Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:19, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение теоретических аспектов основных видов экономических систем, а именно их элементов и структуры, а также особенностей их развития на современном этапе.
Данная работа направлена на решение следующих задач: определение понятия экономической системы и ее структуры, а также рассмотрение основных видов и моделей экономических систем.
Введение................................................................................................................ 3
1. Понятие, структура и основные элементы экономической системы ....... 6
2. Виды и модели экономических систем ...................................................... 9
2.1. Традиционная экономика ...................................................................... 12
2.2. Рыночная экономика ............................................................................. 15
2.3. Командная экономика ............................................................................ 18
2.4. Смешанная экономика ........................................................................... 24
3. Проблема координации в различных экономических системах .............. 27
Заключение .......................................................................................................... 31
Список литературы ............................................................................................ 36
3. Проблема координации в различных экономических системах
После того, как каждый экономический субъект оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:
1) согласовать между собой решения производителей;
2) согласовать решения потребителей;
3) согласовать решения о производстве и потреблении в целом.
Эта необходимость порождается многими причинами, в том числе специализацией экономических субъектов на определенных видах экономической деятельности. В зависимости от того, как решается проблема размещения благ, а следовательно, и координации экономической деятельности, различают определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие особенности данной экономической системы различия в способах размещения благ и координации экономической деятельности определяются различиями в регулирующих экономическое поведение институтах и институциональных структурах.
В командной системе косность патриархального общества отчасти преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей подсистемы, которой является, прежде всего, государство, какие бы различные формы оно ни принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается в первую очередь внеэкономическими средствами, помимо идеологии включающими аппарат принуждения. Такая координация экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего изменения норм экономического поведения, а также концентрации ресурсов под контролем управляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности у подчиняющихся внешним командам и ограниченным ими в своих действиях экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого развития чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка.
В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную заинтересованность экономических субъектов в таком развитии при использовании института частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого обязательными для всех нормами права и границами его владения, но обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической активности. При этом, с расширением индивидуальной свободы действий, общая упорядоченность и регламентированность экономической деятельности существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений могут оказаться весьма суровыми.
Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен. В каждый данный момент времени все системы координации экономической деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в различных соотношениях. Как было показано, каждая система имеет свои выгоды и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты экономической деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных сделок, приобретают форму трансакционных издержек. В их состав входят издержки сбора и обработки информации, связанные с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации, определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия решения, в том числе выработки условий рыночного соглашения и его оформления в соответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта, такие как контроля за качеством и иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и обеспечения соблюдения условий соглашения.
Затраты экономической деятельности, связанные с функционированием командной системы, принимают вид административных издержек. К ним относятся издержки информационного обеспечения (получения информации о состоянии управляемых объектов и ее переработки); издержки подготовки административных решений (выработки проектов решений, их согласования в различных подразделениях административного аппарата, утверждения имеющими право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых решений до непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий выполнения, включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций, функционирования системы стимулов и санкций).
Сопоставление уровней трансакционных и административных издержек определяет соотношение и границы действия рыночного и административного механизмов в данной конкретной экономической системе. Рынок обеспечивает наиболее экономное функционирование процесса координации, сводя одну из частей трансакционных издержек (на сбор информации) до минимума. Проблема координации в рыночных условиях анализируется с помощью модели кругооборота и модели спроса и предложения. Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов - труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств. Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно – что производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов.
В рыночной системе задачу координации решают два типа рынков: рынок производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов.
Различия реализаций общих закономерностей в разных странах обусловлены различиями в стартовой экономической ситуации: исходном уровне развития, зависимости от международной торговли, степени продвинутости экономических реформ, в уровне несбалансированности экономики.
Заключение
Экономика - одна из важнейших сфер жизнедеятельности общества, его своеобразный фундамент. Люди располагают разнообразными материальными и духовными потребностями, причем стремление к их максимально возможному удовлетворению и составляет содержание жизненного пути каждого из нас. Причем человеческие потребности безграничны. Но удовлетворить большинство потребностей человек может лишь посредством производства, то есть превращения материальных субстанций, данных природой и ранее созданных самим человеком, в потребительские блага. Потребности являются необходимым связующим звеном между потреблением и производством.
Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то нечего распределять, обменивать и потреблять. Поэтому жизненный уровень в любой стране зависит от того, сколько благ создается в ней для каждого жителя.
Уровень развития реальной экономики во многом зависит от количества и качества применяемых в производстве факторов. В современной экономике возрастает роль человеческого фактора. Для того чтобы жизнь людей постоянно поддерживалась, движение экономических благ должно идти по кругу: производство - распределение - обмен - потребление. Такое циклическое движение - важная особенность реальной экономики.
Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах принятия хозяйственных решений и типе собственности на основные виды ресурсов. Человечеству известны четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная.
При традиционной экономической системе земля и капиталы находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
Чисто рыночная система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется.
Командная экономическая система предполагает ликвидацию частной собственности на факторы производства и ее замену на государственную собственность. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы связано с потерей интереса людей к труду и оценкой его результатов по формальным критериям, которые могут не совпадать с реальными нуждами общества.
Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.
Перед обществом стоит задача формирования разумных соотношений между различными видами производства. Современная экономическая теория формулирует ее как проблему эффективного размещения ограниченных ресурсов. В рамках различных экономических систем эта проблема решается по-разному.
В централизованно планируемой (командной) экономике государство берет на себя задачу самостоятельно определять, кто, что и сколько должен производить и как распределять произведенное. Выяснилось, что эта экономическая система страдает от постоянных дефицитов товаров и услуг, низкой эффективности производства, слабой восприимчивости к достижениям научно-технического процесса.
Иначе обстоит дело в рыночной экономике. Здесь хозяйствующие субъекты принимают решения независимо друг от друга, ориентируясь в своих действиях на сигналы рынка. В результате оказывается, что «невидимая рука рынка» обеспечивает более или менее рациональное размещение по различным отраслям факторов производства с точки зрения удовлетворения потребностей членов общества. Конечно, и у рынка есть свои недостатки.
Характеристика сложных целостных систем может быть намного больше, но мы ограничивались атрибутами, которые в достаточной степени показывают возможные направления поисков в экономической теории. В заключение отметим, что при сознательной трансформации экономической системы главным условием недопущения окончательного ее распада является «плавное» изъятие «лишних» элементов и введение новых; чтобы дать возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости элементов в данной конкретной экономической системе. На основе проведенного исследования составлена таблице 1, в которой сведены основные отличительные черты командно-административной, рыночной и смешанной экономических систем.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика основных видов экономических систем
Основные черты | Рыночная экономика | Командно-административная экономика | Смешанная экономика |
Масштабы обобществления производства | Обобществление производства в рамках предприятия | экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы | Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах |
Преобладающая форма собственности | Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов | господствует государственная собственность | Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности |
Форма бюджетного ограничения | Жесткая | Мягкая | - |
Стимул к производительному труду | Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) | Социалистическое соревнование | Факторные доходы |
Основной принцип производства | Принцип соответствия спроса и предложения | воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения. | Принцип соответствия спроса и предложения |
Регулирование экономики | Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства | жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. | Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д. |
Конкуренция | Есть | Нет | Есть |
Теневая экономика | Отсутствует | Присутствует | Только на запрещенный государством товар (наркотики) |
Координация | Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен.
| Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство | роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием. |
Ценообразование | ориентируется на предотвращение спада в производстве. | Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены | гибкие цены |
Заработная плата | устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда | административное установление заработной платы | устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату. |
Социальные гарантии | Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости | Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение | Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения |