Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:23, курсовая работа
Выбранная тема очень актуальна в современном мире, поскольку конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ ВЭКОНОМИКЕ………………..….…...................................................................5
Понятие конкуренции. Основные виды конкурентных структур……………………………………...…...…………………5
Конкуренция Майкла Портера ………………………………..…13
Экономическая роль конкуренции ……………………...…….....20
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ……...……….…...21
Проявление конкуренции в современной России …………....…21
Пути повышения конкурентоспособности России……………...24
Антимонопольная служба России. Российский рынок нефтепродуктов …………………..…………………………...…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………..…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………...……40
4. Более высокие издержки. Компании, занимающие прочные позиции, могут иметь преимущество по издержкам, недоступное для потенциальных конкурентов, независимо от их размеров и возможных масштабов производства. Эти преимущества могут быть основаны на так называемой кривой обучения (learning curve — кривая приобретения навыка или квалификации) (и ее старшей "сестре" — кривой опыта (experience curve)), использовании передовых технологий, доступе к лучшим источникам сырья, активах, приобретенных по доинфляционным ценам, государственных субсидиях или выгодном местоположении. В некоторых случаях ценовые преимущества объективно обусловлены, поскольку защищены патентом.
5. Доступ к каналам распределения. Новые конкуренты, безусловно, должны позаботиться о надежных каналах распределения своих товаров или услуг. Новые продукты питания, например, могут вытеснить с полок супермаркетов существующие продукты за счет более низкой цены, продуманной политики продвижения, усилий, направленных на повышение продаж, и применения других способов. Чем более ограничены каналы сбыта оптовой или розничной торговли и чем более прочное положение занимают в них существующие конкуренты, тем тяжелее проникнуть в эту отрасль. Иногда эти препятствия настолько серьезны, что новые участники вынуждены создавать собственные каналы распределения, как это сделала компания Timex в отрасли производства наручных часов в 50-е годы.
6. Политика правительства. Правительство может лимитировать или даже во все исключить вторжение в отрасли такими методами, как лицензирование и ограничения в доступе к источникам сырья. Наглядными примерами в этом отношении могут служить такие регулируемые отрасли, как розничная торговля спиртными напитками и перевозки на грузовиках и суднах; более тонкие ограничения действуют в угольной промышленности. Правительство может создавать барьеры с помощью таких механизмов, как контроль за стандартами загрязнения воды и воздуха и других норм безопасности.
Прогноз
в отношении реакции
Стратегическую
конкуренцию можно
Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае. если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков [12,С.260-262].
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Государственная политика России в области конкуренции
Государство как один из ведущих
субъектов рынка стремится
Этой проблеме отведено одно из главных
направлений деятельности нашего государства
– антимонопольное
В условиях рынка конкуренция выполняет следующие функции:
1) регулирование;
2) мотивацию;
3) распределение;
4) контроль.
Конкуренция является действенным
механизмом повышения качества, количества
товаров и услуг при
Государственная политика России в области конкуренции обычно направлена на:
1) интенсификацию научно-
2) поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;
3) создание условий для
Однако рынок неизбежно
Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:
1) подкупа;
2) шантажа;
3) предоставления заведомо
4) сокрытия информации о
5) заведомого сокрытия дефектов для потребителя;
6) промышленного шпионажа;
7) подделки продукции конкурентов [11,С.59-61].
Совершенная конкуренция и малый бизнес в России
В нашей стране многие категории
потребительских товаров
Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК, низкая капиталоемкость сектора Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) при относительно развитой инфраструктуре, долговременное присутствие российской машинотехнической продукции на рынках некоторых стран, позволяющее не только сохранить, но и усилить влияние на этих рынках.
Однако
использование этих преимуществ
сдерживается рядом причин. Это неразвитость
финансовой и организационной
В целом
состояние конкурентной среды характеризует
все еще высокий уровень
2.2 Пути повышения конкурентоспособности России
В последние
годы Россия теряет международную
Для того чтобы выполнить задачи и достичь цели необходимо:
2.3 Антимонопольная служба России. Российский рынок нефтепродуктов
Огромную
роль в повышении
В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок. Следствием этим процессов становится усиление контроля ФАС России за соблюдением антимонопольного законодательства крупными компаниями.
В последние годы государство уделяет повышенное внимание проблемам, связанным с состоянием конкуренции, а также пресечению нарушений антимонопольного законодательства. Обновлено антимонопольное законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение.
Информация о работе Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России