Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:58, доклад
В данном сообщении будет рассмотрен рынок производства майонеза на территории Российской Федерации.
Майонез, безусловно, относится к так называемым массовым продуктам – другими словами, он уже давно и прочно занял место в потребительской корзине россиян. Уровень душевого потребления этого соуса в стр誻не достаточно высок, и по емкости рынка майонеза Россия занимает одно из первых мест в мире.
I. Анализ структуры рынка
II. Характеристика товара
III. Определение географических границ рынка
IV. Определение барьеров входа
V. Ценовые стратегии производителей данного рынка
VI. Асимметричность рыночной информации
Некоторые выводы по работе
Перечень источников информации
25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Экономический факультет
Кафедра общей экономической теории
Направление подготовки 080100 Экономика
Дневное отделение
Студент _________
подпись
Преподаватель _________ Т.Н. Гоголева, д.э.н, проф.
подпись
Содержание:
I. Анализ структуры рынка
II. Характеристика товара
III. Определение географических границ рынка
IV. Определение барьеров входа
V. Ценовые стратегии производителей данного рынка
VI. Асимметричность рыночной информации
Некоторые выводы по работе
Перечень источников информации
В данном сообщении будет рассмотрен рынок производства майонеза на территории Российской Федерации.
Майонез, безусловно, относится к так называемым массовым продуктам – другими словами, он уже давно и прочно занял место в потребительской корзине россиян. Уровень душевого потребления этого соуса в стр誻не достаточно высок, и по емкости рынка майонеза Россия занимает одно из первых мест в мире.
К предприятиям, производящим майонез, можно отнести ЗАО АПИК «Эфко», ООО «Компания Скит», ООО «Юнилевер СНГ», ООО «Балтимор Холдинг», ОАО «Московский жировой комбинат», ПГ «Петросоюз», ОАО «Нижегородский масложировой комбинат», ОАО «Жировой комбинат»,
Рассмотрим долю предприятий на рынке по итогам 2007 г.
По результатам исследований в восьми крупных городах, в первом полугодии 2007 года на рынке лидировало ЗАО АПИК "Эфко" (Москва), которое представляет на рынке майонез под торговой маркой "Слобода". Однако лидерство этого игрока в определенной степени условно, поскольку примерно такие же доли – 10–15% – приходятся на ООО "Скит", ПГ "Петросоюз" (Санкт-Петербург), ООО "Юнилевер СНГ" (Москва) и холдинг "Балтимор". Интересно, что практически все перечисленные компании имеют в своем портфеле одну основную марку и несколько второстепенных. Исключение составляет только "Петросоюз", в арсенале которого имеется сразу два ведущих брэнда: "Мечта хозяйки" и "Моя семья".
Кроме того, значительные доли рынка – немногим менее 10% – занимают ОАО "Московский жировой комбинат" и ОАО "Нижегородский масложировой комбинат", которые располагаются соответственно на шестой и седьмой строчке рейтинга (табл. 1). Этих производителей также можно причислить к группе лидеров.
А вот следующие компании уже заметно уступают названным игрокам – их доли на рынке восьми городов не превышают 5%. Крупнейшими производителями из группы "второго эшелона" являются ОАО "Жировой комбинат" (Екатеринбург), ОАО "Новосибирский жировой комбинат" и ОАО "Масложировой комбинат Санкт-Петербурга".
Суммарная доля рынка, занимаемая перечисленной десяткой игроков, составила 87,9% по объему, что могло бы свидетельствовать о высокой степени концентрации на рынке майонеза. Однако это не совсем так. Высокая концентрация наблюдается в каждом из исследованных городов, где суммарная доля первой пятерки производителей колеблется от 70 до 97% в зависимости от региона, однако обеспечивается она разными производителями. То есть лидеры в каждом городе различаются. Исключение составляют только такие гиганты, как "Эфко", "Петросоюз", "Юнилевер СНГ" и "Балтимор", которые благодаря успешной региональной экспансии входят в число крупных игроков сразу в нескольких городах. В отличие от них, например, Московский ЖК имеет сильные позиции только в Москве, а жировой комбинат из Екатеринбурга вообще можно считать чуть ли не монополистом рынка уральской столицы, тогда как в других городах его продукция практически не представлена.
Таким образом, в настоящее время в лидирующую группу входят как общероссийские игроки, покрывающие дистрибьюцией значительную часть страны, так и крупные локальные производители, которые в масштабах своего региона занимают очень крепкие позиции – часто их доля на "домашнем" рынке достигает 70–80% в натуральном выражении.
Таблица 1. Доля предприятий рынка майонеза
| Производитель | Объем продаж, руб. | Доля на рынке, % | Доля рынка |
1. | ЗАО АПИК «Эфко», Москва | 699 441,51 | 15,80 | 0,158 |
2. | ООО «Компания Скит», Москва | 544 501,935 | 12,30 | 0,123 |
3. | ПГ «Петросоюз», Санкт – Петербург | 504 660,33 | 11,40 | 0,114 |
4. | ООО «Юнилевер СНГ», Москва | 451 538,19 | 10,20 | 0,102 |
5. | ООО «Балтимор Холдинг», Санкт – Петербург | 380 708,67 | 8,60 | 0,86 |
6. | ОАО «Московский жировой комбинат» | 367 428,135 | 8,30 | 0,83 |
7. | ОАО «Нижегородский масложировой комбинат» | 301 025,46 | 6,80 | 0,68 |
8. | ОАО «Жировой комбинат», Екатеринбург | 270 037,545 | 6,10 | 0,61 |
9. | ОАО «Новосибирский жировой комбинат» | 216 915,405 | 4,90 | 0,49 |
10. | ОАО «Масложировой комбинат Санкт – Петербурга» | 154 939,575 | 3,50 | 0,35 |
11. | Другие | 535 648,245 | 12,10 | 0,121 |
12. | Всего | 4 426 845,000 | 100,00 | 1 |
Рис.1
Ранжирование предприятий по убыванию объёма реализации выбранного товара
Рейтинг марок в основном повторяет рейтинг крупнейших производителей, поскольку, как уже отмечалось, многие игроки делают упор на работу с одной основной маркой (табл. 2.) Лишь две компании в рейтинге представляют две марки: "Петросоюз" – ТМ "Мечта хозяйки" и "Моя семья", а также Нижегородский МЖК – ТМ "Ряба" и "Провансаль". Интересно отметить, что в наименовании майонеза этих четырех марок используется название наиболее популярного вида майонеза – "Провансаль". Продукция же большинства других брэндов имеет свои оригинальные названия и представлена как в сегменте "Провансаль", так и среди майонеза других типов – оливкового, со вкусовыми добавками и т.п.
Таблица 2. Рейтинг ведущих марок майонеза по доле рынка в натуральном выражении
Марка | Рейтинг |
«Слобода» (ЗАО АПИК «Эфко», Москва) | 1. |
«Скит провансаль» (ООО «Компания Скит», Москва) | 2. |
Calve (ООО «Юнилевер СНГ», Москва) | 3. |
«Балтимор» (ООО «Балтимор Холдинг», Санкт – Петербург) | 4. |
«Россиянка Провансаль» (ОАО «Московский жировой комбинат») | 5. |
«Моя семья» (ПГ «Петросоюз», Санкт – Петербург) | 6. |
«Мечта хозяйки» (ПГ «Петросоюз», Санкт – Петербург) | 7. |
«Ряба» (ОАО «Нижегородский масложировой комбинат») | 8. |
«Провансаль» (ОАО «Жировой комбинат», Екатеринбург) | 9. |
«Провансаль» (ОАО «Нижегородский масложировой комбинат») | 10. |
Определение показателей концентрации
Показатели концентрации характеризуют структуру рынка. Чем больше этот показатель, тем дальше рынок от совершенной конкуренции.
Индекс концентрации (CR) находится как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:
Индекс Херфиндаля – Хиршмана (HHI) находится как сумма квадратов рыночных долей:
HHI=0,10439
Индекс Херфиндаля – Хиршмана трактуется как наиболее адекватная характеристика интенсивности конкуренции. Чем выше значение данного показателя, тем влиятельнее крупнейшие предприятия.
| Производитель | CR | HHI |
1. | ЗАО АПИК «Эфко», Москва | 0,158 | 0,024964 |
2. | ООО «Компания Скит», Москва | 0,281 | 0,015129 |
3. | ПГ «Петросоюз», Санкт – Петербург | 0,395 | 0,012996 |
4. | ООО «Юнилевер СНГ», Москва | 0,497 | 0,010404 |
5. | ООО «Балтимор Холдинг», Санкт – Петербург | 0,583 | 0,007396 |
6. | ОАО «Московский жировой комбинат» | 0,666 | 0,006889 |
7. | ОАО «Нижегородский масложировой комбинат» | 0,734 | 0,004624 |
8. | ОАО «Жировой комбинат», Екатеринбург | 0,795 | 0,003721 |
9. | ОАО «Новосибирский жировой комбинат» | 0,844 | 0,002401 |
10. | ОАО «Масложировой комбинат Санкт – Петербурга» | 0,879 | 0,001225 |
11. | Другие | 1 | 0,014641 |
Чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Индекс концентрации недостаточно для характеристики рынка. Чем больше значение индекса Херфиндаля – Хиршмана, тем выше концентрация продавцов на рынке. Чем он меньше, тем больше фирм в отрасли и сильнее неравенство. Чем больше неравномерность распределения дисперсии рыночных долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.
По полученным данным можно сделать вывод, что российский рынок майонеза характеризуется сравнительно низким уровнем концентрации производства.
Данную отрасль можно отнести к рынку монополистической конкуренции.
Обоснование:
-дифференцированный товар,
-большое число продавцов и покупателей на рынке,
-определяющая роль неценовой конкуренции в сравнении с ценовой (зависящее от торговых марок производителей, брендов, сегментации).
Индекс Джинни рассчитывается с помощью кривой Лоренца
Для построения кривой Лоренца
Равномерное распределение
0 | 0 |
100 | 100 |
Граница
0 | 100 |
100 | 100 |
100 | 0 |