Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:23, реферат
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным
образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую
структуру общества.
Введение.
1. Понятие и структура экономической системы общества.
1.1 Понятие и структура.
1.2 Роль собственности в экономической системе.
1.3 Особенности рыночной системы.
2. Формационный и цивилизационный подходы к экономической системе.
3. Эволюция экономических систем и их современная характеристика.
3.1 Теории индустриального общества.
3.2 Характеристика постиндустриального общества.
4. Особенности экономических систем.
Заключение.
Список литературы.
ресурсов заторможены действие административных механизмов, контролируемых
государством. При этом прибыль, процент, оплата труда, рента, деньги, цены не
выполняют функцию эффективных регуляторов. В следствии деформированности прав
собственности существует большая сложность вхождения субъектов в
бюрократический рынок и функционирования в рамках господствующих в
экономической системе мелких бюджетных ограничений. Эти сферы отношений
задаются из вне и контролируются правительством.[8. c.16]
По оценкам ЕБРР доля частного сектора в ВВП в Беларуси на данный момент
составляет всего 20% (последнее место среди стран с переходной экономикой).
[38.c.5]
Средняя оценка Беларуси по показателям развития частного сектора и создания
рыночной инфраструктуры (оценки ЕБРР) равны «1.6» или «2-»; в Польше
,например, она составляет «3.5», то есть находится между «3+» и «4-». Разница
в 2.2 раза ясно говорит об уровне развития рыночных институтов и
инфраструктуры в Беларуси.[38. c.5]
В 1994 г. Беларусь перешла на собственную денежную единицу, что позволило в
1995 г. проводить политику стабилизации в денежно-кредитной и валютной
сферах, в результате которой, во-первых, заметно сократились темпы инфляции:
с 1959,9% прирост ИПЦ в 1994г. до 244 в 1995 г. и до 39,3% в 1996 г., во-
вторых, реальные процентные ставки стали положительными уже во втором
квартале 1995 г., в-третьих, заметно укрепился белорусский рубль по отношению
к иностранным валютам.[5. c.18]
Тем не менее следует отметить и негативные моменты в функционировании
экономической системы республики в период 1992-1994гг. В первую очередь это
касается снижением объёмов производства в жизненно важных отраслях. Так,
сокращение ВВП в промышленности за период 1991-1994 гг. составило 30,6%; в
строительстве- 43,8%; на транспорте- 41,7%; менее всего в сельском хозяйстве-
28,9%. Несмотря на это, такие отрасли, как кредитование и коммерческая
деятельность, стремительно развивались- 58,2% и 32,4%. Снижался и уровень
жизни населения. Например, только за период с 1 квартала по 1 квартал 1995 г.
реальная средняя заработная плата упала на 3,9%, а реальная средняя пенсия -
на 12,5%. Доля населения с доходами ниже минимального потребительского
бюджета в 1994 г. составила 53% по сравнению с 25% в 1993 г. и 17,2% в 1992
г. [37]
Здесь следует особо отметить, что сокращение объемов производства и снижение
уровня жизни населения, а также высокий уровень инфляции являются
закономерными явлениями первого этапа трансформации плановой экономической
системы в рыночную. Беларусь соответственно не стала исключением.[5. c.20]
С цель вывода страны из кризисного состояния была разработана Программа
неотложных мер, реализация которых позволило в 1991-1995 гг. приостановить
обвальный спад производства, заметно снизить уровень инфляции и дефицит
государственного бюджета, затормозить падения уровня жизни населения, создать
предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и
некоторому росту.
Реализация принятых мер позволила уже к концу 1996 г. не только преодолеть
спад производства, но и достигнуть положительной динамики основных
макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства
промышленной продукции и потребительских товаров. Оживилась инвестиционная
деятельность. В определённой мере удалось стабилизировать положение на
внутреннем потребительском рынке и финансовое состояние предприятий.[20. c.4]
Осенью 1996 - зимой 1997 г. было завершено реформирование органов
государственного управления, приведшее к жесткой централизации
исполнительной власти. В экономической политике начали преобладать
административные меры. [5. c.21]
В 1996-1998 гг. были в основном достигнуты важнейшие параметры годовых
прогнозов социально-экономического прогноза страны, что позволило уже в 1998
г. по отношению к 1990 г. выйти по таким важнейшим параметрам развития, как
ВВП на уровень- 80,2%, продукция сельского хозяйства- 71,2%, продукция
промышленности- 81,7%, инвестиции в основной капитал- 55,6%, розничный
товарооборот- 83,6%, платные услуги населению- 46%, реальные денежные доходы
населения- 92%.[20. c.5]
Однако в этот период (с 1996-1998 гг.) существенно усилилась инфляция - с
2,8% среднемесячного прирост ИПЦ и 2,2% среднемесячного прироста ИПЦ в 1996
г. до 4,2 и 5,5% в 1997г, 9,0 и 9,6% в 1998 г. и до 11,0 и 10,8% в 1999 г.
Реальные процентные ставки рухнули и надежно закрепились на отрицательном
уровне. Уже в 1997 г. появилось множество валютных курсов, разница между
которыми со второго квартала 1998 г. начала исчисляться разами. Самый
стойкий из них - официальный курс Нацбанка РБ -составил в июне 1999 г. по
отношению уровню декабря 1996 г. к доллару США - 48,9%, к немецкой марке -
63,7%, к российскому рублю - 87,4%.[5. c.22]
В первом полугодии 1999 г. наблюдалось существенное снижение темпов роста в
промышленности и строительстве, сворачивались государственные программы
строительства жилья. В 1 кв. 1999 г. зарегистрирован очень слабый прирост
ВВП - 1,1% по сравнению с 8,3% в 1998г. (к соответствующему периоду
предыдущего года), 11,4% в 1997 г. и 2,8% в 1996 г.; впервые за последние
четыре года отмечен значительный отрицательный прирост потребительских
расходов населения и валового накопления - -10,0% и -8,1 % соответственно, в
то же время прирост государственных расходов на конечное потребление в I кв.
1999 г. составил 2,9%.[37]
В I кв. 1999 г. достигла рекордного уровня доля населения с доходами ниже
Минимального потребительского бюджета - 83,7%, доля же населения с доходами
ниже прожиточного минимума (60% МПБ) составила 33%, а во II кв. 1999 г.-
53,9%.[5. c.22]
Неустойчивое финансово-экономическое положение не могло не сказаться на
уровне жизни населения. В настоящее время 78,8% населения располагают
доходами на одного человека семьи ниже Минимального потребительского
бюджета, а 46% - бюджета прожиточного минимума.[20. c.6]
Поворотной точкой для домохозяйств стали 1998 и 2000 гг. В 1998 г. произошло
довольно резкое увеличение неравенства (с 25,8% до 28,2), после чего в 1999
г. резко выросла бедность (с 33% до 46,7%), а неравенство снова снизилось (до
26,9%). В 2001 г. наметился рост реальных доходов населения, однако бедность
осталась практически на прежнем уровне.[38. c.6]
Можно сделать следующие выводы: усиление проникновения правительства в
экономическую систему последние пять лет носило характер ограничения прав
собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в
основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной
социальной политики; в результате проводимой экономической политики возникла
кризисная ситуация практически во всех сферах экономики.
Современная экономическая система Беларуси характеризуется очень низкой долей
частной собственности, даже по сравнению с бывшими республиками СССР,
средней, даже для Западной Европы, долей государственных расходов к ВВП,
слабой ориентацией государственных расходов на социальные нужды.[5.c.24]
Какие же альтернативы дальнейшего развития может избрать Беларусь? Обнищание
населения в последние годы, кризисное состояние бюджетной, денежно-кредитной
и валютной сфер экономики свидетельствует о вступлении республики в
очередной глубокий социально-экономический кризис. Проявляться новая
тенденция будет скорее всего в уменьшении вмешательства государства в
экономику на микроуровне, также очень возможны некоторое усиление
государственного регулирования на макроуровне и переориентация бюджетных
средств на социальные нужды.[5.c.25]
Группой ученых государственных деятелей и практиков, разработана Программа
социально-экономического развития Республики Беларусь, которая определяет
стратегию и тактику экономической политики, проводимой в РБ сегодня и в
ближайшей перспективе.
Осуществление мероприятий Программы позволит:
• приступить к активной фазе структурной перестройки экономики
—реформированию ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической
и территориальной структур, обеспечивающих достижение устойчивых темпов
экономического роста, повышение эффективности функционирования экономики и
более полное удовлетворение потребностей населения в материальных и
культурных благах и услугах. В результате улучшится отраслевая структура ВВП:
доля промышленности стабилизируется на уровне 26%, удельный вес сферы услуг
увеличится с 40,5 в 2000 г. до 42% в 2005 г., доля сельского хозяйства
уменьшится с 12,7 до 12%, а строительства — с 5,7 до 5,5%.
В воспроизводственной структуре ВВП существенно увеличится доля валового
накопления — с 22,8 до 27%, что обусловлено необходимостью ускорения
технического перевооружения и модернизации экономики, реструктуризации
прежде всего приоритетных отраслей и производств на основе внедрения
современных технологий, машин и оборудования.
• обеспечить переход на устойчивые темпы экономического роста.
Благодаря мобилизации внутренних источников финансовых ресурсов инвестиции в
основной капитал за 2001—2005 гг. возрастут в 1,6—1,7 раза. Валовой внутренний
продукт увеличится на 35—40%, продукция промышленности — на 28—32, сельского
хозяйства — на 22—28, продукция сферы услуг — на 40—45%, в том числе платных
услуг населению — на 60—65%. В расчете на душу населения валовой внутренний
продукт увеличится с 7,7 тыс. долл. США в 2000 г. до 10,7—10,9 тыс. в 2005 г.
(по паритету покупательной способности 1999 г.);
• повысить уровень жизни народа. В прогнозируемый период предусматривается:
- улучшить демографическую ситуацию в стране (снизить смертность детей и
Информация о работе Экономическая система: понятие, структура, генезис