Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Оглавление

1.Монополия и ее виды. Ценовая дискриминация.


2.Сущность и содержание платежного баланса.



3.Задача:


Владелец 150 тыс. руб. положил эту сумму во Внешторгбанк сроком на пять лет из расчета процентной ставки, равной 12% годовых.

Вычислите размер дохода по этому вкладу за пять лет, исходя из того, что владелец денег не снимал проценты по завершении каждого года.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 30.81 Кб (Скачать)

  Вариант 24. 

     
  1. Монополия и ее виды. Ценовая  дискриминация.
 
     
  1. Сущность  и содержание платежного баланса.
 
 
     
  1. Задача:
 

  Владелец 150 тыс. руб. положил  эту сумму во Внешторгбанк сроком на пять лет  из расчета процентной ставки, равной 12% годовых.

  Вычислите размер дохода по этому  вкладу за пять лет, исходя из того, что  владелец денег не снимал проценты по завершении каждого  года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Монополия и ее виды. Ценовая  дискриминация. 

     Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной  области государства, организации, фирмы.

     Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в  частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

     При анализе монополии важно учитывать  неоднозначность самого термина ,,монополия’’. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова ,,моно’’- один, ,,полио’’- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина монополия, а тем более ,,чистая’’ монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: ,,несовершенный конкурент’’ (П.Самуэльсон), ,,ценоискатель’’ (П.Хейне).

    Формирование  и рост монополий исторически  неразрывно связаны перерастанием  капитала свободной конкуренции  в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и ,,чистая’’ абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. ,,…монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…’’ (В.И.Ленин ,,Полное собрание сочинений’’).

    Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

         Существуют два подхода к понятию  "монополия". Во-первых, монополию   можно рассматривать как тип  фирмы. Она представляет собой  крупное объединение, занимающее  ведущее  положение  в определенной  отрасли хозяйства (или в нескольких  отраслях) в какой-либо стране  или в  мире  в  целом.  Обычно монополия ассоциируется  с крупными и известными всему  миру компаниями, хотя они могут  держать незначительную часть  рынка.

         Но может существовать и другая  трактовка понятия  "монополия" - это экономическое поведение  фирмы. На рынке возможна ситуация,  когда  покупателям  противостоит  предприниматель-монополист, производящий  основную массу продукции определенного  вида.  В этом случае монополистом может  оказаться сравнительно  небольшое  по размерам предприятие (украинский пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов  в Украине,  и порядка четверти - в мире при предельном объеме производства 2500 машин в год).  И напротив,  крупная фирма  может и не быть монополистом,  если ее доля на данном рынке невелика.

         Обращаясь к  монополии   как виду экономической структуры  рынка,  ее следует рассматривать  как определенный тип экономических   отношений,  который  дает  возможность   одному  из участников этих  отношений диктовать свои  условия   на  рынке определенного товара.

         Монополия предполагает,  что  в  отрасли  имеется  только  один  производитель,  который   полностью  контролирует объем  предложения товара.  Это позволяет  ему  устанавливать  цену, которая  принесет максимум прибыли. Степень  использования монопольной власти  в установлении цены будет  зависеть от наличия близких  заменителей товара.  Если товар  уникален, то покупатель вынужден  платить назначенную цену или  отказаться от покупки.  Число  продуктов, не имеющих заменителей,  ограничено.  К чистой монополии  можно отнести предоставление  коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

         Фирма-монополист обычно  имеет   более  высокую  прибыль,  что,  естественно,  привлекает  в отрасль других производителей. В случае чистой монополии,  препятствия для вступления в  отрасль достаточно велики,  и  это практически блокирует проникновение  конкурентов на монополизированный  рынок.  Вот реально значимые  преграды на пути возможных  конкурентов  монополий.

     Особый  вид монополий – международные  монополии. Экономической основой  возникновения и развития международных  монополий является высокая степень  обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной  жизни. Существуют две разновидности  международных монополий. Первая –  транснациональные монополии. Они  национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран ( слияние де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместных компаний. Слияние такого типа – наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположение штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.

     Вид монополий зависит от рыночной структуры  и формы конкуренции. Вообще любая  монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что  данный продукт производится только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

     Нашу  экономическую политику все время  кидает из административного произвола  по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных  ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а  во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том  кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем  более тщательной экономической  и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и  хозяйственным отношениям. 
 
 
 
 

    Сущность  и содержание платежного баланса. 

     Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого  участия, степень интеграции отдельных  стран в мировое хозяйство  различны.

     Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых  характеризует усиление целостности  мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических  отношений существуют политические, военные, культурные и другие отношения  между странами, которые порождают  денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных  отношений страны находит отражение  в балансовом счете ее международных  операций, который по традиции называется платежным балансом.

     Первые  попытки учета масштабов и  оценки последствий международных  экономических операций появляются в Англии в конце XIV в. и связаны с экономическими воззрениями раннего меркантилизма. Стремление предотвратить отлив из страны золота, которое олицетворялось с национальным богатством, вызвало необходимость осмысления природы и оценки масштабов внешней торговли, а затем и других внешнеэкономических операций.

     В период капитализма свободной конкуренции  интерес к проблеме учета международных  экономических операций и их надлежащего  отражения в платежном балансе  был обусловлен главным образом  стремлением отдельных государств предотвратить отлив золота в периоды экономических и кредитных кризисов, а со стороны экономистов - стремлением объяснить

     Причины нарушения и восстановления платежного равновесия в рамках общей экономической теории равновесия.

     Практически все видные представители буржуазной экономической науки, включая классиков  буржуазной политической экономии - А. Смита и Д.Риккардо, отдали дань проблеме равновесия платежного баланса, внося новые элементы и представления в процесс составления платежных балансов. Переход капитализма в современную стадию, отмеченный ростом вывоза капитала, быстрым развитием других международных экономических операций, привел к расширению содержания платежных балансов. Одновременно возрастает необходимость и совершенствуется практика учета международных расчетов как следствие усиления роли государства в формировании и урегулировании платежных балансов. Возрастает роль государственных экономических учреждений - казначейства, бюджетных и других учреждений, деятельность которых включает сбор и анализ данных о международных расчетах.

       Платежный баланс (по определению МВФ) - это  статистический отчет за определенный период, показывающий:

       - операции с товарами, услугами  и доходами, совершенные какой-либо  страной с остальным миром;

       - смену собственности и другие  изменения в принадлежащих данной  стране монетарном золоте, специальных  правах заимствования, а также  - финансовых требованиях и обязательствах  по отношению к остальному  миру;

       - односторонние переводы и компенсирующие  записи, которые необходимы для  балансирования в бухгалтерском  смысле тех операций и изменений,  которые взаимно не покрываются.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"