономическое равновесие нельзя рассматривать как статичное состояние, оно весьма динамично и вряд ли достижимо в принципе, как любое идеальное состояние. Циклические колебания присущи любой экономической системе. Но общество заинтересовано в том, чтобы отклонения от идеального равновесия (или баланса) экономических интересов были минимальными, ибо слишком большие колебания могут привести к необратимым последствиям – к разрушению системы как таковой. Поэтому соблюдение условий макроэкономического равновесия является основой социально-экономической стабильности того или иного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №6. « Национальный доход, его распределение и перераспределение».

 

  1. Макроэкономическое регулирование.

Макроэкономическое регулирование [macroeconomic regulation] — способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать. Однако имеются стимулы и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействия в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства.

Цель:

  1. Устойчивые и высокие темпы экономического роста в стране.
  2. Высокий уровень занятости и низкий уровень безработицы. Добиться уровня безработицы меньше 1% - нереально. По официальным данным уровень безработицы в Туркменистане и Узбекистане меньше 1 %, это говорит о том что эти цифры искусственно занижены. Нормальным уровнем считается — до 4%.
  3. Экспортно-импортная сбалансированность. В РБ торговый баланс не сбалансирован, импорт больше экспорта.
  4. Стабильный уровень цен в стране.
  5. Сбалансированность торгового и платёжного баланса.
  6. Справедливая система регулирования доходов. Децильный индекс не должен быть больше 7-8.

Основные инструменты макроэкономического регулирования.

  1. Проведение эффективной денежно-кредитной политики (регулирование учётной ставки банковского процента, осуществление контроля за коммерческими банками, регулирование рынка ценных бумаг, регулирование валютных курсов).
  2. Проведение эффективной фискальной политики (регулирование правительственных расходов и доходов, регулирование системы налогообложения).
  3. Проведение эффективной внешне-экономической и таможенной политики (регулирование таможенных пошлин, тарифов и квот, регулирование торгового и платёжного баланса страны).
  4. Регулирование доходов субъектов (контроль и регулирование доходов хозяйственных субъектов и домашних хозяйств, ограничение заработной платы).

Фискальная политика.

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

 Автоматическая фискальная  политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы  представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность  их в экономическую систему) автоматически  стабилизирует экономику, стимулируя  деловую активность при спаде  и сдерживая ее при перегреве.

 

  1. Национальный доход.

Национальный доход (англ. national income) — один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость.

Национальный доход складывается из:

      1. заработной платы рабочих и служащих;
      2. дополнительных выплат;
      3. рентных доходов владельцев собственности;
      4. чистого процента по потребительским кредитам;
      5. прибылей корпораций;
      6. чистого дохода собственников.

 В практике различают произведенный и использованный национальный доход (НД). Произведенный национальный доход - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг. Использованный НД – это произведенный национальный доход за минусом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, транспортировки, т.д., и внешнеторгового сальдо.

ВВП и ВНП можно определить тремя методами:

 Первый метод – путем суммирования добавленной стоимости по всем отраслям национальной экономики (или его еще называют расчетом ВВП по источникам производства). Иными словами, ВВП по источникам производства представляет собой стоимость вновь созданную стоимость производителями – резидентами страны в ценах производства.

Информация о работе Контрольная работа по « Экономической теория »