Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема очень актуальна в современном мире, поскольку конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ ВЭКОНОМИКЕ………………..….…...................................................................5
Понятие конкуренции. Основные виды конкурентных структур……………………………………...…...…………………5
Конкуренция Майкла Портера ………………………………..…13
Экономическая роль конкуренции ……………………...…….....20
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ……...……….…...21
Проявление конкуренции в современной России …………....…21
Пути повышения конкурентоспособности России……………...24
Антимонопольная служба России. Российский рынок нефтепродуктов …………………..…………………………...…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………..…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………...……40

Файлы: 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 816.79 Кб (Скачать)

Добавим к этому, что в Москве, являющейся экономическим центром и крупнейшим работодателем, фирма не имеет права без разрешения властей принять на работу гражданина РФ, не имеющего регистрации в Москве (получение которой зависит от воли ряда других людей).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы:

1) она  способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять  лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;

2) она  чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;

3) в известной  мере выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики.

К числу  негативных сторон можно отнести:

1) придает  бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы,  инфляции и банкротства;

2) ведет  к дифференциации доходов и  создает условия для их несправедливого  распределения;

3) ее  следствием может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

К сожалению  лишь недавно мы осознали необходимость  экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного  развития народного хозяйства.

Конкуренция - определяющее условие поддержания  динамизма в экономике, и в  условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению с  монополией и плановой экономикой.

На мой  взгляд, полезно время от времени  проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного  рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и  олигополией.

Мы выяснили, что для того чтобы рынок был  совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка  в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и  выход из него, и независимые решения, как со стороны производителей, так  и потребителей. Некоторые отрасли  особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют  этим требованиям, но модель конкуренции  является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются  только приблизительно. Совершенный  конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров  и услуг.

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность  совершенно конкурентным продавцы могут  повышать цену на свои продукты, ограничивая  свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной  конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность  для вхождения других.

Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли  или же по другим причинам, может  объявить монополию «общественно полезным предприятием»и установить контроль над  ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество  продавцов, легкость вхождения и  дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры  для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным  контролем.

Говоря  о негативных методах ведения  конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны  между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного  комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

Анализ  конкурентоспособности России дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения  конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.

Я считаю, что именно с помощью государственного регулирования экономики и различных  антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно  достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в  условиях свободной конкуренции  факторы, противодействующие влиянию  монополий или уравновешивающие его.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Российская газета, №  7, 21.01.2009.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ  (ред. от 07.02.2011). Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
  3. Федеральный  закон  «О  конкуренции  и   ограничении монополии на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101с.
  4. Федеральный закон «О естественных монополиях»  от  17августа 1995 года №149-ФЗ. – 64с.
  5. Блинов А. «Конкурентоспособность российской экономики: миф или реальность?» «Инвестиции в России»  - М.:, – 2003 г.-154 с.
  6. Кулешова А. Б. Шпаргалка по конкуренции: учеб. пособие — М.: ТК Велби, 2004. — 32 с.
  7. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е.  «Курс экономической теории» - М.:, 2005-124 с.
  8. Микроэкономика: теория и российская практика: учеб. пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, Ю. А. Юданова. – М.: КНОРУС. – 2005. – 592 с.
  9. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 605с.
  10. Михайлушкин  А.И.,  Шимко  П.Д.   Основы   рыночной экономики. Курс лекций для абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса», 2006. – 189с.
  11. Портер Майкл «Конкуренция», – М.: КНОРУС.- 2006.- 115с.
  12. Рябушкин Б.Т. Маркетинг в России и за рубежом, 2011. - № 2. – 312 с.
  13. Система национальных счетов. Учебник. Под редакцией Г.Д. Кулагиной, - М.: Финансы и статистика, 2010. - 805 с.
  14.   Резникович А. Монополистическое отечество в опасности Коммерсантъ-Деньги -13, М.: -2004, 32с.
  15. Харитонов В.К. Государство и проблемы  конкуренции  в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2008. – с.23-26.
  16. Э.Чемберлин. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 2008 г.-87 с.
  17. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2007. – 267с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение  1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Силы, управляющие конкуренцией в отрасли

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Распределение мест в рейтинге растущей конкурентоспособности 10

стран мира в 2001 и 2002 гг [4].

 

Наименование стран

Место в рейтинге стран

2009

2008

США

1

2

Финляндия

2

1

Тайвань

3

7

Сингапур

4

4

Швеция

5

9

Швейцария

6

15

Австралия

7

5

Канада

8

3

Норвегия

9

6

Дания

10

14

***

Россия

64

63


 

 

Распределение мест в рейтинге микроэкономической конкурентоспособности 10 стран мира в 2001 и 2002 гг [4].

    

Наименование стран

Место в рейтинге стран

2009

2008

США

1

2

Финляндия

2

1

Великобритания

3

7

Германия

4

4

Швейцария

5

5

Швеция

6

6

Нидерланды

7

3

Дания

8

8

Сингапур

9

9

Канада

10

12

***

Россия

58

56


 

 

Приложение 4

 

 


 

 


 

Приложение 5

Сравнительная доходность при поставках  дизельного топлива на внутренний рынок  и на экспорт (по данным агентства Argus) [8].

а) цены на ДТЛ в Уфе руб./т

 

б) цены на ДТЛ в Москве руб./т

 

Приложение 6

Динамика отгрузочных цен на бензин Аи-76 в разрезе основных НПЗ  в 3 квартале 2008 – 1 квартале 2009 гг [8].



Информация о работе Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России