Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами.
В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?
Обмен можно рассматривать с двух сторон:
- как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;
- как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Оглавление

1. Теоретические вопросы
- Сущность и структура рынка………………………………………………….. 7
- Рынок земли. Неэластичность ее предложения. Дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Цена земли……………………………………….. 3
2. Тестовые задания ……………………………………………………………. 9
3. Задача …………………………………………………………………………. 10
4. Список литературы………………………………………………………….. 11

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства российской федерации.doc

— 457.50 Кб (Скачать)

инистерство сельского хозяйства российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

 

Кафедра «экономика АПК»

 

 

Проверил

К.э.н., доцент       О.И. Рыжкова

«____» ___________ 200_ г. ______

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

по курсу: «Экономическая теория» (Микроэкономика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент __ курса

специальности ЭКУ (БУАиА)

Группа ______

Шифр _______                                                                                         

                                                                                                              Вариант № 4     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2011




 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Теоретические вопросы

- Сущность и структура рынка………………………………………………….. 7

- Рынок земли. Неэластичность ее предложения. Дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Цена земли……………………………………….. 3

 

2. Тестовые задания ……………………………………………………………. 9

 

3. Задача …………………………………………………………………………. 10

 

4. Список литературы………………………………………………………….. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические вопросы

 

1 (7).Сущность и структура рынка.

 

Сущность рынка

Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами.

В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

- как процесс движения товаров  и услуг, как процесс общественного обмена веществ;

- как процесс создания определенных  общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

   Как экономическая категория  обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

   Товарное обращение – более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т – Д – Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

   Торговля – это деятельность  людей по осуществлению товарного обмена и актов купли – продажи. Торговые сделки товаровладельцев – продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности.

    Торговые услуги – отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю – продажу товаров.

     К основным торговым  услугам относятся такие торговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров: прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие.

    К дополнительным торговым  услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование которого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения.

Рынок – это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения.

   Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

    Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров.

    Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.

 

Структура рынка

Характеристику рынка как совокупности или арены купли– продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

-тесная связь между ее элементами;

-определенная устойчивость этих  связей;

-целостность, совокупность данных  элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По объектам:

Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя – домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:

-рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);

- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;

- рынок услуг охватывает платные  услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:

- рынок жилья распространяет  свои действия на жилые помещения;

- особой категорией рынка недвижимости  выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей

земли на определенный срок в аренду. Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами

рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.

Рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников.

Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

Рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги,

которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое

оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций

и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии.

Денежный рынок -  это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование

согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.

Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке

ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за

последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

Рынок инноваций -  это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения,

изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

По субъектам:

Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.

Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов – совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

 

По общественному разделению труда:

Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;

Региональный рынок;

Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;

Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

 

По уровню насыщения:

-Равновесный рынок - спрос и  предложение примерно совпадают;

-Дефицитный рынок - спрос превышает  предложение;

-Избыточный рынок - предложение  превышает спрос;

 

По степени зрелости:

-Неразвитый рынок;

-Развитый рынок;

-Формирующийся рынок;

 

По степени ограниченности конкуренции:

Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;

Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;

 

Смешанный рынок;

 

По соответствию действующему законодательству:

Легальный рынок (открытый, узаконенный);

Нелегальный рынок («черный» и «серый») – возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"