Эффективность оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях (на примере "Солнечная поляна")

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить эффективность оздоровительного лагеря «Солнечная Поляна» и разработать свои варианты оздоровления, не имеющиеся в этом лагере. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
•Ознакомится с общей характеристикой предприятия(место нахождение, условия размещения, питание, культурно- развлекательная программа, лечение)
•Ознакомится с учетом эффективности пребывания детей в летнем оздоровительном лагере «Солнечная поляна»
•Изучить оздоровительную программу для детей в МБУ ОЦ «Солнечная поляна»
•Разработать свои предложения на данную тему

Файлы: 1 файл

фоменко.docx

— 65.43 Кб (Скачать)

Введение

Значительные учебные нагрузки, гипокинезия, несбалансированное питание  и другие неблагоприятные факторы  приводят к напряжению эмоциональной  сферы ребенка, истощению адаптационных  резервов, снижению функциональных возможностей организма, что в большей степени  проявляется в конце учебного года.

Важным этапом оздоровления детей  является оздоровительная кампания во время каникул, а в качестве одной из ее форм - пребывание детей  в загородных стационарных учреждениях  отдыха и оздоровления детей Загородные стационарные учреждения отдыха предназначены  для оздоровления детей от 6 до 16 лет на время летних и зимних каникул. В эти учреждения принимаются, в  основном, здоровые дети, дети с функциональными  отклонениями, и, отчасти, дети с хроническими болезнями в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных  коррекционно-терапевтических условиях (диета, специальный режим, лечебные назначения по поддерживающей терапии  и так далее) и не имеющие противопоказаний для активного отдыха. Детский оздоровительный лагерь – это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и реализация творческих способностей. Меня очень заинтересовала эта тема, поэтому я решила поглубже изучить её, взяв за пример летний оздоровительный лагерь «Солнечная Поляна», расположенный по адресу Омская область, п. Чернолучье, ул. Курортная№1.Итак, данная работа содержит:

Цель: изучить эффективность оздоровительного лагеря «Солнечная Поляна» и разработать  свои варианты оздоровления, не имеющиеся  в этом лагере. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • Ознакомится с общей характеристикой предприятия(место нахождение, условия размещения, питание, культурно- развлекательная программа, лечение)
  • Ознакомится с учетом эффективности пребывания детей в летнем оздоровительном лагере «Солнечная поляна»
  • Изучить оздоровительную программу для детей в МБУ ОЦ «Солнечная поляна»
  • Разработать свои предложения на данную тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общие положения эффективности  оздоровления детей и подростков  в летних оздоровительных учреждениях .

1.1 Оценка эффективности оздоровления  детей и подростков в летних  оздоровительных учреждениях.

Методические  рекомендации.

Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных  учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, исключения субъективных подходов к оценке эффективности  летнего оздоровления.

Методические рекомендации предназначены  для исполнения:

загородными оздоровительными учреждениями (загородные сезонные оздоровительные  учреждения, в том числе, санаторные смены загородных сезонных оздоровительных  учреждений; лагеря труда и отдыха на базе сезонных оздоровительных учреждений; загородные круглогодичные оздоровительные  учреждения, в том числе санаторные смены загородных  круглогодичных  оздоровительных учреждений; загородные санаторно-оздоровительные учреждения, санаторные смены для детей на базах санаториев, баз отдыха (для взрослых), детские санатории, спортивно-оздоровительные и оборонно-спортивные учреждения); лагерями дневного пребывания школьников, в том числе лагеря труда и отдыха на базе лагерей дневного пребывания школьников.

Методические рекомендации предусматривают  проведение медицинских осмотров всех детей в начале и в конце  оздоровительной смены с оценкой  эффективности оздоровления.[1; ст. 3-8]

"Обязательные" показатели оценки эффективности  оздоровления - показатели, характеризующие  рост, массу тела, мышечную силу  и жизненную емкость легких (ЖЕЛ), оценка динамики которых за  летнюю оздоровительную смену  является обязательной для определения  степени эффективности оздоровления (высокая, слабая, отсутствие).

Индекс  массы тела (ИМТ, Индекс Кетле) - это  показатель, характеризующий физическое развитие, представляющий собой отношение  массы тела в кг к росту в кв. м.

Функциональное  состояние - комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.

Для оценки эффективности оздоровления рекомендуется  использовать данные динамики не менее 4-х "обязательных показателей" (рост, масса, мышечная сила и жизненная  емкость легких (ЖЕЛ).

Выбор "обязательных показателей" обусловлен их потенциальной  изменчивостью за период летнего  оздоровления под воздействием (благоприятным  или неблагоприятным) среды обитания и возможностью оценки динамики показателей  за оздоровительную смену.

Динамика "обязательных показателей" зависит  от непосредственного воздействия  факторов среды, в том числе питания, двигательного режима, режима дня, проводимых в учреждении оздоровительных процедур и физкультурно-массовой работы. "Обязательные показатели" чутко реагируют на снижение резистентности организма  и перенесенные в ходе оздоровительного сезона заболевания. Вместе с тем, они  просты в измерении и оценке. [2; ст. 9-12]

Необходимое для оценки "обязательных показателей" оборудование - весы напольные, ростомер, динамометр кистевой, спирометр.

При необходимости  можно также дополнять "обязательный" перечень "дополнительными показателями" (функциональные пробы сердечнососудистой системы, дыхательной системы, общей  физической работоспособности).

Для комплексной  оценки эффективности оздоровления детей в учреждениях летнего  отдыха и оздоровления в 1-2-й день от начала оздоровительной смены, а  также за день до ее окончания, в  учреждении должен быть организован  и проведен медицинский осмотр всех оздоравливаемых детей с обязательным проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.

Все измерения  следует проводить на полуобнаженном ребенке в первую половину дня. [3; ст.34-46]

1.2Учет эффективности пребывания  детей и подростков в оздоровительном учреждении.

По окончании работы каждой смены  медицинский работник анализирует  эффективность пребывания детей  в лагере и в своей работе отчитывается об этом по установленным формам.

Для оценки эффективности пребывания детей в лагере надо выбирать наиболее простые и доступные показатели.

К ним относятся:

А) соматометрические данные –  масса тела, рост, окружность грудной  клетки; индекс Кетле (отношение веса в кг к росту в кв. м)

Б) физиометрические – определение  мышечной силы;

В) соматические данные (жалобы, самочувствие, аппетит, сон, тургор тканей и др.) и  заболеваемость детей. Оценка показателей  должна быть единой. Результаты исследований могут зависеть от влияния метеорологических  и санитарно-гигиенических условий, режима дня, неправильно дозируемых мероприятий, проводимых с детьми, неправильной методики от других неблагоприятных  моментов, влияющих на ребенка.[4; 18-24]

Антропометрические измерения  производятся по обычной методике. Лучше всего проводить их в  утренние часы. Из антропометрических данных абсолютно хорошим и достоверным  показателем эффективности пребывания детей в лагере является масса  тела. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья и т. д.

Методика измерения массы должна быть единой, производиться оно должно в одинаковых условиях. При взвешивании  в начале и в конце смены  дети должны быть одинаковы одеты. Взвешивать их надо в одно и то же время, натощак или через 2 ч после завтрака.

Определяют массу тела на медицинских  весах. Перед взвешиванием необходимо проверить их точность.

После измерения роста определяют индекс Кетле, который рассчитывается по формуле :

 

где m - масса тела человека (в килограммах), а  - квадрат роста человека (в метрах). 

В норме индекс Кетле равняется  у детей: в 6-8 лет – 16 кг/кв. м; 9-10 лет  – 17 кг/кв. м; 11 лет – 18 кг/кв. м; 12 лет  – 19 кг/кв. м; 13 лет – 20 кг/кв. м.

Из физиометрические данных немаловажное значение для определения эффективности  пребывания детей в лагере имеет  динамометрия.

Динамометрия определяет мышечную силу правой и левой кисти (в кг). Методика ее очень проста, доступна и интересна для детей.

Измеряют мышечную силу кисти путем  сжимания металлической пружины  ручного динамометра, соединенной  со стрелкой циферблата со шкалой, по которой  определяется величина силы в килограммах. Во время сжатия пружины рука должна быть вытянута в сторону. Определяют силу мышц спокойно, без рывков одной, а потом другой рукой 2-3 раза подряд и записывают максимальный показатель для правой и левой руки раздельно.

Сила правой кисти у детей  в возрасте 12-13 лет в среднем  равна 21-25 кг, у юношей 14-15 лет 31-37 кг, у девушек того же возраста 27-31 кг. Высокие показатели динамометрии свидетельствуют  о хорошем физическом развитии. При  исследовании необходимо учесть, что  условия для определения силы мышц должны быть одинаковыми в начале и в конце исследования, так  как различные состояния (физическая работа, утомление и пр.) могут  дать различные показатели.[5]

Дополнительными показателями эффективности  пребывания детей в оздоровительном  лагере являются общее состояние  ребенка, его заболеваемость в период пребывания в оздоровительном лагере. Здесь большое значение имеют анамнез, наличие жалоб на головную боль, слабость, утомляемость, понижение аппетита и др.

На основании комплексного анализа  указанных показателей (веса, роста, определения индекса Кетле, динамометрии, общего самочувствия детей) в начале и конце оздоровительной смены  проводится оценка эффективности пребывания детей в оздоровительном лагере. Оздоровительный эффект считается  выраженным при положительной динамике более 50% оцениваемых тестов; слабо  выраженным – при положительной  динамике отдельных тестов; при отсутствии динамики оцениваемых тестов, считается, что оздоровительный эффект отсутствует.

Как же все вышесказанное связать  с эффективностью предприятия? Очень  просто, здоровье детей напрямую связанно с работой персонала, и популярностью лагеря. Поэтому эффективность предприятия будет рассчитываться по формуле:

Э = Р/З; 

где Р – результат;

З – затраты на получение данного результата.

В основе определения эффективности  лежит принцип сравнительного преимущества, являющийся основой специализации  как стран в целом, так и  отдельных предприятий  в частности.[6; ст.143-146]

1.3 Сущность летней оздоровительной программы для детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой  дети реализуют свои возможности, потребности  в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной  стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. 

Физическая  культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и  честью выходить из непростых ситуаций.[7; ст. 139-147]  

 Спорту, как и настоящей полнокровной жизни, чужды пассивность, безволие, успокоенность. Каждодневное напряжение, преодоление всех объективных и субъективных трудностей - вот обязательные условия достижения жизненных целей. Этому учат постоянные тренировки.  

 Жизнь  и практика показывают, что тот,  кто прошел хорошую школу физического  воспитания, более приспособлен  к высокому производительному  физическому и умственному труду,  способен более легко находить  правильные и нужные решения  в трудных ситуациях. Это ярко  доказала военная служба, космонавтика, различные трудные этапы жизни  человека.

Цель  оздоровительной программы это  организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья  детей.

Из поставленной цели вытекают посредствующие задачи:

  • Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  услових  временного коллектива;
  • Вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере;
  • Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;
  • Расширение знаний об охране здоровья.

Информация о работе Эффективность оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях (на примере "Солнечная поляна")