Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:42, курсовая работа
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, дороги, сельское хозяйство и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.
Введение .................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические аспекты инвестиционной политики……..…...5
1.1.Инвестиции как экономическая категория………………………...……..5
1.2.Роль инвестиций в развитии макро- и микроэкономики ..........................7
1.3.Классификация инвестиций и их структура ..............................................10
Глава 2. Инвестиционная политика РК …..…………………………....15
2.1.Законодательные основы инвестиционной политики РК………….......15
2.2.Проблемы реализации инвестиционной политики РК….…………….17
2.3.Пути совершенствования инвестиционной политики в РК................…22
Заключение ...............................…......................................................................27
Список использованной литературы ...........................................................29
В настоящее время в Казахстане происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности экономики.
Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия.
Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность казахстанского производства, дальнейшее уменьшение доли казахстанского рынка, занятой товарами казахстанского производства.
Можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в Казахстане не соответствует потенциалу казахстанского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока иностранных средств.
Объемы займов от иностранных государств в республике постоянно растут. Следует помнить, что возврат таких сумм с процентами - нелегкое бремя для нашей страны. Поэтому недостатки в области привлечения иностранного капитала, которые имели место ранее, недопустимы впредь. В будущем в инвестиционной политике особое внимание следует уделить стимулированию отечественных инвестиций в развитие производственной сферы. Для этого потребуется и активизация фондового рынка. Инвестиции из сферы обращения должны переходить в сферу производства, это позволит создать новые рабочие места и сократить численность безработных. Сейчас в Казахстане благодаря бюджетным инвестициям в инфраструктуру, транспорт, социальные объекты по всей стране создано уже около 100 тысяч рабочих мест. Безработица остановлена на уровне 7,2 процентов, и есть уверенность, что выше этого порога она не поднимется. (По оценкам немецких экономистов, предельная величина этого показателя не должна превышать 6-7%, в противном случае в стране начинает усиливаться социальная напряженность).
Совершенно очевидно, что
экономический подъем и стабилизация
развития требует обеспечения
Однако в практике развитых стран есть другой путь решения проблемы стабилизации ситуации и последующего подъема экономики. Этот путь основывается на выводах Д.М. Кейнса о том, что в условиях спада эффективный спрос, стимулирующий производство, должен осуществляться государством с помощью сильной защиты населения и сложившегося уровня его доходов с регулированием ставки банковского процента и активизацией инвестиционных механизмов инновационной деятельности предприятий.
Единственный путь достижения экономического роста - оживление отечественного производства. При отсутствии возможности развивать крупномасштабную тяжелую промышленность, машиностроение следует сосредоточиться на развитии мелких, малых и средних производств.
Результативность
Рассмотрев с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций в нашей стране, можно предложить несколько решений этих наболевших проблем.
Привлечение инвестиций (как
иностранных, так и национальных)
в экономику является жизненно важным
средством устранения инвестиционного
“голода” в стране. Особую роль в
активизации инвестиционной деятельности
должно сыграть страхование инвестиций
от некоммерческих рисков как защита
имущественных интересов
В ближайшее время следует особое внимание обратить на развитие рынка ценных бумаг, без которого дальнейшее развитие инвестиционного процесса невозможно. Как показывает анализ, инвестиции в большинстве хозяйствующих субъектов могли бы значительно оживиться, если бы они (не акционеры) активно работали на фондовом рынке. Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть отечественных предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций акционерных обществ, владеющих предприятиями. Поэтому создание вторичного рынка ценных бумаг - актуальнейшая проблема.
Необходимо предусмотреть дальнейшую дифференциацию импортного тарифа, и, в частности, ставок пошлин на машины и оборудование. Необходимо значительно облегчить импорт тех машин, которые не производятся в Казахстане, но которые способствуют быстрому научно-техническому росту экономики. Одновременно следует проводить умеренно протекционистскую политику в отношении тех отраслей отечественного машиностроения, которые могут обновить производственный потенциал казахстанской промышленности.
Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.
Для стабилизации экономики
и активизации инвестиционного
климата требуется принятие ряда
кардинальных мер, направленных на формирование
в стране, как общих условий
развития цивилизованных рыночных отношений,
так и специфических, относящихся
непосредственно к решению
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
радикализация борьбы с преступностью;
торможение инфляции всеми
известными в мировой практике мерами
за исключением невыплаты
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
мобилизация свободных средств
предприятий и населения на инвестиционные
нужды путем повышения
внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
запуск предусмотренного
законодательством механизма
предоставление налоговых
льгот банкам, отечественным и
иностранным инвесторам, идущим на
долгосрочные инвестиции с тем, чтобы
полностью компенсировать им убытки
от замедленного оборота капитала по
сравнению с другими
формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации
инвестиционного климата
принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
создание системы приема
иностранного капитала, включающей широкую
и конкурентную сеть государственных
институтов, коммерческих банков и
страховых компаний, страхующих иностранный
капитал от политических и коммерческих
рисков, а также информационно-
создание в кратчайшие
сроки национальной системы мониторинга
инвестиционного климата в
разработка и принятие программы укрепления курса тенге и перехода его к полной конвертируемости.
Президент РК Н.Назарбаев, выступая
на 21-м пленарном заседании Сове
Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных иностранных прямых инвестиций в Казахстан.
2.3.Пути совершенствования инвестиционной политики в РК
Обеспечение устойчивого развития отечественной экономики требует мобилизации всех ее факторов, в том числе инвестиционного, который испытывает мощное воздействие глобального рынка.
Объемы прямых иностранных инвестиций, привлеченных за годы независимости, превысили 50 млрд.долл.США, то есть размеров, сопоставимых с половиной размеров ВВП страны, а из них удельный вес вложенных в обрабатывающий сектор не превышал 8% от их общего объема.
По привлечению прямых иностранных инвестиций Казахстан отнесен международными финансовыми организациями на одно из ведущих мест среди стран с развивающейся экономикой. В казахстанскую экономику сегодня вкладывают финансовые ресурсы порядка 40 стран. Валовой объем прямых иностранных инвестиций в период с 1993 по 2009 года составил 40,4 млрд. долл. США. Зарубежные инвестиции в Казахстан растут со среднегодовыми темпами в 25%, а казахстанские активы за рубежом увеличиваются в среднем на 55% в год.[13]
Вместе с тем сохраняются проблемы в области инвестиционной политики, которые в конечном итоге приводят к низкому уровню инвестиций в обрабатывающей отрасли экономики, к ним относятся:
В этой связи, первоочередной
целью государственной
Использованием крупных
инвестиций следует создавать новые
технологически сложные производства
на основе современных методов маркетинга
и менеджмента в первую очередь
в обрабатывающих отраслях промышленности.
Государство должно направлять поток
инвестиций строго селективно и на
те проекты, которые соответствуют
определенным приоритетам, экспортоориентированы,
нацелены на внедрение высоких технологий
и ресурсосбережение, обеспечивают
быструю окупаемость или
Учитывая огромное влияние
крупных корпораций на уровень научно-технического
развития страны, её инновационное
развитие, для обновления основного
капитала необходима разработка механизмов,
стимулирующих их к значительным
структурным сдвигам в
Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан