Инвестиционная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, дороги, сельское хозяйство и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Оглавление

Введение .................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические аспекты инвестиционной политики……..…...5
1.1.Инвестиции как экономическая категория………………………...……..5
1.2.Роль инвестиций в развитии макро- и микроэкономики ..........................7
1.3.Классификация инвестиций и их структура ..............................................10
Глава 2. Инвестиционная политика РК …..…………………………....15
2.1.Законодательные основы инвестиционной политики РК………….......15
2.2.Проблемы реализации инвестиционной политики РК….…………….17
2.3.Пути совершенствования инвестиционной политики в РК................…22
Заключение ...............................…......................................................................27
Список использованной литературы ...........................................................29

Файлы: 1 файл

Инвестиционная Политика РК.docx

— 73.19 Кб (Скачать)

В настоящее время в  Казахстане происходит увеличение притока  иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное  инвестирование остается очень небольшим  и явно не удовлетворяющим потребности  экономики.

Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной  процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса  и сложность замены старого руководства  предприятия.

Слабое развитие иностранных  инвестиций порождает низкую конкурентоспособность  казахстанского производства, дальнейшее уменьшение доли казахстанского рынка, занятой товарами казахстанского производства.

Можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в Казахстане не соответствует потенциалу казахстанского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать  на несколько порядков большего притока  иностранных средств.

Объемы займов от иностранных  государств в республике постоянно растут. Следует помнить, что возврат таких сумм с процентами - нелегкое бремя для нашей страны. Поэтому недостатки в области привлечения иностранного капитала, которые имели место ранее, недопустимы впредь. В будущем в инвестиционной политике особое внимание следует уделить стимулированию отечественных инвестиций в развитие производственной сферы. Для этого потребуется и активизация фондового рынка. Инвестиции из сферы обращения должны переходить в сферу производства, это позволит создать новые рабочие места и сократить численность безработных. Сейчас в Казахстане благодаря бюджетным инвестициям в инфраструктуру, транспорт, социальные объекты по всей стране создано уже около 100 тысяч рабочих мест. Безработица остановлена на уровне 7,2 процентов, и есть уверенность, что выше этого порога она не поднимется. (По оценкам немецких экономистов, предельная величина этого показателя не должна превышать 6-7%, в противном случае в стране начинает усиливаться социальная напряженность).

Совершенно очевидно, что  экономический подъем и стабилизация развития требует обеспечения соответствия (пропорциональности) между производством  и потреблением, а в условиях рыночной экономики формой этого соответствия является наличие рыночного равновесия спроса и предложения. По поводу рецептов оздоровления экономики в условиях рынка М. Фридмен точно заметил, что достаточно обеспечить стабильность денежной единицы, как производство под влиянием конкуренции, стимуляторов и рычагов рынка само начнет наращиваться и саморегулироваться. естественно, это верно при условии, что рыночные институты сформированы, отлажены и действует механизм рыночной конкуренции.

Однако в практике развитых стран есть другой путь решения проблемы стабилизации ситуации и последующего подъема экономики. Этот путь основывается на выводах Д.М. Кейнса о том, что  в условиях спада эффективный  спрос, стимулирующий производство, должен осуществляться государством с  помощью сильной защиты населения  и сложившегося уровня его доходов  с регулированием ставки банковского  процента и активизацией инвестиционных механизмов инновационной деятельности предприятий.

Единственный путь достижения экономического роста - оживление отечественного производства. При отсутствии возможности развивать крупномасштабную тяжелую промышленность, машиностроение следует сосредоточиться на развитии мелких, малых и средних производств.

Результативность инвестиционного  процесса зависит не только от объемов  инвестиций, но и от их эффективности. В свою очередь, на показатель эффективности  инвестиций оказывают влияние динамика и объем трансакционных издержек. Для их снижения необходимо осуществить  меры, предусматривающие развитие рыночной инфраструктуры (маркетинг, консалтинг, проектное финансирование, мониторинг инвестиционных проектов, система информации и т.д.); регулирование цен и  тарифов на товары и услуги естественных монополий (услуги железнодорожного транспорта, связи, электроснабжения, арендная плата  за производственные помещения, особенно для малого бизнеса); защита собственности  и личности инвестора от криминогенной  среды и другие.

Рассмотрев с различных  сторон факторы, сдерживающие поток  инвестиций в нашей стране, можно  предложить несколько решений этих наболевших проблем.

Привлечение инвестиций (как  иностранных, так и национальных) в экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного  “голода” в стране. Особую роль в  активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков как защита имущественных интересов отечественных  и иностранных инвесторов в Казахстане. Следует определить общие принципы страхования инвестиций: перечень страховых  случаев невозврата целевых средств  в зависимости от причин, повлекших  за собой невозможность их возврата, при наступлении которых возникает  обязанность страховщика по возмещению инвестору нанесенного его интересам  ущерба; размеры страхового взноса; порядок заключения страховых договоров.  В Указе Президента РК, имеющем силу закона, "О страховании" от 03.10.95 г. отмечается, что иностранные инвесторы производят страхование рисков, связанных с осуществляемой ими в республике деятельности, в страховых организациях республики.

В ближайшее время следует  особое внимание обратить на развитие рынка ценных бумаг, без которого дальнейшее развитие инвестиционного  процесса невозможно. Как показывает анализ, инвестиции в большинстве  хозяйствующих субъектов могли  бы значительно оживиться, если бы они (не акционеры) активно работали на фондовом рынке. Процесс привлечения  иностранного капитала в условиях, когда значительная часть отечественных  предприятий приватизирована, неизбежно  будет идти преимущественно путем  продажи иностранному инвестору  акций акционерных обществ, владеющих  предприятиями. Поэтому создание вторичного рынка ценных бумаг - актуальнейшая  проблема.

Необходимо предусмотреть  дальнейшую дифференциацию импортного тарифа, и, в частности, ставок пошлин на машины и оборудование. Необходимо значительно облегчить импорт тех  машин, которые не производятся в  Казахстане, но которые способствуют быстрому научно-техническому росту  экономики. Одновременно следует проводить  умеренно протекционистскую политику в отношении тех отраслей отечественного машиностроения, которые могут обновить производственный потенциал казахстанской  промышленности.

Важное условие, необходимое  для частных капиталовложений (как  отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор  догм и правил, сформулированных таким  образом, чтобы потенциальные инвесторы  могли понимать и предвидеть, что  эти правила будут применяться  к их деятельности.

Для стабилизации экономики  и активизации инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий  развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся  непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера  в качестве первоочередных следует  назвать:

достижения национального  согласия между различными властными  структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими  общественными организациями;

радикализация борьбы с преступностью;

торможение инфляции всеми  известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и  стимулирования производства;

мобилизация свободных средств  предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

внедрение в строительство  системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

предоставление налоговых  льгот банкам, отечественным и  иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы  полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями  их деятельности;

формирование общего рынка  республик бывшего СССР со свободным  перемещением товаров, капитала и рабочей  силы.

В числе мер по активизации  инвестиционного климата необходимо отметить:

принятие законов о  концессиях и свободных экономических  зонах;

создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую  и конкурентную сеть государственных  институтов, коммерческих банков и  страховых компаний, страхующих иностранный  капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом  актуальных для Казахстана проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок “под ключ”;

создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга  инвестиционного климата в Казахстане;

разработка и принятие программы укрепления курса тенге  и перехода его к полной конвертируемости.

Президент РК Н.Назарбаев, выступая на 21-м пленарном заседании  Совета иностранных инвесторов при Президенте Республике Казахстан 12 июня 2009 года, отметил: «Анализ глобальных трендов указывает на то, что инвесторы во всем мире ищут новые сферы приложения капитала. Идет переориентация с краткосрочных спекулятивных вложений на долгосрочные инвестиции в традиционные отрасли. Одновременно идет поиск новых растущих сегментов. Казахстану в этом плане есть, что предложить. У нас есть привлекательные базовые отрасли экономики, такие как сельское хозяйство, и есть потенциал для новых отраслей – например, возобновляемой энергетики. В этой связи, следует использовать изменения в поведении инвесторов и наши возможности в традиционных и новых отраслях. Кроме того, формирование единого Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном открывает новые возможности для инвесторов. Мы создаем единый рынок с населением более 170 миллионов человек и суммарным ВВП почти в 2 триллионов долларов по итогам 2008 года. Уже с 1 июля 2010 года будет отменено таможенное оформление товаров между тремя странами. Следует активизировать политику привлечения прямых иностранных инвестиций. Это создаст более сбалансированную и устойчивую структуру капитала в экономике, позволит снизить риски, связанные с преобладанием долгового капитала».

Будем надеяться, что вышеперечисленные  меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут  притоку национальных иностранных  прямых  инвестиций в Казахстан.

 

2.3.Пути совершенствования инвестиционной политики в РК

 

Обеспечение устойчивого  развития отечественной экономики  требует мобилизации всех ее факторов, в том числе инвестиционного, который испытывает мощное воздействие  глобального рынка.

Объемы прямых иностранных  инвестиций, привлеченных за годы независимости, превысили 50 млрд.долл.США, то есть размеров, сопоставимых с половиной размеров ВВП страны, а из них удельный вес вложенных в обрабатывающий сектор не превышал 8% от их общего объема.

По привлечению прямых иностранных инвестиций Казахстан  отнесен международными финансовыми  организациями на одно из ведущих  мест среди стран с развивающейся  экономикой. В казахстанскую экономику  сегодня вкладывают финансовые ресурсы  порядка 40 стран. Валовой объем прямых иностранных инвестиций в период с 1993 по 2009 года составил 40,4 млрд. долл. США. Зарубежные инвестиции в Казахстан растут со среднегодовыми темпами в 25%, а казахстанские активы за рубежом увеличиваются в среднем на 55% в год.[13]

 Вместе с тем сохраняются проблемы в области инвестиционной политики, которые в конечном итоге приводят к низкому уровню инвестиций в обрабатывающей отрасли экономики, к ним относятся:

  1. недостаточная эффективность институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов;
  2. отсутствие целостной структурно-институциональной системы управления и реализации инвестиционных проектов, которые осуществляются с участием государственных финансовых ресурсов.

В этой связи, первоочередной целью государственной инвестиционной политики является подъем таких отраслей экономики как химическая и нефтехимическая  промышленность, строительная индустрия, биотехнологии, электроэнергетики, агропромышленного  комплекса и научно- образовательной  сферы.

Использованием крупных  инвестиций следует создавать новые  технологически сложные производства на основе современных методов маркетинга и менеджмента в первую очередь  в обрабатывающих отраслях промышленности. Государство должно направлять поток  инвестиций строго селективно и на те проекты, которые соответствуют  определенным приоритетам, экспортоориентированы, нацелены на внедрение высоких технологий и ресурсосбережение, обеспечивают быструю окупаемость или являются социально значимыми, то есть обладают социальным эффектом.[14]

Учитывая огромное влияние  крупных корпораций на уровень научно-технического развития страны, её инновационное  развитие, для обновления основного  капитала необходима разработка механизмов, стимулирующих их к значительным структурным сдвигам в используемых основных средствах, ускоренном внедрении  инноваций, новейших технологий и производстве продукции с большей добавленной  стоимостью.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан