Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема очень актуальна в современном мире, поскольку конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ ВЭКОНОМИКЕ………………..….…...................................................................5
Понятие конкуренции. Основные виды конкурентных структур……………………………………...…...…………………5
Конкуренция Майкла Портера ………………………………..…13
Экономическая роль конкуренции ……………………...…….....20
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ……...……….…...21
Проявление конкуренции в современной России …………....…21
Пути повышения конкурентоспособности России……………...24
Антимонопольная служба России. Российский рынок нефтепродуктов …………………..…………………………...…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………..…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………...……40

Файлы: 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 816.79 Кб (Скачать)

4.  Более высокие издержки. Компании, занимающие прочные позиции, могут иметь преимущество по издержкам, недоступное для потенциальных конкурентов, независимо от их размеров и возможных масштабов производства. Эти преимущества могут быть основаны на так называемой кривой обучения (learning curve — кривая приобретения навыка или квалификации) (и ее старшей "сестре" — кривой опыта (experience curve)), использовании передовых технологий, доступе к лучшим источникам сырья, активах, приобретенных по доинфляционным ценам, государственных субсидиях или выгодном местоположении. В некоторых случаях ценовые преимущества объективно обусловлены, поскольку защищены патентом.

5.  Доступ к каналам распределения. Новые конкуренты, безусловно, должны позаботиться о надежных каналах распределения своих товаров или услуг. Новые продукты питания, например, могут вытеснить с полок супермаркетов существующие продукты за счет более низкой цены, продуманной политики продвижения, усилий, направленных на повышение продаж, и применения других способов. Чем более ограничены каналы сбыта оптовой или розничной торговли и чем более прочное положение занимают в них существующие конкуренты, тем тяжелее проникнуть в эту отрасль. Иногда эти препятствия настолько серьезны, что новые участники вынуждены создавать собственные каналы распределения, как это сделала компания Timex в отрасли производства наручных часов в 50-е годы.

6. Политика правительства. Правительство может лимитировать или даже во все исключить вторжение в отрасли такими методами, как лицензирование и ограничения в доступе к источникам сырья. Наглядными примерами в этом отношении   могут  служить  такие  регулируемые  отрасли,   как  розничная  торговля спиртными напитками и перевозки на грузовиках и суднах; более тонкие ограничения действуют в угольной промышленности. Правительство может создавать барьеры с помощью таких механизмов, как контроль за стандартами загрязнения воды и воздуха и других норм безопасности.

Прогноз в отношении реакции существующих в отрасли конкурентов также  может быть основанием для принятия решения о вторжении в данную отрасль. Весьма обоснованными опасениями могут служить как заведомо враждебное отношение конкурентов, занимающих привилегированное положение в отрасли, так и следующие мотивы.

 

  • Существующие конкуренты обладают реальным потенциалом для противодействия, включая излишек свободных наличных средств, незадействованные  крупные  источники  финансирования,   производственные  мощности, сильное влияние на каналы распределения и потребителей.
  • Компании, работающие в отрасли, готовы снизить цены, чтобы удержать в      своих руках долю рынка, или из-за избытка в отрасли производственных мощностей.
  • Когда рост отрасли происходит замедленными темпами, это негативно отражается на возможности принять новых конкурентов и часто на финансовой эффективности всех участников, вовлеченных в экономический спад.

Стратегическую  конкуренцию можно рассматривать  как процесс поиска новых позиций, которые обеспечивают приток потребителей, уже существующих на этом рынке, или  привлечение на рынок  совершенно новых потребителей. Стратегические позиции часто не совсем очевидны, и удачный поиск этих позиций  требует творческого подхода  и дальновидности. Новички часто  открывают для себя уникальные позиции, которые, в принципе, были доступны и прежде, но упущены из вида существующими  конкурентами. Компании Ikea, например, сумела распознать группу потребителей, которая была проигнорирована другими конкурентами или которой не было уделено достаточно внимания. Компания Circuit City Stores проникла на рынок подержанных автомобилей и основалась здесь под именем СагМах, открыв новый способ ведения дел — перекрашивание машин, гарантия на товар, безупречная калькуляция цен, разумное использование внутрифирменного финансирования покупателя, — которые давно "лежали на поверхности" для применения в бизнесе. Новые конкуренты могут обеспечить себе успех, заняв позицию, которая прежде была захвачена существующими в отрасли компаниями, но утрачена со временем из-за подражания более успешным компаниям и распыления усилий. Конкуренты, приходящие из других отраслей, также могут создать новые позиции, основанные на характерных видах деятельности, привнесенных ими из другого бизнеса. Вышеупомянутая компания СаrМах во многом воспользовалась опытом и знаниями Circuit City Stores в области управления учетом товаров, кредита и других видов деятельности в розничной торговле потребительской электроникой. В большинстве случаев, однако, новые позиции открываются благодаря переменам. Появляются новые группы потребителей или товаров, с развитием общества возникают новые потребности, развиваются новые каналы распределения, разрабатываются новые технологии, становятся доступны новое машинное оборудование и информационные системы. Когда происходят такие изменения, новые конкуренты, не обремененные историческим наследием отрасли, часто очень легко ощущают потенциал для новых способов конкуренции. В отличие от существующих конкурентов новички оказываются значительно гибче, поскольку им не приходится принимать компромиссных решений в отношении своих видов деятельности [6,С.10].

 

    1. Экономическая роль конкуренции

 

Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае. если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков [12,С.260-262].

 

ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

    1. Проявление конкуренции в современной России

 

Государственная политика России в области конкуренции

Государство как один из ведущих  субъектов рынка стремится законодательно урегулировать конкуренцию. Одновременно с этим разработка и последовательная реализация актуальных мероприятий  против монополизации национального  рынка является необходимым условием выхода из экономического кризиса.

Этой проблеме отведено одно из главных  направлений деятельности нашего государства  – антимонопольное регулирование. Это совокупность нормативно закрепленных правил поведения всех хозяйствующих  субъектов и механизмов предотвращения монополизации рынка, направленных на дискриминацию потребителей и  препятствующих добросовестной конкуренции  и развитию национальной экономики.

В условиях рынка конкуренция выполняет  следующие функции:

1) регулирование;

2) мотивацию;

3) распределение;

4) контроль.

Конкуренция является действенным  механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом  уменьшении его стоимости.

Государственная политика России в  области конкуренции обычно направлена на:

1) интенсификацию научно-технического  прогресса;

2) поддержание конкуренции в  нормативно-правовом поле;

3) создание условий для эффективной  и результативной конкурентной  борьбы.

Однако рынок неизбежно стремится  к монополизации, так как для  эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над  рынком.

Недобросовестная конкуренция  в национальной экономике России проявляется в виде:

1) подкупа;

2) шантажа;

3) предоставления заведомо ложной  информации потребителю;

4) сокрытия информации о хозяйственной  деятельности от проверяющих  структур государства;

5) заведомого сокрытия дефектов  для потребителя;

6) промышленного шпионажа;

7) подделки продукции конкурентов [11,С.59-61].

 

Совершенная конкуренция и малый  бизнес в России

В нашей стране многие категории  потребительских товаров завозятся  преимущественно миллионами «челноков», т. е. даже не просто мелкими, а мельчайшими  предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных  лиц и ремонтом квартир активно  занимаются «дикие» бригады —  мельчайшие фирмы, часто действующие  без всякой регистрации. Специфически русским феноменом является и  «мелкооптовая торговля» — на многие языки этот термин даже трудно перевести. По-немецки, например, оптовая  торговля называется «крупной торговлей» — Grosshandel, поскольку обычно ведется  в больших масштабах. Поэтому  немецкие газеты часто передают абсурдно звучащий термин «мелкокрупная торговля» [12,С.120].

Конкурентные преимущества и слабые стороны России

Перспективы развития внешней торговли России в  значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ  ее промышленного комплекса. К ним  помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК, низкая капиталоемкость сектора Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) при относительно развитой инфраструктуре, долговременное присутствие российской машинотехнической продукции на рынках некоторых стран, позволяющее не только сохранить, но и усилить влияние на этих рынках.

Однако  использование этих преимуществ  сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур  внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной  поддержки экспорта; трудности адаптации  к условиям массового производства на основе конкурентных технологий. Кроме  того, жесткий протекционизм некоторых  зарубежных стран, поддерживающих монополию  транснациональных корпораций, препятствует выходу на многие рынки, где Россия могла бы использовать свои конкурентные преимущества. Наиболее яркий пример – рынок космических и информационных технологий и услуг [17,С.180-182].

 

В целом  состояние конкурентной среды характеризует  все еще высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые  нередко действуют даже тогда, когда  они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, а также недостаточное  информационное обеспечение. Однако наличие  тенденции по выравниванию нормы  прибыли говорит о снижении барьеров для межотраслевого перелива капитала, динамика основных показателей деятельности товарных бирж свидетельствует о развитии процессов создания информационной инфраструктуры бизнеса и снижении информационных барьеров для новых участников.

 

 

2.2 Пути повышения конкурентоспособности России

 

В последние  годы Россия теряет международную конкурентоспособность (Приложение 3) прежде всего из-за чрезмерно затянувшихся кризисов, нестабильности и застоя в экономике. Результатом всех этих процессов стало сокращение экспортных возможностей страны. В этой ситуации государство заинтересовано в том, чтобы всячески поддерживать и стимулировать отечественных производителей и решить комплекс стратегических задач, связанных с обретением Россией международной конкурентоспособности. К этим задачам относятся:

  • Целенаправленное содействие государства структурной перестройке экономики,
  • Изменение характера присутствия России в мировой экономике в отношении как товарной специализации, так и соответствующих договорно-правовых и политических условий;
  • Обеспечение экономической безопасности страны.

Для того чтобы выполнить задачи и достичь  цели необходимо:

  • Формирование новой структуры экспорта (значительное повышение в нем удельного веса и объема товаров с высокой степенью переработки, особенно изделий машиностроения, а так же услуг),
  • Создание необходимых условий для отечественных производителей,
  • Выявление и целенаправленное использование наиболее перспективных для российского экспорта товарно-страновых ниш на мировом рынке.
  • Обеспечение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами, их торгово-экономическими группами, организациями и союзами,
  • Поддержание со стороны государства импорта необходимых товаров, имеющего важное экономическое и социальное значение,
  • Урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами и международными организациями – кредиторами и должниками России,
  • Формирование эффективной защиты внешнеэкономических интересов России с помощью валютного, экспортного, таможенного и других форм регулирования.

 

2.3 Антимонопольная служба России. Российский рынок нефтепродуктов

 

Огромную  роль в повышении конкурентоспособности  играет Федеральная антимонопольная  служба (ФАС), поскольку если внутри страны конкуренция оставляет желать лучшего, то и на мировом рынке Россия не сможет составить конкуренцию доминирующим в этом вопросе странам.

В условиях замедления экономического роста и  уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков  приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок. Следствием этим процессов становится усиление контроля ФАС России за соблюдением  антимонопольного законодательства крупными компаниями.

В последние  годы государство уделяет повышенное внимание проблемам, связанным с  состоянием конкуренции, а также  пресечению нарушений антимонопольного законодательства. Обновлено антимонопольное законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение.

Информация о работе Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России