Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:23, курсовая работа
Выбранная тема очень актуальна в современном мире, поскольку конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ ВЭКОНОМИКЕ………………..….…...................................................................5
Понятие конкуренции. Основные виды конкурентных структур……………………………………...…...…………………5
Конкуренция Майкла Портера ………………………………..…13
Экономическая роль конкуренции ……………………...…….....20
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ……...……….…...21
Проявление конкуренции в современной России …………....…21
Пути повышения конкурентоспособности России……………...24
Антимонопольная служба России. Российский рынок нефтепродуктов …………………..…………………………...…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………..…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………...……40
Некоммерческое
партнерство высшего
«ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Факультет
экономики и управления
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Конкурентные структуры в экономике.
Их проявление в современной России»
Выполнила: студентка 2 курса
заочной формы обучения
специальности
Руководитель:
к.п.н.старший преподаватель
Пфлюг Вера Павловна
Пермь 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ ВЭКОНОМИКЕ………………..….….........
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…..……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях
стремления каждой фирмы к максимизации
прибыли и, следовательно, к расширению
масштабов хозяйственной
Выбранная тема очень актуальна в современном мире, поскольку конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе России в вопросе построения конкурентной среды. Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне [3,С.57-58].
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные конкурентные структуры в экономике и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. понять сущность конкурентных структур;
2. проанализировать проявления рассматриваемых структур в современной России;
3. анализ проблем конкурентной среды в России.
Предметом исследования, таким образом, будем считать конкурентные структуры современной России.
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ
Каждая отрасль имеет свою рыночную специфику - производство различных товаров, различный состав производителей, размер предприятий, особенности технологии, состав и специфика потребителей, особенности конкуренции и др.
В микроэкономике обобщаются наиболее типичные рыночные структуры (модели рынка) и исследуются поведение фирм-производителей, приводящие к получению ими наибольших выгод – получения максимума прибыли. В основе этих обобщений вырабатываются конкретные рекомендации, имеющие важное прикладное значение в выборе стратегии поведения фирмы в тех или иных конкретных рыночных условиях.
Объектом анализа конкуренции выступает отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих товары (услуги) и непосредственно соперничающие друг с другом. Целью анализа является выявление конкурентных преимуществ фирмы и выбор стратегии конкуренции [5,С.12-15].
Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка (Приложение 1):
1. Чистая конкуренция.
2. Монополистическая конкуренция.
3. Олигополия.
4. Чистая монополия.
Чистая конкуренция
Характерными чертами этого рынка являются:
• очень большое количество субъектов, производящих и реализующих товары и услуги, имеющие однородный и стандартизированный характер;
• рыночная цена производимого и реализуемого продукта не зависит от производителя и потребителя. Контроль производителя над ценой отсутствует;
• ни одна из фирм не может воздействовать на уровень цены в отрасли, так как увеличение или уменьшение выпуска одной незначительной доли общего производства не может повлиять на уровень цены данного продукта;
• конкурентная цена на рынке имеет тенденцию к снижению и стремится сравняться с минимумом средних издержек производства, так как регулируется вступлением фирм в отрасль и выходом из нее в зависимости от наличия или отсутствия экономической прибыли;
• условия вступления в отрасль не ограничиваются. Фирмы и ресурсы могут свободно перемещаться между отраслями производства;
• неценовая
конкуренция отсутствует
Конкурентная система цен способствует:
а) формированию объемов производства и такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение интересов производителя, потребителя и общества;
б) перераспределению
ресурсов в соответствии с изменением
потребительских вкусов, наличия
и стоимости ресурсов, технологии
и организации производства. Механизм
рынка совершенной конкуренции
создает условия для
Однако рынок не свободен от недостатков. В условиях чистой конкуренции имеют место ограничения эффективности производства и распределения производственного продукта.
В экономической литературе отмечаются следующие факторы, препятствующие повышению эффективности производства и распределения в условиях рынка чистой конкуренции:
• рынок
не обеспечивает относительного равновесия
доходов и порождает
• рынок не допускает побочных издержек для производства общественных благ и удовлетворения общественных потребностей;
• чисто
конкурентный рынок может мешать
разработке и внедрению новой
техники и технологии в силу небольшого
размера конкурирующих фирм и
большей выгоды использования уже
разработанных технических
• чисто конкурентный рынок не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов для потребления, ни условий для освоения новых продуктов.
Примерами отраслей хозяйства с чистой (или совершенной) конкуренцией являются:
• сельскохозяйственное производство;
• мелкая розничная торговля;
• сфера бытовых услуг;
• производство мелких объемов проектно-строительной продукции [9,С.208-211].
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция представляет собой модель рынка, соединяющую в себе черты рынков чистой конкуренции и чистой монополии. Эта модель рынка нашла очень широкое распространение в экономике многих стран. Она включает в свой состав очень значительный объем конкурентного рынка, смешанного с небольшой долей монопольной рыночной власти.
Отличительными признаками монополистической конкуренции являются:
•наличие относительно большого числа относительно небольших фирм, каждая из которых производит и реализует похожую, но не идентичную продукцию (например, обувь, одежду, мебель и т. д.);
• производимая продукция дифференцирована по качеству, видам предоставляемых услуг, условиями продажи товара, размещению объектов продажи и формам стимулирования сбыта;
• отдельные фирмы обладают относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой;
• имеют место сравнительно легкие условия вступления в отрасль новых предпринимателей и выхода из нее при соответствующих условиях;
• конкуренция и экономическое соперничество фирм сосредотачивается не только на цене, но и на таких неценовых факторах, как реклама и другие средства стимулирования продажи произведенного продукта.
В условиях монополистической конкуренции предприниматель стремится к некой комбинации влияния цены продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая обеспечивает максимизацию дохода и прибыли.
Дифференциация продукта предоставляет потребителю большое разнообразие выбора товаров и услуг и перспективу улучшения их качества.
Издержками монополистической конкуренции являются недогрузки предприятий, компенсируемые более высокими ценами. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни оптимальной производственной эффективности. Однако дифференциация продукта и связанные с нею более высокий спрос стимулируют увеличение объема производства на предприятиях этой модели рынка, увеличивают доход и прибыль предпринимателя и в известной мере компенсируют указанные выше издержки.
Примерами
отраслей хозяйства, в которых действует
рынок монополистической
• розничная торговля;
• производство одежды, обуви, мебели;
•
крупные предприятия сферы
Олигополия
Олигополиями называются модели рынков, на которых действуют и господствуют несколько крупных фирм, представляющих, как правило, отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности и оптовой торговли.
Причиной образования олигополии является эффект масштаба производства, побуждающий к слиянию отдельных фирм и концентрации производства. Отличительными чертами этой модели рынка являются:
• небольшое число действующих на рынке фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка;
• фирмы, представляющие отрасль, являются взаимозависимыми и находятся в конкурентной борьбе;
• продукты, производимые фирмами, могут быть как одинаковыми, так и значительно дифференцированными по качеству;
• имеет место широкое использование барьеров или препятствий для вступления в отрасль новых фирм» могущих стать конкурентами. Такими существенными препятствиями, ограничивающими вступление в отрасль, являются:
— наличие патентов и лицензий на производство и сбыт продукции и контроль над сырьевыми ресурсами;
— своеобразие в установлении цен на производимую и продаваемую продукцию. Это своеобразие заключается в широком использовании различных форм монополистического ценообразования:
а) установление конкурентной цены: цена формируется на основе взаимодействия независимых конкурирующих фирм, входящих в состав олигополии;
б) установление цены на основе тайного сговора между фирмами, олигополиями: цена и рынки сбыта определяются сговором, каждый олигополист назначает цену и определенный сговором объем продукции, реализуемый на рынке;
Информация о работе Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России