Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков, их места и роли в микроэкономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и механизм рынка;
рассмотреть виды и функции конкуренции;
понять, как конкуренция влияет на рынок товаров и услуг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………………………………………………..……..….4
1.1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………….……4
1.2. Функции и механизм рынка……………………………………………………..5
1.3. Черты рынка………………………………………………………………….…...7
1.4. Рынок и конкуренция……………………………………………………….…....8
2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…13
2.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...…..13
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий…….…..…..15
2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………18
2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….21
2.5 Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………...…….

Файлы: 1 файл

курсовая работадд.docx

— 84.65 Кб (Скачать)

Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  • предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
  • предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция  не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет  распределять доход среди предприятий  и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это  отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика в области конкуренции  призвана заботиться о том, чтобы  конкуренция могла выполнять  свои функцию. Руководящий принцип  «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

  • технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
  • предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций  конкурентам. В первую очередь это  зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько  динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом  оптимальной интенсивной конкуренции  благоприятные условия для нормального  функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с «широкой» олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции. «Узкая» олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

  • качество конкуренции;
  • само существование конкуренции;
  • цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
  • предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
  • защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
  • ограниченная по времени патентная защита (20 лет ) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

 

2.2 Совершенная и несовершенная конкуренция.

    Совершенная конкуренция  существует в  таких  сферах  деятельности,  где действуют  достаточно  много  мелких  продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять  на цену товара. Здесь  цена  определяется  свободной  игрой  спроса  и  предложения   в соответствии с рыночными законами их функционирования.  Этот  тип  называют «рынок свободной конкуренции».

    Существование  огромного количества покупателей   и  продавцов  означает, что ни один из них не владеет большой информацией  о  рынке,  чем  остальные продавцы, придя на рынок, застает  уже  сложившийся  уровень  цен,  изменить который вне его власти, - ведь  рынок  сам  диктует  цену  в  каждый  момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях  (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами  приступить к производству продукции.  С  другой  стороны,  продавцы  могут  и  спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность  беспрепятственного  выхода  с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того,  чтобы  на рынке всегда происходило изменение  количества  производителей.  В  тоже самое  время у оставшихся  продавцов  по-прежнему  отсутствует  возможность  контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

     Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:

  • большое количество мелких продавцов и покупателей;
  • продаваемый продукт однороден у всех  производителей,  и  покупатель
  • может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;
  • невозможность контроля над ценой и  объемом  купли-продажи создает
  • условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения
  • рыночной конъюнктуры;
  • полная свобода «входа» на рынок и «ухода».

    В реальной  экономической действительности  рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как  это  изложено  выше,  практически  не встречаются. Он представляет собой  так  называемую  «идеальную»  структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует  скорее  как  абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или  меньшей степени стремиться. Но все - таки в  экономической  практике  имеются  рынки некоторых товаров, больше всего  подходящие  под  критерии  данной  рыночной структуры (например,  рынок  ценных  бумаг  или  рынок  сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и  они  достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или  группа  не в состоянии  контролировать  рынок  по  отдельным  видам  ценных  бумаг  или сельскохозяйственной  продукции.  Причем  товары  на  этих  рынках  у   всех производителей полностью идентичны и последние  владеют  полной  информацией об изменениях на рынке. Все  это  подтверждает  необходимость  использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.

    При наличии   конкуренции  на  рынке  производителя   с  целью  получении максимальной прибыли стремятся  снизить  издержки  производства  на  единицу продукции, в результате  этого создается возможность снижения  цены,  что увеличивает объем продаж у производителя  и  его  доход.  Самым  эффективным способом  достижения  этого  является  использование  научно -  технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно -  технических достижений позволяет увеличить  производительность  труда,  что  как  раз  и ведет к будущему  снижению  цены,  приносящему,  однако,  фирме  -  новатору большой доход.

     Конкуренция  создает у производителей стимулы  к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение  ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит за  счет  дифференцирования отдельного  продукта.  Производители  осуществляют  постоянную  борьбу   за покупателя  на  рынке.   Результатом   такой   борьбы   является   политика стимулирования   сбыта,   которая   всемерно    и    всесторонне    изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой,  удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и  потребитель,  и общество в целом.

    «Совершенным  конкурентом» является тот. Кто  может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии  влиять  на  нее  в сторону повышения или понижения. В  свою  очередь  «полностью  конкурентной отраслью»  является  такая  отрасль,  которая  состоит   исключительно   из многочисленных совершенных конкурентов.

     Рынки, на  которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою способность  воздействовать  на  рыночную   цену,   являются   несовершенно конкурентными.

     Многие рынки,  как, например, рынки автомобилей,  крупяных  изделий  для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.

     Фирма является  «несовершенной»  до  тех   пор,  пока  ее  кривая  спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а  не  горизонтальную линию  спроса  каждого  мелкого  совершенного  конкурента   в   отрасли   с совершенной конкуренцией.

    На  совершенно конкурентном  рынке имеется множество   продавцов   и покупателей, ни один из которых не является достаточно  крупным  для  того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели  и  продавцы  на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

    Однако на  несовершенно  конкурентных  рынках  индивидуальные  продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою  продукцию.  Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают  в  расчет  эту способность.  Характерные  черты  трех  укрупненных   типов   несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике.  На  рынках  всех  этих  трех типов,  как  и  на  совершенно  конкурентных  рынках,   имеется   множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы  оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

    Насколько несовершенной  может быть несовершенная   конкуренция?  Крайними случаем является наличие единственного продавца,  обладающего  практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он  является  единственным производителем. И не  существует  другой  отрасли,  выпускающей  близкий заменитель его продукции.

     Самым крупным  случаем  несовершенной  конкуренции   является  монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность  вхождения  в него других.

     В реальной  жизни монополия - это всегда  вопрос меры власти над   рынком. Можно  было  бы  утверждать,  что  каждый   бакалейный   магазин   является монополистом, поскольку не  существует  даже  двух  магазинов  с  абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов.  Однако  такой  подход  к  рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным,  так  как  цены, назначенные одним магазином,  влияют  на  спрос,  с  которыми  сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист  не имеет таких идентифицируемых соперников.

    Поскольку монополист  является единственным поставщиком   некоего  товара или вида услуг, цена, которую он получает за  свою  продукцию,  определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

    Продавец обладает  монопольной властью (или властью  над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема  выпуска.

     В условиях  совершенной конкуренции не существует  никаких препятствий  к вхождению в рынок новых производителей. С другой  стороны,  на  монопольных рынках   существуют   барьеры   вхождения,   которые   делают   невозможным проникновение на рынок любого  нового  продавца.  В  силу  этого  монополия может иметь значительный приток прибыли.

    Монополистической   конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной  конкуренции.  Как  и  в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию,  которую  покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов,  однако  здесь  имеет место  и  конкуренция,  поскольку множество  других  продавцов  предлагают близкие, хотя  и  не  полностью взаимозаменяемые,  продукты.  По  существу монополистическая  конкуренция - это   совершенная   конкуренция   плюс дифференциация продукции.

    Рынок характеризуется  дифференциацией продукции тогда,  когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью  взаимозаменяемые.

    В условиях  монополистической конкуренции,  как и в условиях  совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в  рынок  новых  фирм.  Но поскольку  барьеры  вхождения   отсутствуют,   фирмы   в   монополистической конкуренции  не   рассчитывают   на   получение   значительной   прибыли   в долгосрочном периоде.

     Олигополия     подразумевает     наличие     нескольких      продавцов. Олигополистический рынок -  это  такой  рынок,  на  которой  большая  часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на  весь  рынок своими собственными  действиями. Автомобильная,  сталелитейная промышленность  и отрасль  по   производству   нефтяных продуктов   являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии,  но  цена  определяется   действиями,   предпринимаемыми   всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции.  Это  обусловливает  большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм  на  других типах рынков.

Информация о работе Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике