Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема очень актуальна в современном мире, поскольку конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ ВЭКОНОМИКЕ………………..….…...................................................................5
Понятие конкуренции. Основные виды конкурентных структур……………………………………...…...…………………5
Конкуренция Майкла Портера ………………………………..…13
Экономическая роль конкуренции ……………………...…….....20
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ……...……….…...21
Проявление конкуренции в современной России …………....…21
Пути повышения конкурентоспособности России……………...24
Антимонопольная служба России. Российский рынок нефтепродуктов …………………..…………………………...…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………..…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………...……40

Файлы: 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 816.79 Кб (Скачать)

 

Некоммерческое  партнерство высшего профессионального  образования 

«ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультет экономики и управления 
Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Экономическая теория»

на  тему «Конкурентные структуры в  экономике.

Их  проявление в современной России»

 

 

 

                              Выполнила: студентка 2 курса

заочной формы обучения

специальности

                                                                            «Менеджмент организации»                  Коробейникова Любовь

                                                                            Владимировна

Руководитель:

к.п.н.старший преподаватель

Пфлюг Вера Павловна

 

 

 

Пермь 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ ВЭКОНОМИКЕ………………..….…...................................................................5

    1. Понятие конкуренции. Основные виды конкурентных структур……………………………………...…...…………………5
    2. Конкуренция Майкла Портера ………………………………..…13
    3. Экономическая роль конкуренции ……………………...…….....20

ГЛАВА  2.  ПРОЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ……...……….…...21

    1. Проявление конкуренции в современной России …………....…21
    2. Пути повышения конкурентоспособности России……………...24
    3. Антимонопольная служба России. Российский рынок нефтепродуктов …………………..…………………………...…..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………..…35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………..38

ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………...……40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по  отношению  друг  к  другу  как  конкуренты.  Под экономической  конкуренцией  понимается  соревнование  экономических  агентов на рынке за предпочтение потребителей или  как  говорят,  за «рубль потребителя» в целях получения  наибольшей прибыли. Именно  на этом  основано  функционирование  фирм  в  современных  условиях,  в  условиях складывающихся рыночных отношений.

Выбранная тема очень актуальна в современном мире, поскольку конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма,  но  сами  ее  формы далеко  не  одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. 

Конкуренция – это главный  механизм  современного  рынка. Создание конкурентной среды  –  важнейшее  условие  функционирования рыночной экономики. В начале 90-х  годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии  и развитие  конкуренции.  Однако  в  течение   уже   10   лет   Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться  с  серьезными  проблемами  в создании  конкурентной  среды.  Полная  государственная   монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные  монополии  и  их социальная  значимость  –  все  это  существенно  осложняет  процесс  создания конкурентной среды в экономике  Российской Федерации. В тоже время  уже сегодня можно говорить о  значительном прогрессе  России  в вопросе построения конкурентной среды. Таким образом, можно с полным правом говорить о том,  что вопросы  конкуренции  имеют  сегодня  большую  актуальность  как  на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне [3,С.57-58].

Основная  цель  курсовой  работы  состоит  в  том,  чтобы рассмотреть различные конкурентные структуры в экономике и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.  Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:

1. понять сущность конкурентных структур;

2. проанализировать проявления рассматриваемых структур в современной России;

3. анализ проблем конкурентной среды в России.

Предметом исследования, таким образом,  будем  считать конкурентные структуры современной России.

 

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ

 

    1. Понятие конкуренции. Основные виды конкурентных структур

 

Каждая  отрасль имеет свою рыночную специфику - производство различных товаров, различный  состав производителей, размер предприятий, особенности технологии, состав и  специфика потребителей, особенности  конкуренции и др.

В микроэкономике обобщаются наиболее типичные рыночные структуры (модели рынка) и исследуются  поведение фирм-производителей, приводящие к получению ими наибольших выгод  – получения максимума прибыли. В основе этих обобщений вырабатываются конкретные рекомендации, имеющие важное прикладное значение в выборе стратегии поведения фирмы в тех или иных конкретных рыночных условиях.

Объектом  анализа конкуренции выступает  отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих товары (услуги) и непосредственно соперничающие друг с другом. Целью анализа является выявление конкурентных преимуществ фирмы и выбор стратегии конкуренции [5,С.12-15].

Существует  четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка (Приложение 1):

       1. Чистая конкуренция.

       2. Монополистическая конкуренция.

       3. Олигополия.

       4. Чистая монополия.

Чистая конкуренция

Характерными  чертами этого рынка являются:

• очень  большое количество субъектов, производящих и реализующих товары и услуги, имеющие однородный и стандартизированный  характер;

• рыночная цена производимого и реализуемого продукта не зависит от производителя  и потребителя. Контроль производителя  над ценой отсутствует;

• ни одна из фирм не может воздействовать на уровень цены в отрасли, так как  увеличение или уменьшение выпуска  одной незначительной доли общего производства не может повлиять на уровень цены данного продукта;

• конкурентная цена на рынке имеет тенденцию  к снижению и стремится сравняться с минимумом средних издержек производства, так как регулируется вступлением фирм в отрасль и  выходом из нее в зависимости  от наличия или отсутствия экономической  прибыли;

• условия  вступления в отрасль не ограничиваются. Фирмы и ресурсы могут свободно перемещаться между отраслями производства;

• неценовая  конкуренция отсутствует вследствие ограниченности возможностей небольших  фирм;

Конкурентная  система цен способствует:

а) формированию объемов производства и такому распределению  ресурсов, которое максимизирует  удовлетворение интересов производителя, потребителя и общества;

б) перераспределению  ресурсов в соответствии с изменением потребительских вкусов, наличия  и стоимости ресурсов, технологии и организации производства. Механизм рынка совершенной конкуренции  создает условия для саморегулирования  процессов производства, распределения, обмена и потребления в целях  наиболее эффективного решения главных  задач экономического развития.

Однако  рынок не свободен от недостатков. В условиях чистой конкуренции имеют место ограничения эффективности производства и распределения производственного продукта.

В экономической  литературе отмечаются следующие факторы, препятствующие повышению эффективности  производства и распределения в  условиях рынка чистой конкуренции:

• рынок  не обеспечивает относительного равновесия доходов и порождает неравенство  распределения произведенного общественного  продукта;

• рынок  не допускает побочных издержек для  производства общественных благ и удовлетворения общественных потребностей;

• чисто  конкурентный рынок может мешать разработке и внедрению новой  техники и технологии в силу небольшого размера конкурирующих фирм и  большей выгоды использования уже  разработанных технических усовершенствований, чем собственные инновации;

• чисто  конкурентный рынок не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов  для потребления, ни условий для  освоения новых продуктов.

Примерами отраслей хозяйства с чистой (или  совершенной) конкуренцией являются:

• сельскохозяйственное производство;

• мелкая розничная торговля;

• сфера  бытовых услуг;

• производство мелких объемов проектно-строительной продукции [9,С.208-211].

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция представляет собой модель рынка, соединяющую в себе черты рынков чистой конкуренции и чистой монополии. Эта модель рынка нашла очень широкое распространение в экономике многих стран. Она включает в свой состав очень значительный объем конкурентного рынка, смешанного с небольшой долей монопольной рыночной власти.

Отличительными  признаками монополистической конкуренции  являются:

•наличие  относительно большого числа относительно небольших фирм, каждая из которых  производит и реализует похожую, но не идентичную продукцию (например, обувь, одежду, мебель и т. д.);

• производимая продукция дифференцирована по качеству, видам предоставляемых услуг, условиями  продажи товара, размещению объектов продажи и формам стимулирования сбыта;

• отдельные  фирмы обладают относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

• имеют  место сравнительно легкие условия  вступления в отрасль новых предпринимателей и выхода из нее при соответствующих условиях;

• конкуренция  и экономическое соперничество  фирм сосредотачивается не только на цене, но и на таких неценовых  факторах, как реклама и другие средства стимулирования продажи произведенного продукта.

В условиях монополистической конкуренции  предприниматель стремится к некой комбинации влияния цены продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая обеспечивает максимизацию дохода и прибыли.

Дифференциация  продукта предоставляет потребителю большое разнообразие выбора товаров и услуг и перспективу улучшения их качества.

Издержками  монополистической конкуренции  являются недогрузки предприятий, компенсируемые более высокими ценами. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни оптимальной производственной эффективности. Однако дифференциация продукта и связанные с нею более высокий спрос стимулируют увеличение объема производства на предприятиях этой модели рынка, увеличивают доход и прибыль предпринимателя и в известной мере компенсируют указанные выше издержки.

Примерами отраслей хозяйства, в которых действует  рынок монополистической конкуренции, являются:

•  розничная  торговля;

•  производство одежды, обуви, мебели;

•   крупные предприятия сферы общественного  обслуживания, бытовой техники и других товаров широкого потребления [9,С.315].

Олигополия

Олигополиями  называются модели рынков, на которых действуют и господствуют несколько крупных фирм, представляющих, как правило, отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности и оптовой торговли.

Причиной  образования олигополии является эффект масштаба производства, побуждающий  к слиянию отдельных фирм и концентрации производства. Отличительными чертами этой модели рынка являются:

•  небольшое  число действующих на рынке фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка;

•  фирмы, представляющие отрасль, являются взаимозависимыми и находятся в конкурентной борьбе;

•   продукты, производимые фирмами, могут  быть как одинаковыми, так и значительно  дифференцированными по качеству;

•  имеет  место широкое использование  барьеров или препятствий для  вступления в отрасль новых фирм»  могущих стать конкурентами. Такими существенными препятствиями, ограничивающими вступление в отрасль, являются:

— наличие  патентов и лицензий на производство и сбыт продукции и контроль над  сырьевыми ресурсами;

— своеобразие  в установлении цен на производимую и продаваемую продукцию. Это своеобразие заключается в широком использовании различных форм монополистического ценообразования:

а) установление конкурентной цены: цена формируется  на основе взаимодействия независимых конкурирующих фирм, входящих в состав олигополии;

б) установление цены на основе тайного сговора между  фирмами, олигополиями: цена и рынки сбыта определяются сговором, каждый олигополист назначает цену и определенный сговором объем продукции, реализуемый на рынке;

Информация о работе Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России