Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:58, доклад
В данном сообщении будет рассмотрен рынок производства майонеза на территории Российской Федерации.
Майонез, безусловно, относится к так называемым массовым продуктам – другими словами, он уже давно и прочно занял место в потребительской корзине россиян. Уровень душевого потребления этого соуса в стр誻не достаточно высок, и по емкости рынка майонеза Россия занимает одно из первых мест в мире.
I. Анализ структуры рынка
II. Характеристика товара
III. Определение географических границ рынка
IV. Определение барьеров входа
V. Ценовые стратегии производителей данного рынка
VI. Асимметричность рыночной информации
Некоторые выводы по работе
Перечень источников информации
Определим показатель реализации на одного занятого для каждого предприятия путём деления объёма продаж на численность занятых в производстве:
занятые в производстве | Объем продаж, руб. | Реализация на 1 зан., руб. |
218,3931 | 699 441,51 | 3202,672 |
155,6068 | 544 501,935 | 3499,217 |
137,5441 | 504 660,33 | 3669,08 |
120,6283 | 451 538,19 | 3743,219 |
98,72436 | 380 708,67 | 3856,279 |
91,39149 | 367 428,135 | 4020,376 |
62,13028 | 301 025,46 | 4845,068 |
48,58907 | 270 037,545 | 5557,578 |
32,14282 | 216 915,405 | 6748,487 |
21,762 | 154 939,575 | 7119,73 |
Показатель меняется от величины фирмы: чем больше фирма, тем соответственно больше данный показатель.
Размещение товаров – производителей по регионам
Производитель | Размещение |
ЗАО АПИК «Эфко» | Центральный федеральный округ (г Москва) |
ООО «Компания Скит» | ЦФО (г Москва) |
ПГ «Петросоюз» | Северо – Западный федеральный округ (г. Санкт – Петербург) |
ООО «Юнилевер СНГ» | ЦФО (г Москва) |
ООО «Балтимор Холдинг» | Санкт – Петербург |
ОАО «Московский жировой комбинат» | ЦФО (г Москва) |
ОАО «Нижегородский масложировой комбинат» | Волжский федеральный округ (г. Нижний Новгород) |
ОАО «Масложировой комбинат Санкт – Петербурга» | Северо – Западный федеральный округ (г. Санкт – Петербург) |
ОАО «Новосибирский жировой комбинат» | Волжский федеральный округ (г. Новосибирск) |
Из данной таблицы видно, что большая часть предприятий – изготовителей майонеза сосредоточена в Центральном федеральном округе. Удаленность других фирм – изготовителей снижает возможность фирм конкурировать друг с другом, т.е. у каждого из производителей появляется так называемая «зона чистой монопольной власти», где покупатели не готовы приобретать товар у другого продавца ни при какой положительной цене.
Большинство российских потребителей отдает предпочтение отечественным производителям, в основном – продукции крупных федеральных производителей (см. рисунок 2). В целом обозначенные доли соответствуют различиям в представленности майонеза федеральных, глобальных и локальных производителей в предложении торговых операторов города.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с точки зрения конкурентной ситуации для рынка майонеза характерна региональность. Она проявляется в том, что в каждом из крупных городов лидерство принадлежит чаще всего местному производителю.
Рис. 2. Предпочтения российских потребителей майонеза по производителям, %
Необходимо отметить также значительную долю потребителей, для которых страна / регион производства майонеза не имеет значения.. Значительная доля «неразборчивых» потребителей майонеза может быть связана со сходством потребительских характеристик, которыми обладают марки майонеза различных производителей. В то же время этот факт выступает свидетельством недостаточности маркетинговых усилий, предпринимаемых производителями майонеза для формирования устойчивых потребительских предпочтений их продукции.
Одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация товара. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизованную, или однородную, продукцию; в условиях монополистической конкуренции они выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация может принимать различные формы.
Быстрое расширение ассортимента продукции определенных типов может достичь такого уровня, когда потребитель начнет пугаться, разумный выбор станет трудным, и покупки будут отнимать много времени. Широта выбора может добавить остроты в жизнь потребителя, но только до определенного момента. Потребитель, столкнувшись с огромным числом похожих товаров, может начать судить об их качестве лишь по цене, т.е. неразумно предполагать, что цена обязательно служит показателем качества продукта.
Дифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками.
В настоящее время производители предлагают на рынок майонез нескольких видов, из которых самым известным и популярным является "Провансаль". Многие компании используют это знакомое практически всем россиянам название в качестве наименования своей продукции: "Скит Провансаль" (ООО "Компания Скит", Москва), "Россиянка Провансаль" (ОАО "Московский жировой комбинат") и другие. По итогам первого полугодия 2007 года, майонез такого типа занимал на рынке 45% по объему и 42% по стоимости; меньшая доля в денежном выражении говорит об относительно невысокой средней цене продукции этой категории.
Оливковый майонез, еще недавно считавшийся новым продуктом, также пришелся по вкусу российским потребителям – на него приходилось более 27% рынка в натуральном выражении (табл. 3). Продукция этого сегмента относится к более высокой ценовой категории по сравнению с "Провансалем", хотя некоторые компании позиционируют свои марки майонеза на основе оливкового масла в нижнем ценовом сегменте.
Майонезы со вкусовыми добавками, а также витаминизированные и обогащенные майонезы пока не пользуются спросом у россиян – их доля по объему в первом полугодии 2007 года составляла соответственно 1,7 и 0,03%.
Следует также отметить, что структура рынка по типам продукта существенно различается в исследуемых городах. Например, в Волгограде доля майонеза "Провансаль" в натуральном выражении составляла 31,6%, тогда как в Екатеринбурге – более 70%. Оливковый майонез в уральской столице не пользуется большим спросом – там ему принадлежит лишь 14% рынка по объему. Аналогичная ситуация наблюдается и в Нижнем Новгороде, где доля оливкового майонеза также составляет 14% общего объема. А вот жители Москвы и Ростова-на-Дону активно потребляют оливковый майонез – в каждом из них доля этого сегмента превышает 30% в натуральном выражении.
Таблица 3. Структура рынка майонеза по типам продукта
Тип продукта | Доля по объему, % | Доля по стоимости, % |
Провансаль | 44,9 | 42,0 |
Оливковый | 27,1 | 30,7 |
Со вкусовыми добавками | 1,7 | 1,5 |
Витаминизированный и обогащенный | 0,0 | 0,0 |
Другое | 26,3 | 25,7 |
Итого | 100 | 100 |
На что еще, кроме типа продукта, покупатели обращают внимание при выборе майонеза? С одной стороны, можно сказать, что тип упаковки не является определяющим фактором. В то же время именно упаковка зачастую поддерживает и дополняет имидж торговой марки, вследствие чего майонез представлен в продаже в разнообразной упаковке.
Наибольшей популярностью у потребителей пользуется майонез в устойчивом пакете без дозатора – по итогам рассматриваемого периода, на такую продукцию приходилось 39,2% в натуральном и 43,7% в стоимостном выражениях (табл. 4).
Приблизительно одинаковые доли рынка – 12–14% по объему – занимала продукция в устойчивых пакетах с дозатором и прочих пластиковых пакетах, а также в стеклянной банке с закручивающейся крышкой. Кроме того, на российском рынке представлены майонезы в другой пластиковой упаковке: банке, в том числе с закручивающейся крышкой, ведре/бидоне, бутылке, в бумажном пакете и т.д.
Таблица 4. Структура рынка майонеза по типам упаковки
Тип упаковки | Доля по объему, % | Тип упаковки по стоимости, % |
Устойчивый пакет без дозатора | 39,2 | 43,7 |
Устойчивый пакет с дозатором | 12,9 | 14,8 |
Прочие пластиковые пакеты | 14,0 | 13,8 |
Стеклянная банка с закручивающейся крышкой | 12,0 | 10,6 |
Пластиковая банка/стакан ПВХ | 8,3 | 6,8 |
Пластиковые ведро/бидон | 8,3 | 5,8 |
Другое | 5,2 | 4,6 |
Итого | 100 | 100 |