Инвестиционная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, дороги, сельское хозяйство и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Оглавление

Введение .................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические аспекты инвестиционной политики……..…...5
1.1.Инвестиции как экономическая категория………………………...……..5
1.2.Роль инвестиций в развитии макро- и микроэкономики ..........................7
1.3.Классификация инвестиций и их структура ..............................................10
Глава 2. Инвестиционная политика РК …..…………………………....15
2.1.Законодательные основы инвестиционной политики РК………….......15
2.2.Проблемы реализации инвестиционной политики РК….…………….17
2.3.Пути совершенствования инвестиционной политики в РК................…22
Заключение ...............................…......................................................................27
Список использованной литературы ...........................................................29

Файлы: 1 файл

Инвестиционная Политика РК.docx

— 73.19 Кб (Скачать)

                Под технологической структурой – понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта по видам затрат и их доля в общей сметной стоимости, т.е. показывается, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на строительно-монтажные работы (СМР), на приобретение машин , оборудования и их монтаж, на проектно-изыскательские и другие затраты. Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частями основных производственных фондов будущего предприятия.

       Увеличение доли машин и оборудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению его производственной мощности, а следовательно, снижению капитальных вложений на единицу продукции. Экономическая эффективность достигается  и за счет повышения уровня механизации и автоматизации труда и снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции. Анализ технологической структуры капитальных вложений имеет важное значение, как в научном, так и  практическом плане.

         Воспроизводственная структура -  также оказывает существенное влияние на эффективность их использования.

         Под воспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственных фондов. Можно определить, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на: новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства. Теория и практика свидетельствует о том, что реконструкция и техническое перевооружение производства намного выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам:

Во–первых, сокращается срок ввода  в действие дополнительных производственных мощностей;

Во–вторых, в значительной мере сокращаются  удельные капитальные вложения;

Динамика изменения воспроизводственной  структуры реальных инвестиций в  основной капитал может показать определенные сдвиги или тенденции  как в позитивном, так и в  негативном плане. Негативный аспект заключается  в том, что повышение доли реальных инвестиций в новое строительство  автоматически может привести к  снижению их доли, направляемой на расширение, реконструкцию и техническое  перевооружение производства, что может  отрицательно отразиться на техническом  уровне производства и на эффективности  инвестиций, а следовательно, и на  экономике в целом. Позитивный же аспект в этой тенденции, видится  в том, что за анализируемый период, например, довольно бурно протекал процесс создания малых предприятий  и именно за счет  этого повысилась доля инвестиций, направляемых на новое  строительство. Создание малого бизнеса  в РК и повышение его роли в  экономике являются необходимым  и прогрессивным процессом.[9]

     Важное значение для  экономики республики имеет также  распределение реальных инвестиций  по отраслям экономики РК, так  как именно от этого распределения  в значительной степени зависит  ее будущее. Экономическая эффективность  капитальных вложений существенно  зависит от отраслевой и территориальной  (региональной) их структуры.

Под отраслевой структурой – понимается их распределение и соотношение  по отраслям промышленности и экономики  в целом. Ее совершенствование заключается  в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве  РК.

От планирования отраслевой структуры  капитальных вложений зависит очень  многое, прежде всего сбалансированность в развитии всех отраслей, оптимальность  его отраслевой структуры, ускорение  научно-технического прогресса и  эффективность функционирования всей экономики республики. Государство  при помощи например, бюджетных средств  и других рычагов может существенно  влиять на тенденцию изменения отраслевой структуры инвестиций в прогрессивном  направлении.

Важное значение для эффективности  инвестиций в экономике имеет  структура инвестиций по источникам финансирования и формам собственности.

Под структурой инвестиций по формам собственности понимаются их распределение и соотношение по формам собственности в общей их сумме, т. е. кому они принадлежат: государству, муниципальным органам, частным юридическим или физическим лицам, или к смешанной форме собственности. Существует мнение, что повышение доли частных инвестиций в общей их сумме положительно влияет на уровень их использования, а следовательно, и на экономику республики.

Под структурой инвестиций по источникам финансирования соответственно понимаются их распределение и соотношение в разрезе источников финансирования. Совершенствование этой структуры инвестиций заключается в повышении доли внебюджетных средств до оптимального уровня. На основе динамики изменений по годам можно представить и проанализировать те изменения, которые произошли под влиянием  таких факторов, как в негативных так и в позитивных отношениях. (Например, все большую роль, как источник финансирования стали играть амортизационные отчисления).

Эффективность использования  инвестиций на предприятии, его финансовое положение также в значительной  мере зависят от их структуры на предприятии. Под общей структурой инвестиций на предприятии понимается соотношение между реальными  и портфельными инвестициями в их общей сумме. Ее  совершенствование  заключается в том, чтобы получить максимум отдачи как от портфельных, так и реальных инвестиций. Это  означает, что доля инвестиций в  наиболее эффективные проекты должна стремиться к максимуму. В современных  условиях важное значение для предприятий  имеет как структура реальных, так и структура портфельных  инвестиций. Под структурой портфельных  инвестиций понимаются их распределение  и соотношение по видам ценных бумаг, приобретаемых предприятием, а также по вложениям в активы других предприятий.

В данный момент, когда доля государственных инвестиций резко  снижается, а доля инвестиций предприятий  в общей их величине увеличивается, общая эффективность инвестиций все в большей мере зависит  от эффективности их использования  непосредственно на предприятии, а, по сути, от общей структуры инвестиций на предприятии.

Обобщая все вышесказанное, можно  сделать вывод – анализ структуры  инвестиций по различным направлениям имеет научное и практическое значение. Практическая значимость данного  анализа заключается в том, что  он позволяет определить тенденцию  изменения структуры инвестиций и на этой основе разработать более  действенную и эффективную инвестиционную политику. Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций заключается  в том, что на основе этого анализа  выявляются новые факторы, ранее  не известные, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность использования  инвестиций, что также очень важно  для разработки инвестиционной политики.

 

 

 

 

 

Глава 2. Инвестиционная  политика  РК.

2.1.Законодательные  основы инвестиционной политики  РК.

На современном этапе  развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических  реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких  темпов экономического роста и повышение  эффективности экономики.

Для решения этих задач, а  также для обеспечения структурных  преобразований экономики на основе программы действий правительства  по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение  иностранного капитала в экономику  республики. Привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного  экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. 

В процессе перехода  Республики Казахстан на рыночные отношения  параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области  инвестиций.

28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК вышел Закон “О государственной  поддержке прямых инвестиций”,  в котором регулировались отношения,  возникающие в процессе поддержке  прямых инвестиций в РК, и в  котором определялся единственный  государственный орган, уполномоченный  осуществлять государственную поддержку  и представлять РК – “Агентство  РК по инвестициям”, председатель  которого назначается и освобождается  от должности только Правительством  РК.[3]

Кроме того 5 апреля 1997 года  №3444 Указом Президента  “Об утверждении  перечня приоритетных секторов экономики  для привлечения прямых отечественных  и иностранных инвестиций “, был  определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения  инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как:

1. Производственная инфраструктура.

2. Обрабатывающая промышленность.

3. Объекты г. Акмолы.

4. Жилье, объекты социальной  сферы и туризма.

5. Сельское хозяйство. [5]

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила  предоставления льгот и преференций  при осуществлении инвестиционной деятельности.[6]

Но  иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая  система бухгалтерского учета и  отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы  в РК) и ее изменчивость, дороговизна  кредита, коррупция чиновников и  самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.

Так как бухгалтерский учет –  это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь  усовершенствовать и привести к  международному образцу, так как  действующий  до 1996 года в РК не соответствовал этому.

Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое  Положение  о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и  финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент  бухгалтерского учета и аудита при  Министерстве финансов  Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный  план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных  к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это  позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.[12]

Следующим этапом было совершенствование  налоговой системы, так как все  налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления  инвестиций.

В РК был принят новый налоговый  кодекс, который разработан в области  налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как  в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.

Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.[2]

На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства  не может нормально функционировать  и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике  республики. Поэтому было принято  ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное использование  инвестиционных ресурсов не мыслимо  без Рынка ценных бумаг и в  частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной  проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях реализации стратегии  развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа  действий и в том числе в  области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный  инвестиционный климат.[8]

 

 

2.2.Проблемы реализации инвестиционной политики  РК.

          Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, социальной напряженностью, разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса национальной валюты и ее неконвертируемостью и др.

Правительство в последние  годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем  радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным  инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в  национальную экономику. Наше законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество  бюрократических преград, а кроме  того, складывается впечатление, что  многие политики просто боятся прямых иностранных инвестиций. Некоторые  убеждены, что иностранные инвестиции – это не более чем “надувательство”, и что зарубежные компании откровенно эксплуатируют казахстанскую экономику.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан