Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема очень актуальна в современном мире, поскольку конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ ВЭКОНОМИКЕ………………..….…...................................................................5
Понятие конкуренции. Основные виды конкурентных структур……………………………………...…...…………………5
Конкуренция Майкла Портера ………………………………..…13
Экономическая роль конкуренции ……………………...…….....20
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ……...……….…...21
Проявление конкуренции в современной России …………....…21
Пути повышения конкурентоспособности России……………...24
Антимонопольная служба России. Российский рынок нефтепродуктов …………………..…………………………...…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………..…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………...……40

Файлы: 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 816.79 Кб (Скачать)

К примеру, за 2009г. ФАС России было выявлено 7247 нарушения антимонопольного законодательства (с учетом поданных в суд  исков  без возбуждения дела). В отчетном периоде усилилась тенденция  их прироста - с 7,1 % в 2008 г. до 28,7% в 2009 г. Количество дел, возбужденных ФАС России по признакам нарушения антимонопольного законодательства, также продолжает расти. В 2009 г. антимонопольными органами было возбуждено 6541 дело, что на 40% больше, чем в 2008 году. Доля дел, возбужденных по инициативе антимонопольных органов, практически не изменилась, составляя  около 54% от общего количества дел.

Структура поступивших заявлений (57,5% – злоупотребление  доминирующим положением, 30,6% – действия органов власти, 8,5% недобросовестная конкуренция, 3,2% – согласованные  действия хозяйствующих субъектов) в целом не претерпела существенных изменений по сравнению с предшествующими  годами.

Структура выявленных нарушений в разрезе  статей Закона о защите конкуренции  в 2009 году (рис.2) претерпела некоторые изменения,  по сравнению с 2008 годом: 23,2% от общего количества выявленных нарушений приходится на злоупотребление доминирующим положением (снижение по сравнению с 2008 г. на 5,1 пункта), 60,5% – действия органов власти (рост на 7,7 пункта), 5,4% недобросовестная конкуренция (снижение на 2,1 пункта), 4,1% – согласованные действия хозяйствующих субъектов (без изменений). Нарушение обязанности представления информации составило 4,4% от общего количества выявленных нарушений [10,11].

 

При этом количество выявленных нарушений запрета  на злоупотребление хозяйствующим  субъектом доминирующим положением выросло на 5,9%, запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов – на 31,9%, запрета на антиконкурентные акты и действия органов власти – на 44,9%. В то же время количество выявленных нарушений запрета на недобросовестную конкуренцию сократилось на 6,6%.

В разрезе  рынков в отдельных сферах деятельности (рис. 3) больше всего выявлено нарушений  в сфере электро-теплоэнергии (13,8% от общего количества выявленных нарушений); операций с недвижимым имуществом, включая землю (13,2%); на рынке страховых  услуг (10,3%); в сфере торговли, общественного  питания, бытового обслуживания (9,5%); в  сфере жилищно-коммунального хозяйства (7,9%) [10, 11].

Конкуренция играет ключевую роль в экономической  системе современной России. Конкуренция  сохраняет равноправное положение  участников экономических отношений  – обеспечивает продавцам и покупателям  свободу выбора. В условиях конкуренции  покупатель имеет возможность выбрать  из нескольких или многих продавцов  необходимого ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о  географическом месте, времени и  условиях предложения своей продукции. Конкуренция является необходимым  условием существования, фундаментом  всей рыночной системы – позволяет  цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия  излишков или дефицита. Рынок существует только при наличии конкуренции. Конкуренция контролирует эффективность  частного предпринимательства –  заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле  экономической игры». Конкуренция  – залог увеличения эффективности  бизнеса и экономического роста  государства.

Экономическая активность крупных компаний, заинтересованных в максимизации частной прибыли, однако, неизбежно порождает угрозы конкуренции: попытки вывести из экономического оборота ограниченные ресурсы, воспрепятствовать научно-техническому и экономическому росту конкурентов, стремление вступить в сговор с конкурентами, захватить рынок, необоснованно повысить цены выше общественно эффективного уровня. Не следует переоценивать масштабы такой деятельности, но и недооценивать ее крайне опасно. Экономическая система не может с ней справиться самостоятельно и поэтому нуждается в определенном воздействии со стороны государства – проведении политики защиты и развития конкуренции. Конституция Российской Федерации гарантирует проведение такой политики.

Защита  конкуренции осуществляется посредством  проведения эффективного антимонопольного регулирования, которое является важнейшим  инструментом предупреждения угроз  ограничения конкуренции, пресечения возникающих нарушений законодательства. Развитие конкуренции, в свою очередь, осуществляется путем использования  целого комплекса мер экономической  политики, направленных на привлечение  на рынки новых участников.

Распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  19  мая  2009 г. № 691-р утверждены Программа развития конкуренции  в Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации. Программа  развития конкуренции в Российской Федерации, предусматривает меры по развитию конкуренции более чем  в 10 отраслях и секторах экономики. Программа развития конкуренции  в Российской Федерации включает в себя оценку текущего состояния  конкуренции в Российской Федерации, предлагает системный подход к развитию и защите конкуренции, а также  конкретные предложения по решению  проблем, препятствующих развитию конкуренции.

Одно  из основных направлений, предусмотренных  программой – общее улучшение  конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, механизмов избыточности регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности  для участников.

В частности, для устранения необоснованных административных барьеров, снижающих стимулы входа  на рынки новых участников, повышающих непроизводственные издержки и создающих  условия для коррупции и использования "административного ресурса", предлагается:

  • разграничить функции по контролю и надзору в отдельных сферах, в том числе в здравоохранении, транспорте, нефтехимии, производстве продуктов питания и строительных материалов;
  • сократить количество унитарных предприятий, функционирование которых на конкурентных рынках может быть обеспечено негосударственными коммерческими организациями;
  • унифицировать и упростить процедуру лицензирования;
  • расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;
  • усовершенствовать процедуры распределения государством ограниченных ресурсов и отдельных прав (например, права пользования недрами, лесными, водными и биоресурсами) в целях обеспечения справедливых условий такого распределения, реализации принципов прозрачности и состязательности.

Отдельное внимание в Программе уделяется  разработке и реализации региональных программ развития конкуренции, одной  из стратегических целей которых  является выравнивание условий конкуренции  в различных субъектах Российской Федерации [8].

 

Российский рынок нефтепродуктов

Рассмотреть состояние конкуренции в России, а также понять способы повышения  конкурентоспособности государства, я решила на примере рынка отдельного сектора, а именно рынка нефтепродуктов.

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные  органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Практически на всех территориях России, за исключением городов Москва и Санкт-Петербург, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).

В период с августа 2008 года по январь 2009 года, в период падения мировых цен  на нефть темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное  топливо значительно отставали  от снижения цен на нефть и оптовых  цен на нефтепродукты. В связи  с этим территориальные управления ФАС России возбуждали дела по фактам либо установления монопольно высоких  розничных цен на бензин и дизельное  топливо либо согласованных действий хозяйствующих субъектов, приводящих к поддержанию цен, надбавок. Дела рассматриваются территориальными управлениями, поскольку розничные рынки реализации нефтепродуктов являются региональными или локальными.

В 2008 году центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрели порядка 150 дел, связанных  с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе, наложено штрафов на сумму свыше 6 миллиардов рублей.

Так, ФАС России признал, что летом 2009 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании при реализации нефтепродуктов с принадлежащих им нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) установили монопольно высокие цены на оптовых рынках. В отличие от розничных рынков, оптовые рынки нефтепродуктов охватывает территорию всей Российской Федерации (существует экономическая и технологическая возможность перемещения товара к покупателям). В оптовом сегменте были выделены рынок мазута топочного, рынок авиационного керосина, рынок дизельного топлива и рынок автомобильных бензинов.

Начиная со второй половины января 2009 года ситуация изменилась – наблюдается резкий рост оптовых цен на нефтепродукты. По данным независимого информационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2009 года оптовые  цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих  заводов в среднем по России выросли: на дизельное топливо – на 23%; на бензин А-76 – на 37%; на бензин А-92 –  на 57%; на бензин А-95 – на 14%.

Указанное повышение оптовых цен привело  к снижению доходности операций на розничных рынках (розничной маржи).

Были  установлены признаки нарушения  антимонопольного законодательства крупнейшими  российскими нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года:

  1. повышение указанными компаниями оптовых отпускных цен на нефтепродукты на внутреннем рынке до уровня, превышающего уровень мировых цен (цен конкурентного рынка) с учетом расходов на транспортировку (рис.4 а), б));
  2. резкое повышение отпускных цен на всех основных нефтеперерабатывающих заводах, не соответствующее динамике цен на нефть (рис. 5).

Наблюдаемая картина ценообразования в отрасли свидетельствует о наличии серьезных структурных искажений и требует в кратчайшие сроки реализовать в виде конкретных мероприятий предложения, одобренные 26 февраля 2009 года  Правительством Российской Федерации в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации:

-  увеличить  объемы реализации нефтепродуктов  на открытых торгах;

- обеспечить  свободный и равный доступ  всех участников рынка, в том  числе иных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) к купле-продаже произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка (НПЗ-опт-розница);

- разделение  видов деятельности ВИНК между  различными юридическими лицами  в рамках одного холдинга для  вовлечения в оборот на основе  конкурентных отношений между  поставщиками и покупателями;

- сформировать перечень показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, в том числе планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов и определить порядок ее опубликования;

- утвердить  методологию расчета внутренних  индексов цен на нефтепродукты  и процедур их использования  федеральными органами исполнительной  власти, а также рекомендовать  их для использования в долгосрочных  договорах;

-  создать  условия для развития независимых  от ВИНК компаний в добыче  и переработке нефти, в том  числе за счет стимулирования  развития независимой от ВИНК  переработки;

- определить порядок недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;

- исключить  избыточные административные барьеры  при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке  нефти, при получении разрешений  и выделении участков под строительство  автозаправочных станций [8].

 

В качестве вывода к этой главе, я решила позаимствовать некоторые высказывания А.Резниковича, который опубликовал в журнале  «Коммерсантъ-Деньги» любопытную статью: «Монополистическое отечество в  опасности» [7]. Он считает, что «… для российской экономики монополизация — исторически закономерное явление. Советская экономика была по определению монопольной. Экономика нынешней России, приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты старой системы. Но централизованные рычаги управления монопольной экономикой, худо-бедно обеспечивавшей искусственную интеграцию главных экономических элементов (средств производства, капитала, квалифицированной рабочей силы и бизнес-инфраструктуры) уже потеряны, а рычаги рыночной экономики, где интеграция этих элементов, как правило, достигается естественным путем, еще не созданы. В итоге круг тех, кто может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной целиком всю экономику».

Поэтому не случайно, что «…все более  распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая  рассматривает любой бизнес на своей  территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту».

На мой  взгляд, как бы ни была развита антимонопольная  служба России, основной причиной низкой конкурентоспособности России на мировом  рынке до сих пор является коррупция  в высших эшелонах власти и несознательность большинства наших граждан. В  “карманах и кошельках” высоких  чиновников незаконным образом накоплены  большие средства, и эти средства “работают” лично на них, в то время  как должны быть включены в оборотный  капитал какого-либо промышленного  предприятия и работать на государство.

Необходимо  также обозначить еще одну большую  проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей  силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. «Сегодня в России рабочая сила прикована  к индустриальным городам системой регистрации и связанной с  ней системой социальных благ. Семья  безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие  по безработице и экономические  субсидии, все члены семьи лечатся  бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно  пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь  самой главной — права на жилье… Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая».

Информация о работе Конкурентные структуры в экономике. Их проявление в современной России