Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:23, курсовая работа
Выбранная тема очень актуальна в современном мире, поскольку конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ ВЭКОНОМИКЕ………………..….…...................................................................5
Понятие конкуренции. Основные виды конкурентных структур……………………………………...…...…………………5
Конкуренция Майкла Портера ………………………………..…13
Экономическая роль конкуренции ……………………...…….....20
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ……...……….…...21
Проявление конкуренции в современной России …………....…21
Пути повышения конкурентоспособности России……………...24
Антимонопольная служба России. Российский рынок нефтепродуктов …………………..…………………………...…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………..…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………...……40
К примеру,
за 2009г. ФАС России было выявлено 7247
нарушения антимонопольного законодательства
(с учетом поданных в суд исков
без возбуждения дела). В отчетном
периоде усилилась тенденция
их прироста - с 7,1 % в 2008 г. до 28,7% в 2009 г.
Количество дел, возбужденных ФАС России
по признакам нарушения
Структура поступивших заявлений (57,5% – злоупотребление доминирующим положением, 30,6% – действия органов власти, 8,5% недобросовестная конкуренция, 3,2% – согласованные действия хозяйствующих субъектов) в целом не претерпела существенных изменений по сравнению с предшествующими годами.
Структура выявленных нарушений в разрезе статей Закона о защите конкуренции в 2009 году (рис.2) претерпела некоторые изменения, по сравнению с 2008 годом: 23,2% от общего количества выявленных нарушений приходится на злоупотребление доминирующим положением (снижение по сравнению с 2008 г. на 5,1 пункта), 60,5% – действия органов власти (рост на 7,7 пункта), 5,4% недобросовестная конкуренция (снижение на 2,1 пункта), 4,1% – согласованные действия хозяйствующих субъектов (без изменений). Нарушение обязанности представления информации составило 4,4% от общего количества выявленных нарушений [10,11].
При этом количество выявленных нарушений запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением выросло на 5,9%, запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов – на 31,9%, запрета на антиконкурентные акты и действия органов власти – на 44,9%. В то же время количество выявленных нарушений запрета на недобросовестную конкуренцию сократилось на 6,6%.
В разрезе
рынков в отдельных сферах деятельности
(рис. 3) больше всего выявлено нарушений
в сфере электро-теплоэнергии (13,8%
от общего количества выявленных нарушений);
операций с недвижимым имуществом,
включая землю (13,2%); на рынке страховых
услуг (10,3%); в сфере торговли, общественного
питания, бытового обслуживания (9,5%); в
сфере жилищно-коммунального
Конкуренция
играет ключевую роль в экономической
системе современной России. Конкуренция
сохраняет равноправное положение
участников экономических отношений
– обеспечивает продавцам и покупателям
свободу выбора. В условиях конкуренции
покупатель имеет возможность выбрать
из нескольких или многих продавцов
необходимого ему товара; такая же
возможность имеется и у
Экономическая
активность крупных компаний, заинтересованных
в максимизации частной прибыли,
однако, неизбежно порождает угрозы
конкуренции: попытки вывести из
экономического оборота ограниченные
ресурсы, воспрепятствовать научно-
Защита
конкуренции осуществляется посредством
проведения эффективного антимонопольного
регулирования, которое является важнейшим
инструментом предупреждения угроз
ограничения конкуренции, пресечения
возникающих нарушений
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р утверждены Программа развития конкуренции в Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации. Программа развития конкуренции в Российской Федерации, предусматривает меры по развитию конкуренции более чем в 10 отраслях и секторах экономики. Программа развития конкуренции в Российской Федерации включает в себя оценку текущего состояния конкуренции в Российской Федерации, предлагает системный подход к развитию и защите конкуренции, а также конкретные предложения по решению проблем, препятствующих развитию конкуренции.
Одно из основных направлений, предусмотренных программой – общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, механизмов избыточности регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников.
В частности,
для устранения необоснованных административных
барьеров, снижающих стимулы входа
на рынки новых участников, повышающих
непроизводственные издержки и создающих
условия для коррупции и
Отдельное
внимание в Программе уделяется
разработке и реализации региональных
программ развития конкуренции, одной
из стратегических целей которых
является выравнивание условий конкуренции
в различных субъектах
Российский рынок нефтепродуктов
Рассмотреть
состояние конкуренции в
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Практически на всех территориях России, за исключением городов Москва и Санкт-Петербург, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).
В период с августа 2008 года по январь 2009 года, в период падения мировых цен на нефть темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливо значительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты. В связи с этим территориальные управления ФАС России возбуждали дела по фактам либо установления монопольно высоких розничных цен на бензин и дизельное топливо либо согласованных действий хозяйствующих субъектов, приводящих к поддержанию цен, надбавок. Дела рассматриваются территориальными управлениями, поскольку розничные рынки реализации нефтепродуктов являются региональными или локальными.
В 2008 году центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрели порядка 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе, наложено штрафов на сумму свыше 6 миллиардов рублей.
Так, ФАС России признал, что летом 2009 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании при реализации нефтепродуктов с принадлежащих им нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) установили монопольно высокие цены на оптовых рынках. В отличие от розничных рынков, оптовые рынки нефтепродуктов охватывает территорию всей Российской Федерации (существует экономическая и технологическая возможность перемещения товара к покупателям). В оптовом сегменте были выделены рынок мазута топочного, рынок авиационного керосина, рынок дизельного топлива и рынок автомобильных бензинов.
Начиная со второй половины января 2009 года ситуация изменилась – наблюдается резкий рост оптовых цен на нефтепродукты. По данным независимого информационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2009 года оптовые цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в среднем по России выросли: на дизельное топливо – на 23%; на бензин А-76 – на 37%; на бензин А-92 – на 57%; на бензин А-95 – на 14%.
Указанное повышение оптовых цен привело к снижению доходности операций на розничных рынках (розничной маржи).
Были
установлены признаки нарушения
антимонопольного законодательства крупнейшими
российскими нефтяными
Наблюдаемая картина ценообразования в отрасли свидетельствует о наличии серьезных структурных искажений и требует в кратчайшие сроки реализовать в виде конкретных мероприятий предложения, одобренные 26 февраля 2009 года Правительством Российской Федерации в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации:
- увеличить
объемы реализации
- обеспечить
свободный и равный доступ
всех участников рынка, в том
числе иных вертикально-
- разделение
видов деятельности ВИНК между
различными юридическими
- сформировать перечень показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, в том числе планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов и определить порядок ее опубликования;
- утвердить
методологию расчета
- создать
условия для развития
- определить порядок недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;
- исключить
избыточные административные
В качестве
вывода к этой главе, я решила позаимствовать
некоторые высказывания А.Резниковича,
который опубликовал в журнале
«Коммерсантъ-Деньги»
Поэтому не случайно, что «…все более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту».
На мой взгляд, как бы ни была развита антимонопольная служба России, основной причиной низкой конкурентоспособности России на мировом рынке до сих пор является коррупция в высших эшелонах власти и несознательность большинства наших граждан. В “карманах и кошельках” высоких чиновников незаконным образом накоплены большие средства, и эти средства “работают” лично на них, в то время как должны быть включены в оборотный капитал какого-либо промышленного предприятия и работать на государство.
Необходимо
также обозначить еще одну большую
проблему — ограничения, наложенные
на конкуренцию на рынке рабочей
силы. В первую очередь это ограничения,
сдерживающие ее мобильность. «Сегодня
в России рабочая сила прикована
к индустриальным городам системой
регистрации и связанной с
ней системой социальных благ. Семья
безработного, живущая в экономически
неблагоприятном районе, имеет пособие
по безработице и экономические
субсидии, все члены семьи лечатся
бесплатно, а дети получают бесплатное
среднее образование и
Информация о работе Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России