Экономическая система: понятие, структура, генезис

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:23, реферат

Краткое описание

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным
образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую
структуру общества.

Оглавление

Введение.
1. Понятие и структура экономической системы общества.
1.1 Понятие и структура.
1.2 Роль собственности в экономической системе.
1.3 Особенности рыночной системы.
2. Формационный и цивилизационный подходы к экономической системе.
3. Эволюция экономических систем и их современная характеристика.
3.1 Теории индустриального общества.
3.2 Характеристика постиндустриального общества.
4. Особенности экономических систем.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 265.00 Кб (Скачать)

ресурсов  заторможены действие административных механизмов, контролируемых

государством. При этом прибыль, процент, оплата труда, рента, деньги, цены не

выполняют функцию эффективных  регуляторов. В следствии  деформированности  прав

собственности существует большая  сложность вхождения  субъектов в

бюрократический рынок и функционирования в рамках господствующих в

экономической системе мелких бюджетных  ограничений. Эти  сферы отношений

задаются  из вне и контролируются правительством.[8. c.16]

По  оценкам ЕБРР доля частного сектора  в ВВП в Беларуси на данный момент

составляет всего 20% (последнее место среди стран с переходной экономикой).

[38.c.5]

Средняя оценка Беларуси по показателям развития частного сектора  и создания

рыночной  инфраструктуры (оценки ЕБРР) равны «1.6»  или «2-»; в Польше

,например, она составляет  «3.5», то есть находится между «3+» и «4-». Разница

в 2.2 раза ясно говорит  об уровне развития рыночных институтов и

инфраструктуры  в Беларуси.[38. c.5]

В 1994 г. Беларусь перешла  на собственную денежную единицу, что позволило  в

1995 г. проводить политику  стабилизации в денежно-кредитной и валютной

сферах, в результате которой, во-первых, заметно  сократились темпы  инфляции:

с 1959,9% прирост ИПЦ в 1994г. до 244 в 1995 г. и до 39,3% в 1996 г., во-

вторых, реальные процентные ставки стали положительными уже во втором

квартале 1995 г., в-третьих, заметно  укрепился белорусский  рубль по отношению

к иностранным валютам.[5. c.18]

Тем не менее следует  отметить и негативные моменты в функционировании

экономической системы  республики в период 1992-1994гг. В первую очередь это

касается  снижением объёмов  производства в жизненно важных отраслях. Так,

сокращение  ВВП в промышленности за период 1991-1994 гг. составило 30,6%; в

строительстве- 43,8%; на транспорте- 41,7%; менее всего в  сельском хозяйстве-

28,9%. Несмотря на это,  такие отрасли, как кредитование и коммерческая

деятельность, стремительно развивались- 58,2% и 32,4%. Снижался и  уровень

жизни населения. Например, только за период с 1 квартала по 1 квартал 1995 г.

реальная  средняя заработная плата упала на 3,9%, а реальная средняя пенсия -

на 12,5%. Доля населения с  доходами ниже минимального потребительского

бюджета в 1994 г. составила 53% по сравнению с 25% в 1993 г. и 17,2% в  1992

г. [37]

Здесь следует особо  отметить, что сокращение объемов производства и снижение

уровня жизни населения, а также высокий уровень инфляции являются

закономерными явлениями первого  этапа трансформации  плановой экономической

системы в рыночную. Беларусь соответственно не стала  исключением.[5. c.20]

С цель вывода страны из кризисного состояния была разработана Программа

неотложных  мер, реализация которых  позволило в 1991-1995 гг. приостановить

обвальный спад производства, заметно снизить  уровень инфляции и дефицит

государственного  бюджета, затормозить  падения уровня жизни  населения, создать

предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и

некоторому  росту.

Реализация  принятых мер позволила  уже к концу 1996 г. не только преодолеть

спад  производства, но и  достигнуть положительной  динамики основных

макроэкономических  процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства

промышленной  продукции и потребительских  товаров. Оживилась  инвестиционная

деятельность. В определённой мере удалось стабилизировать  положение на

внутреннем  потребительском  рынке и финансовое состояние предприятий.[20. c.4]

Осенью 1996 - зимой 1997 г. было завершено  реформирование органов

государственного  управления, приведшее  к жесткой централизации

исполнительной власти. В экономической политике начали преобладать

административные меры. [5. c.21]

В 1996-1998 гг. были в основном достигнуты важнейшие параметры годовых

прогнозов социально-экономического прогноза страны, что  позволило уже  в 1998

г. по отношению к 1990 г. выйти по таким  важнейшим параметрам развития, как

ВВП на уровень- 80,2%, продукция  сельского хозяйства- 71,2%, продукция

промышленности- 81,7%, инвестиции в  основной капитал- 55,6%, розничный

товарооборот- 83,6%, платные услуги населению- 46%, реальные денежные доходы

населения- 92%.[20. c.5]

Однако  в этот период (с 1996-1998 гг.) существенно  усилилась инфляция - с

2,8% среднемесячного  прирост ИПЦ и  2,2% среднемесячного  прироста ИПЦ в  1996

г. до 4,2 и 5,5% в 1997г, 9,0 и 9,6% в 1998 г. и до 11,0 и 10,8% в 1999 г.

Реальные процентные ставки рухнули и надежно закрепились на отрицательном

уровне. Уже в 1997 г. появилось  множество валютных курсов, разница между

которыми  со второго квартала 1998 г. начала исчисляться разами. Самый

стойкий из них - официальный  курс Нацбанка РБ -составил в июне 1999 г. по

отношению уровню декабря 1996 г. к доллару США - 48,9%, к немецкой марке -

63,7%, к российскому  рублю - 87,4%.[5. c.22]

В первом полугодии 1999 г. наблюдалось существенное снижение темпов роста  в

промышленности  и строительстве, сворачивались государственные  программы

строительства жилья. В 1 кв. 1999 г. зарегистрирован очень слабый прирост

ВВП - 1,1% по сравнению с 8,3% в 1998г. (к соответствующему периоду

предыдущего года), 11,4% в 1997 г. и 2,8% в 1996 г.; впервые за последние

четыре  года отмечен значительный отрицательный прирост  потребительских

расходов  населения и валового накопления - -10,0% и -8,1 % соответственно, в

то  же время прирост  государственных  расходов на конечное потребление в I кв.

1999 г. составил 2,9%.[37]

В I кв. 1999 г. достигла рекордного уровня доля населения  с доходами ниже

Минимального  потребительского бюджета - 83,7%, доля же населения  с доходами

ниже  прожиточного минимума (60% МПБ) составила 33%, а  во II кв. 1999 г.-

53,9%.[5. c.22]

Неустойчивое  финансово-экономическое  положение не могло  не сказаться на

уровне  жизни населения. В настоящее время 78,8% населения располагают

доходами  на одного человека семьи ниже  Минимального потребительского

бюджета, а 46% - бюджета прожиточного минимума.[20. c.6]

Поворотной  точкой для домохозяйств стали 1998 и 2000 гг. В 1998 г. произошло

довольно  резкое увеличение неравенства (с 25,8% до 28,2), после чего в 1999

г. резко выросла  бедность (с 33% до 46,7%), а неравенство  снова снизилось (до

26,9%). В 2001 г. наметился  рост реальных  доходов населения,  однако бедность

осталась  практически на прежнем уровне.[38. c.6]

     Можно сделать следующие выводы: усиление проникновения правительства в

экономическую систему последние  пять лет носило характер ограничения прав

собственности, рост государственных  расходов по отношению  к ВВП являлся  в

основном  следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной

социальной  политики; в результате проводимой экономической политики возникла

кризисная ситуация практически  во всех сферах экономики.

Современная экономическая система  Беларуси характеризуется очень низкой долей

частной собственности, даже по сравнению с  бывшими республиками СССР,

средней, даже для Западной Европы, долей государственных  расходов к ВВП,

слабой  ориентацией государственных расходов на социальные нужды.[5.c.24]

Какие же альтернативы дальнейшего развития может избрать Беларусь? Обнищание

населения в последние годы, кризисное состояние  бюджетной, денежно-кредитной

и валютной сфер экономики  свидетельствует  о вступлении республики в

очередной глубокий социально-экономический кризис. Проявляться новая

тенденция будет скорее всего  в уменьшении вмешательства государства в

экономику на микроуровне, также  очень возможны некоторое усиление

государственного  регулирования на макроуровне и  переориентация бюджетных

средств на социальные нужды.[5.c.25]

Группой ученых государственных  деятелей и практиков, разработана Программа

социально-экономического развития Республики Беларусь, которая  определяет

стратегию и тактику экономической  политики, проводимой в РБ сегодня и  в

ближайшей перспективе.

Осуществление мероприятий Программы  позволит:

     • приступить к активной фазе структурной перестройки экономики

—реформированию ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической

и территориальной  структур, обеспечивающих достижение устойчивых темпов

экономического  роста, повышение эффективности функционирования экономики и

более полное удовлетворение потребностей населения в материальных и

культурных благах и услугах. В результате улучшится отраслевая структура ВВП:

доля промышленности стабилизируется на уровне 26%, удельный вес сферы услуг

увеличится  с 40,5 в 2000 г. до 42% в 2005 г., доля сельского  хозяйства

уменьшится  с 12,7 до 12%, а строительства — с 5,7 до 5,5%.

В воспроизводственной  структуре ВВП  существенно увеличится доля валового

накопления  — с 22,8 до 27%, что  обусловлено необходимостью ускорения

технического  перевооружения и  модернизации экономики, реструктуризации

прежде  всего приоритетных отраслей и производств на основе внедрения

современных технологий, машин и оборудования.

     • обеспечить переход на устойчивые темпы экономического роста.

Благодаря мобилизации внутренних источников финансовых ресурсов инвестиции в

основной  капитал за 2001—2005 гг. возрастут в 1,6—1,7 раза. Валовой внутренний

продукт увеличится на 35—40%, продукция промышленности — на 28—32, сельского

хозяйства — на 22—28, продукция  сферы услуг —  на 40—45%, в том  числе платных

услуг населению — на 60—65%. В расчете на душу населения валовой  внутренний

продукт увеличится с 7,7 тыс. долл. США в 2000 г. до 10,7—10,9 тыс. в 2005 г.

(по  паритету покупательной  способности 1999 г.);

     • повысить уровень жизни народа. В прогнозируемый период предусматривается:

- улучшить демографическую ситуацию в стране (снизить смертность детей и

Информация о работе Экономическая система: понятие, структура, генезис