Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема очень актуальна в современном мире, поскольку конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ ВЭКОНОМИКЕ………………..….…...................................................................5
Понятие конкуренции. Основные виды конкурентных структур……………………………………...…...…………………5
Конкуренция Майкла Портера ………………………………..…13
Экономическая роль конкуренции ……………………...…….....20
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ……...……….…...21
Проявление конкуренции в современной России …………....…21
Пути повышения конкурентоспособности России……………...24
Антимонопольная служба России. Российский рынок нефтепродуктов …………………..…………………………...…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………..…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………...……40

Файлы: 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 816.79 Кб (Скачать)

 в)  установление единой цены на  основе цены, установленной наиболее крупной фирмой-лидером олигополистического рынка: лидерство в ценах является средством, при помощи которого олигополист координирует цены, не вступая в тайный сговор. Цены устанавливаются на уровне цен, определяемых лидирующим по объемам производства конкурентом. Наиболее крупная фирма устанавливает измененную цену, а все другие следуют этому изменению;

г) формирование цены на основе принципа «издержки — плюс»: применяется метод накидки на размер издержек производства определенного процента (издержки плюс процент), гарантирующего получение желаемой прибыли после покрытия издержек производства и уплаты налогов;

•  контроль над ценами в зависимости от форм ценообразования в условиях олигополии является ограниченными или значительными;

•   широко используется неценовая конкуренция, роль которой в формировании рыночной цены весьма значительна.

Итоги экономической  деятельности олигополии, как правило, высоки и похожи на аналогичные результаты в условиях чистой монополии [9,С.511].

Чистая монополия

Особое  место на национальном рынке занимает чистая монополия. Чистая (или абсолютная) монополия представляет собой отрасль, в которой выступает фирма, являющаяся единственным производителем или поставщиком  товара или услуги.

Продукт монополии уникален. Он не имеет  хороших или близких заменителей. Монополист выпускает и контролирует весь объем предложения и диктует  цену выпускаемого продукта.

Отсутствие  конкуренции позволяет монополисту  осуществлять полный контроль над ценой.

Чтобы избежать конкуренции, монополист разными мерами блокирует вступление в отрасль  других предпринимателей. Барьерами  для вступления в отрасль служат:

• высокая  эффективность достигнутых масштабов  производства, недоступная для возможных  конкурентов;

• собственность  на лицензии и патенты;

• собственность  на важнейшие виды сырья;

• технологические  и структурные условия, исключающие  возможность конкуренции.

Монополисты широко применяют методы неценовой  конкуренции, основой которых является реклама, ценовая дискриминация (продажа  одного и того же товара разным потребителям по разным ценам), а также различные  формы нечестной конкуренции  в целях увеличения объема продаж, дохода и прибыли.

Чистая  монополия имеет свои особенности  в ценообразовании, образовании  дохода, прибыли и распределении  произведенного продукта. Монополист заинтересован в получении совокупной прибыли.

Совокупная  прибыль есть разница между совокупным доходом и совокупными издержками производства. Монополист стремится  к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции.

Поэтому монополист часто избегает более  высоких цен, предпочитая получить большой доход от увеличения объема продажи продукта по более низкой цене. Однако, пользуясь монопольной  властью, в ряде случаев монополист считает выгодным сократить объем  производства, сокращая издержки производства, назначить высокую цену и за этот счет получить больший доход и  большую прибыль.

Существуют  различные оценки того, насколько  чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу.

Мнения  о том, что более высокие экономические  прибыли позволяют организовать в более широком масштабе научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, противостоят мнению о том, что отсутствие конкуренции в чистой монополии  замедляет научно-технический прогресс.

Чистая  монополия не гарантирует постоянного  получения экономических прибылей, так как вследствие падения спроса и роста издержек производства в  периодах кратковременного нарушения  равновесия спроса и предложения  возможны убытки, однако совокупный убыток, как правило, покрывается совокупным доходом в течение длительного  периода.

Чистая  монополия способствует неравенству  в распределении дохода и произведенного общественного продукта. Назначение более высоких цен в результате рыночной власти монополистов позволяет  монополисту получать высокие экономические  прибыли.

Владельцы монополистических предприятий  стремятся обогатиться за счет значительной части общества. Монополистическая  прибыль, как правило, концентрируется  в руках относительно небольшой  группы лиц с самыми высокими доходами, стимулируя неравенство распределения  произведенного общественного продукта.

Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями, которые подлежат государственному или общественному регулированию, которое выражается в регулировании цен и тарифов на товары и услуги, отпускаемые монополистами.

Регулирование цен и тарифов в известной  степени снижает отрицательные  социальные последствия от деятельности естественных монополий.

Примерами отраслей хозяйств, в которых преимущественно  действуют предприятия-монополисты, являются:

•местные  предприятия сферы общественного  пользования (метрополитен, рельсовый  и безрельсовый городской общественный транспорт, почтовая, телефонная и телеграфная  связь, энергетика);

• железнодорожный, водный и воздушный транспорт;

• оборонная  промышленность;

• металлургия;

• тяжелое  машиностроение [9,С.455].

 

    1. Конкуренция Майкла Портера

 

Изучением конкуренции во всём её многообразии два десятилетия занимался Майкл  Портер, профессор в области управления торгово-промышленной деятельностью  Гарвардской школы  бизнеса и  один из самых уважаемых авторов  концепций конкурентной стратегии  и международной конкурентной способности. Профессор Портер был принят в отделении Гарвардской школы бизнеса в 1973 году и стал одним из самых молодых профессоров в истории школы. Среди более чем пятнадцати книг и шестидесяти статей написанных Портером, немалый интерес представляет его книга «Конкуренция».

Я сочла целесообразным использовать в своей работе некоторые аспекты из этой книги. Наиболее интересной, на мой взгляд, является его идея о противоборствующих силах и стратегической конкуренции.

«Состояние  конкуренции в отрасли определяется пятью основными силами, представленными  в Приложении 2. В совокупности эти силы определяют предельный потенциал прибыли отрасли. Он колеблется от значительного (в таких отраслях, как производство автопокрышек, жестяных банок и сталелитейная), где не только одна компания зарабатывает впечатляющие дивиденды на вложенные капиталовложения, до среднего (в таких отраслях, как обработка нефтепродуктов и производство оборудования, безалкогольных напитков и принадлежностей туалета), где существует возможность для получения вполне высоких дивидендов.

В "абсолютно  конкурентных" отраслях, где стремление всеми средствами добиться выгодного  положения не пресекается, проникнуть в отрасль несложно. Такой вид структуры отрасли предлагает соответственно худшие перспективы для долгосрочной прибыли. Чем слабее в совокупности силы конкуренции, тем больше возможностей для превосходной деятельности.

Каковы  бы ни были в совокупности силы, цель корпоративной стратегии — найти  и занять позицию в отрасли, где  компания будет лучше всего защищена от влияния этих сил, или сможет со своей стороны оказывать влияние  на них. Давление совокупной силы может быть ощутимым для всех соперничающих сторон, но для того чтобы справиться с ним, стратегия должна быть основана на тщательном анализе происхождения каждой составляющей. Например, необходимо ответить на вопрос: что делает отрасль уязвимой для входа на рынок? Или что определяет рыночную власть поставщиков?                                       

 Знание  этих основных источников конкурентного  давления обеспечивает прочный  фундамент для стратегического  плана действий. Оно позволит  выявить сильные и слабые стороны  компании, дать четкое обоснование  позиционирования компании в своей отрасли, понять, в каких областях стратегические изменения дадут наивысший положительный эффект, и определить потенциальные возможности и факторы угрозы для компании в конкретной отрасли. Понимание этих источников позволит также рассмотреть возможные направления диверсификации.

Противоборствующие силы.   

Наиболее  влиятельная конкурентная сила (или  силы) определяют прибыльность отрасли  и, таким образом, имеют важнейшее  значение в формулировании стратегии. Например, даже компания, занимающая ведущие позиции в отрасли, не застрахованной от вторжения новых соперников, столкнется со снижением прибыли в случае появления более высококачественных или менее дорогостоящих продуктов-заменителей — как это произошло с ведущими производителями электронновакуумных ламп и кофеварок. В подобной ситуации преодоление проблемы продукта-заменителя становится вопросом "номер один" в стратегии компании.

Различные действующие силы, безусловно, играют важную роль в формировании конкуренции в каждой отрасли. Ключевая сила отрасли по производству океанских танкеров — вероятно, покупатели (преимущественно нефтяные компании). Тогда как в производстве автопокрышек — это фирмы-изготовители комплектного оборудования, связанные с сильными конкурентами. В сталелитейной промышленности такими силами являются иностранные конкуренты и материалы-заменители

Каждая  отрасль имеет уникальную структуру, или набор фундаментальных экономических  и технических характеристик, которые  служат источником роста конкурентной силы. При разработке стратегии с  целью удачного позиционирования в промышленном окружении необходимо составить представление о факторах, формирующих это промышленное окружение.

Указанный подход к конкуренции одинаково  применим и для отраслей, имеющих' отношение к производству товаров, и для отраслей, предоставляющих  услуги. Поэтому далее в этой статье под определениями "товары" и "продукты" следует иметь в виду и услуги. Основные принципы справедливы в  отношении всех видов бизнеса.

Несколько характеристик являются критичными по отношению к устойчивости, каждой конкурентной силы, которые рассмотрены ниже.

Силы конкуренции, обусловленные  угрозой вторжения новых конкурентов.

Новые конкуренты привносят на рынок новые производственные мощности, чтобы войти в рынок, занять свою долю рынка и получить доступ к существенным ресурсам.

Насколько серьезной является угроза со стороны  возможного появления на рынке новых  конкурентов, зависит от наличия  барьеров для входа и реакции  существующих конкурентов. Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что новички не будут представлять серьезной опасности в алане вторжения. Существует шесть основных предпосылок, создающих барьеры для входа.

1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Компании, относящиеся к этой категории, сдерживают вторжение претендентов, вынуждая их либо входить в отрасль в большом масштабе производства, либо заранее согласиться с завышенными издержками (и, соответственно, с низкой прибыльностью). Экономия, обусловленная ростом масштабов в производстве, исследовании, маркетинге и сфере услуг, является, вероятно, основным барьером для входа в отрасль универсальных вычислительных машин, в чем нас убеждают печальные примеры компаний Xerox и GE (General Electric). Экономия за счет роста производства может служить барьером для проникновения и в таких отраслях, как дистрибьюторство и финансы, и во многих других направлениях бизнеса.

2.  Дифференциация продукта. Отождествление потребителем товарной марки с производителем также является серьезной преградой для вторжения, поскольку новым компаниям необходимо преодолеть приверженность потребителей к существующим маркам. Реклама, обслуживание уже устоявшихся в отрасли групп потребителей, а также отличия в товарах — являются факторами, обусловливающими отождествление товарной марки. Это, возможно, наиболее важный барьер входа в отрасли безалкогольных напитков, патентованных медицинских препаратов, косметики, банковских капиталовложений и независимой ревизорской деятельности. Для возведения высоких преград в своем бизнесе производители пива достигли отождествления товарной марки у потребителя с экономией за счет роста производства, с движением товаров от производства к потреблению, а также маркетингом.

3.   Потребность в капитале. Чем больше величина необходимых инвестиций для обеспечения успешного входа на рынок, тем меньше желающих проникнуть на этот рынок, особенно если эти инвестиции связаны с невозвратными затратами, такими как предварительная реклама или научно-исследовательская работа. Капитал необходим не только на средства производства, но и на кредитование потребителей, создание материально-производственных запасов и компенсацию потерь, связанных с организацией нового предприятия. В то время как крупнейшие корпорации располагают финансовыми ресурсами для вторжения в любую отрасль, необходимость огромных капиталовложений в определенных областях, таких как компьютерная индустрия и добыча полезных ископаемых, ограничивают количество потенциальных претендентов.

Информация о работе Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России