Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

№2 Валовой внутренний продукт и методы его подсчета
№3 Государственная бюджетная система России
№1. Производительные силы и их структура.

Файлы: 1 файл

2 Валовой внутренний продукт и методы его подсчета.docx

— 30.09 Кб (Скачать)

№2   Валовой внутренний продукт и методы его подсчета 

   Центральным показателем Системы национальных счетов (СНС) является валовой внутренний продукт (ВВП). В статистике ряда зарубежных стран используется и более ранний макроэкономический показатель — валовой национальный продукт (ВНП). Оба они отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства материального производства и услуг. Оба определяют стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так постоянных (ценах какого-либо базового года).

Разница между  ВНП и ВВП состоит в следующем:

      — ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных территории данной страны;

     — ВНП — это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в  стране или за рубежом).

         Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом переведенная в страну прибыль вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.

Обычно, чтобы  рассчитать ВНП, к показателю ВВП  добавляют разность между прибылями  и доходами, полученными предприятиями  и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны, и  прибылями и доходами, полученными  иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, с  другой стороны.

Эта разность весьма невелика: для ведущих стран  Запада не более ± 1% от ВВП.

           В нашей стране переход к новым показателям — вначале ВНП, а затем ВВП — начался с 1988 г. Этот переход осуществляется путем пересчета валового общественного продукта (ВОП) и национального дохода (НД), представляющих собой соответственно суммы валовой продукции и чистой продукции отраслей материального производства. 

  МЕТОДЫ ПОДСЧЕТА ВАЛОВОГО ПРОДУКТА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА

            

          Таким образом, с помощью показателей валового продукта делается попытка измерить объем годового (квартального, месячного) выпуска товаров и услуг в экономике.

Эта общая, сводная величина валового продукта нас интересует, во-первых, с точки  зрения того из чего она складывается, и, во-вторых, на что она расходуется, т. е. если ВВП России в 1995 г составил 1659 трлн. руб., то что он включает и на что израсходована эта сумма.

Следовательно, ВВП может быть определен одним  из трех методов, путем суммирования:

— добавленной  стоимости по всем отраслям национальной экономики (ВВП по производству, отраслям);

— всех расходов на покупку общего объема произведенной  в данном году продукции (ВВП по расходам);

—    всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (ВВП по доходам).

  Расчет ВВП по  отраслям. 

       Анализ показателя ВВП, исчисленный первым методом (по отраслям), позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании ВВП.

Расчет  ВВП по расходам.

   В  соответствии со вторым методом  расчета ВВП (по расходам) он  включает следующие статьи:

1. Конечные  потребительские расходы домашних  хозяйств. Это товары повседневного  спроса, предметы потребления длительного  пользования, расходы на потребительские  услуги и др.

2. Конечные  расходы органов государственного  управления (государственных учреждений). Это расходы государственных  и муниципальных органов управления  на покупку экономических ресурсов  и произведенной продукции для  нужд государства, что выражается  суммой затрат на выплату заработной  платы государственным и муниципальным  служащим (работникам так называемой  бюджетной сферы), на закупку для  государственных нужд товаров  и услуг.

3. Конечные  расходы некоммерческих организации, обслуживающих домашние хозяйства. Это расходы профсоюзов, политических партий и религиозных организаций, общественных объединений на услуги обществу в целом и отдельным домашним хозяйствам.

4. Валовое  накопление основного капитала (валовые  капиталовложения), которое состоит  из так называемых чистых капиталовложений, т. е. финансируемых не за  счет амортизационных отчислений, и амортизационных отчислений (они  также идут на финансирование  капиталовложений).

5. Изменения  в запасах материальных оборотных  средств, которые, как и валовое  накопление основного капитала, являются составной частью всего  валового накопления.

6. Чистый  экспорт товаров и услуг, рассчитываемый  во внутренних цен

Расчет  ВВП по доходам. 

Расчет ВВП  по доходам отражает первичные, т.е. еще не перераспределенные, доходы домашних хозяйств, предприятий и  государственных учреждений. Эти  доходы можно разбить на оплату труда (заработную плату наемных работников, доходы самостоятельных работников, доходы от индивидуальных и семейных товариществ и кооперативов), валовую  прибыль (ренту, ссудный и банковский процент, предпринимательскую прибыль, амортизационные отчисления, различные  виды смешанного дохода), а также  чистые налоги.

Чего  не охватывает ВВП ? 

       Следует отметить, что, несмотря на то что ВВП рассчитывается с охватом обеих сфер: материального и нематериального производства, в этот показатель не попадают многие операции и услуги, которые трудно или невозможно учесть:

— работа домохозяек в своем домашнем хозяйстве;

— работа ученых «на себя», не воплощенная в виде готовой продукции: книг, образцов и  т.д.;

— бартерный  обмен;

—    доходы теневого бизнеса;

—    оплата в виде чаевых и т.п.

При всех методах  подсчета ВВП в него не включаются так называемые непроизводственные сделки, в частности трансфертные платежи. Объем этих платежей, как  правило, достаточно велик, но они представляют собой просто перераспределение  созданного ВВП.

К числу  трансфертных платежей относятся:

— государственные  трансфертные платежи (выплаты по социальному  страхованию, пособия по безработице, стипендии, пенсии, выплаты процентов  по государственному долгу и т.п. );

— частные  трансфертные платежи (разовые выплаты  из частных фондов, стипендии частных  лиц и организации и т. п. );

Не включаются в состав ВВП и чисто финансовые операции (например, купля-продажа ценных бумаг), так как они не увеличивают  текущее производство. 
 
 
 

№3 Государственная бюджетная система России. 

           Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджет. Основные черты бюджетной  системы и бюджетного устройства Российской Федерации 

           Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

БК РФ дает следующее определение бюджетной  системы: «основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов». Под бюджетным  устройством принято понимать организацию  бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:  

·     первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты  государственных внебюджетных фондов; 

·     второй уровень - бюджеты субъектов  РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов; 

·     третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).  

        Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия бюджетным кодексом Российской Федерации   (БК РФ) внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

     Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Принципы  бюджетной системы 

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы  Российской Федерации:

·     единства бюджетной системы Российской Федерации;

·     разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

·     самостоятельности бюджетов;

·     полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

·     сбалансированности бюджета;

·     эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

·     общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

·     гласности;

·     достоверности бюджета;

·     адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов  бюджетного процесса, санкций за нарушения  бюджетного законодательства, а также  единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"