Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:07, контрольная работа
Цель курсовой работы – изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков, их места и роли в микроэкономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и механизм рынка;
рассмотреть виды и функции конкуренции;
понять, как конкуренция влияет на рынок товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………………………………………………..……..….4
1.1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………….……4
1.2. Функции и механизм рынка……………………………………………………..5
1.3. Черты рынка………………………………………………………………….…...7
1.4. Рынок и конкуренция……………………………………………………….…....8
2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…13
2.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...…..13
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий…….…..…..15
2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………18
2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….21
2.5 Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………...…….
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Рассмотрим работу ФАС
на примере нарушений
Действующими законами РФ не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
Но развитию конкуренции
препятствует дефицит нефтеперерабатывающих
мощностей и нефтехранилищ, высокие
экономические и
До тех пор, пока существуют
труднопреодолимые
«Картельные сговоры крупных нефтяных компаний, таких как ОАО "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпромнефть" и ОАО "ТНК-BP Холдинг" были выявлены в 2009г. ФАС Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:
ОАО "ТНК-ВР Холдинг" - 1
112 448 795,36 рублей,
ОАО "Газпромнефть" - 1 356 560 819,53 рублей,
ОАО "ЛУКОЙЛ" - 1 443 072 960,13 рублей,
ОАО "НК "Роснефть" - 1 508 688 396,37 рублей
По делам в регионах
совокупный размер штрафов приближалось
к 1,5 млрд. рублей.»[http://www.fas.gov.
Кроме того, законность и обоснованность
решений антимонопольных органов во многих
случаях подтверждаются судами, порядка
10 решений уже прошли три судебные инстанции,
десятки других - арбитражными и апелляционными
судами.
На сегодняшний день ФАС вновь подозревает нефтяные компании в картельном сговоре. По информации Минэнерго в 10 регионах России ощущается нехватка бензина(26 апреля 2011г.)
Нефть в стране, естественно
не закончилась. Нефтяные компании просто
отправляют бензин на экспорт. Экспорт
увеличился сразу на 67%. В итоге
на российской бирже практически
пусто. И это притом, что в 2010г.
Россия заняла первое место по добыче
нефти. Премьер-министр России Владимир
Путин пообещал, что люди не будут
испытывать дефицит нефти и
28 апреля 2011г. дефицит топлива уже более, чем в 20 районах России. Непомерные налоги привели к тому, что сырая нефть на внутреннем оптовом рынке подскочила до 11 тысяч рублей за тонну, приближаясь к критическим показателям кризисного 2008 года – 13 тысяч рублей за тонну»
В нефтекомпаниях уже успели
заявить о своей непричастности
к топливному кризису и принятии
экстренных мер для стабилизации
ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Важнейшая функция рынка состоит в эффективном удовлетворении потребностей людей, и осуществляется она благодаря конкуренции через механизм спроса и предложения.
Если цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, то такие отношения можно назвать рыночными, именно цены являются регулятором рынка. Цена стимулирует производство и потребление, определяет издержки производства, влияет на бюджет хозяйствующих субъектов, а также на ставки заработной платы наемных работников и прибыль фирм.
Отношения между людьми в
рыночном хозяйстве определяются через
спрос и предложение, этот механизм
чутко реагирует на возникающие
потребности людей и лучше
способствует их удовлетворению. Учитывая
спрос, рынок содействует расширению
производства необходимых для потребителя
товаров, для чего производители
начинают осваивать достижения научно-технического
прогресса, улучшать качество товаров,
способствуя тем самым
Рынок не является
идеальным механизмом
Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ. Но конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества.
Для существования конкуренции нужны определенные условия: наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса; свобода выбора хозяйственной деятельности производителей; соответствие между спросом и предложением; наличие на рынке средств производства.
Различается четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
На несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Самым крупным случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком. Монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.
Олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков.
На современном рынке большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом в производстве товаров, могут устанавливать на них более высокие, монопольные цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной цены
Рыночная экономика сама по себе не генерирует «оптимальную» с точки зрения технического развития степень конкуренции, поэтому такую задачу должно взять на себя государство.
Политика государства должна быть направлена, во-первых, на поддержку конкуренции в плане антимонопольной деятельности, а во-вторых, на формирование эффективно хозяйствующих организаций, которым было бы невыгодно пользоваться доминирующим положением, не обусловленным их собственным экономическим развитием. Это служит основой для эффективного государственного регулирования.
В современных условиях перед российским государством в процессе развития, в рамках совершенствования развития конкуренции, стоит множество задач.
Библиографический список
Информация о работе Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике