Инвестиционная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, дороги, сельское хозяйство и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Оглавление

Введение .................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические аспекты инвестиционной политики……..…...5
1.1.Инвестиции как экономическая категория………………………...……..5
1.2.Роль инвестиций в развитии макро- и микроэкономики ..........................7
1.3.Классификация инвестиций и их структура ..............................................10
Глава 2. Инвестиционная политика РК …..…………………………....15
2.1.Законодательные основы инвестиционной политики РК………….......15
2.2.Проблемы реализации инвестиционной политики РК….…………….17
2.3.Пути совершенствования инвестиционной политики в РК................…22
Заключение ...............................…......................................................................27
Список использованной литературы ...........................................................29

Файлы: 1 файл

Инвестиционная Политика РК.docx

— 73.19 Кб (Скачать)

Достижение уровня устойчивого  развития экономики страны обуславливает  необходимость трансформации основных концептуальных подходов к региональной инвестиционной политике, проводимой государством.

Инвестирование определяет экономический рост и социальное благополучие региона, занятость населения  и составляет потенциал, основной элемент  базы, на которой основывается экономическое  развитие страны в целом. Согласно данным Национального банка страны, за годы независимости объем поступлений  в Казахстан прямых иностранных инвестиций превысил 70 млрд. долларов США, в том числе в 2009 году – 9,6 млрд. долларов США. Количество действующих контрактов по предоставлению иностранных преференций по состоянию на 1 января 2009 года составляет 430 на общую сумму 7,5 млрд. долларов США.[11]

За период с 1995 по 2012 годы, объем инвестиций в основной капитал в Казахстане возрос в 15,8 раза что составило 387794млн. тг за 2010год , 417519млн. тг за 2011 и 402648млн. тг за 10 первых месяцев 2012года.При этом на 1 тенге инвестиций выработано валовой региональной продукции на 3 тенге, что способствовало созданию основы для многократного роста денежных доходов населения, ввода жилых домов, снижения безработицы и других изменений социальных параметров.[16]

За последние наиболее динамичные годы развития накоплены  значительные внутренние инвестиционные ресурсы. Капитал коммерческих банков составил почти 60% от ВВП, в частных  пенсионных фондах аккумулировано около 770 млрд. тенге, депозиты населения выросли  и достигли 750 млрд. тенге. Однако этот капитал практически не вкладывается в регионы, в силу высоких размеров кредитных ставок, а значительная часть его все больше направляется в зарубежные проекты, которые являются высокодоходными и менее рисковыми.

В настоящее время в  Казахстане такой источник финансирования, как госбюджет весьма невелик  и составляет 10-12% от объема финансирования всех источников, отраслевым министерствам  для реализации своих программ и  проектов также запрещено финансирование на безвозвратной основе.

           Место внутренних ресурсов в инвестиционной политике призваны занимать иностранные инвестиции. Однако из 16 регионов страны в шести до настоящего времени практически нет иностранных инвестиционных проектов, а в четырех доля последних не превышает 10%. Это свидетельствует о том, что региональный рынок пока не готов к иностранным инвестициям. По мнению зарубежных предпринимателей, большинство отечественных регионов, имеющих привлекательные проекты, не обеспечивают необходимых административных и правовых гарантий.[15]

В силу этого, проблемы формирования эффективных инвестиционных взаимоотношений  на региональном уровне имеют важное значение, особенно на настоящем этапе, который характеризуется как  этап подготовки страны к выходы на мировые торговые рынки.

Относительно количественных оценок инвестиционного потенциала регионов необходимо отметить, что в первом полугодии 2009 года объем инвестиций в основной капитал, возросший по отношению к такому же периоду прошлого года на 28,2%, составил 1252,4 млрд. тенге. При этом региональная структура выглядит следующим образом.

Необходимо отметить динамичные темпы роста, а также продолжающуюся доминанту регионов, в которых  инвестируются основные стратегические проекты в сырьевых секторах экономики (Западно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская, центральные регионы, города Алматы и Астана).

По показателю ВРП на душу населения и инвестиционным параметрам регионы можно представить следующими группами.

Анализ состояния параметров и уровня инвестиций характеризует  достаточно неоднозначную и разноуровневую ситуацию рынка, отражающую экстенсивный характер разработки сложившейся специализации  отраслей в регионах без диверсификации и структурного улучшения. В связи  с этим следует отметить, что за практически десятилетний период дифференциация регионов значительно возросла, усиливая разрыв в социальном, индустриальном, экологическом развитии между регионами-лидерами и регионами-аутсайдерами.

Существенное различие в  экономической базе регионов обусловило соответствующий разброс социальных параметров. Так, в 2009 году различие денежных доходов на душу населения между регионами составляло 4,6 раза, тогда как разрыв по среднедушевому ВРП – 12 раз. Кроме того, в областях, в которых превалирует сельское население, сохраняется разрыв (до 40%) между уровнями доходов сельских и городских социальных категорий. Всё это отражает отсутствие стабильных тенденций экономического и социального роста в регионах, несформированность параметров его устойчивости.

Из анализа существующей региональной инвестиционной политики можно отметить следующее:

- во-первых, продолжается  деструктуризация экономики и  социальных ресурсов регионов  вследствие сохранения тенденции  роста инвестиций в сырьевой  и топливно-энергетический сектора  и стагнации перерабатывающей  промышленности и социально-культурной  сферы;

- во-вторых, не происходит  изменений в источниках инвестиций, основным инвестиционным ресурсом  остаются средства предприятий  и незначительные внешние капиталы  иностранных компаний и банков, а местные бюджеты регионов  не играют существенной роли  не только из-за ограниченности  средств, но и вследствие отсутствия  инвестиционной ориентации;

- в-третьих, инвестиционный  рынок в регионах нуждается  в государственном регулировании,  отсутствуют правовая база, экономические  и организационные институты  и механизмы;

- в-четвертых, для полномасштабного  и самостоятельного вхождения  иностранных инвесторов в региональный  рынок необходимо устранение  административных барьеров, повышение  низкого уровня менеджмента со  стороны местных государственных  органов;

- в-пятых, необходима прозрачность  деятельности на инвестиционном  рынке, то есть речь идет  об отсутствии в настоящее  время открытой и полной информации  о возможностях, проектах и инвестиционном  климате по каждому региону  с отражением всех его преимуществ  и особенностей.[10]

Кроме того, необходимо уточнение  функций республиканских и местных  органов власти в части управления процессами инвестирования региональных экономик. Регионы должны иметь достаточную  степень свободы, способствующую их саморазвитию за счет наращивания и  перераспределения потока капиталов.

В связи с этим диверсификация и модернизация экономики регионов должны включать решение основных задач.

Это особенно важно в настоящий  период, так как значительные перемены, происшедшие в республике и связанные  со структурной перестройкой национальной экономики, требуют особого подхода  к этой проблеме и тщательного  изучения. Речь идет о создании ряда высокотехнологичных прорывных  производств в 23 приоритетных отраслях, разработке конкретных предложений  по созданию системы индустриальных зон в регионах, привлечении инвестиций в не сырьевые секторы экономики, идентификации прорывных инвестиционных проектов регионального значения и проведении их предварительной технико-экономической презентации потенциальным иностранным инвесторам, с основным упором на проведение целевых кластерных инвестиционных схем регионального порядка.

Таким образом, ключевую роль в создании благоприятного инвестиционного  климата играет государство, которое  путем проводимой им политики и практических мероприятий влияет на затраты, риски  и барьеры на пути конкуренции.

Поэтому улучшение инвестиционного  климата является важнейшим направлением деятельности государства для неуклонного  и устойчивого развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Сегодня перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать  дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять  предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют  казахстанские, занятые в той  же сфере деятельности. Как показал  опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к  возникновению на месте бывших отечественных  производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

        Наибольший спад инвестиционной активности наблюдался в отраслях, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Отказ предприятий от реинвестирования прибыли стал одной из главных причин сокращения капиталов.

         Постепенно казахстанская промышленность наконец-то будет получать необходимое количество инвестиций, причем на условиях конструктивного сотрудничества. Очень хотелось бы верить, что будут развиваться не только банковская и добывающая, но и производственная отрасли.

         Современный процесс привлечения иностранных инвестиций в страны СНГ своеобразен тем, что любые изменения в инвестиционном климате оказывают влияние на конкурентную борьбу.

         В качестве главных условий привлечения иностранного капитала можно указать следующие:

создание  стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории Казахстана;

стабильности  налоговой системы;

укрепление  институтов собственности;

формирование  системы страхования и залоговых  форм для иностранных инвестиций;

создание  информационных и консультативных  систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений;

развитие  инвестиционного сотрудничества с  международными банками и финансовыми  организациями.

Основными проблемами внешнеторговой политики Казахстана являются регулирование  экспорта, регулирование импорта  и проблема вступления в ВТО. Исходя из того, как Руководство РК решает эти проблемы, можно выделить основные цели внешнеторговой политики Казахстана.

Степень привязки экономики страны к мировому хозяйству определяет две крайние модели стратегии  развития : внешне- и внутренне ориентированные. Внешне- ориентированная модель, которую еще называют ассоциативной, то есть направленной на присоединение к мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных эффектов, как расширение возможностей для комбинирования ресурсов, повышения конкурентоспособности и диверсификации продукции, уровня подготовки и квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.

Необходимо, однако, иметь в виду, что увеличение экспорта сможет стимулировать  экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут  инвестироваться в развитие производства. В противном случае расширение экспорта означает лишь отток ресурсов, что  и происходит в Казахстане.

Важна и специализация страны, избравшей  экспортную ориентацию. Ведь форсированный  вывоз сырья приводит не только к  падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной  перестройке внутри страны: ресурсы  переливаются из обрабатывающих отраслей в добывающие. А это означает закрепление  сырьевой специализации и деградацию промышленности, функции которой  перейдут к импорту. Именно такие  перспективы открывает собой  свобода торговли Казахстана.

Выбор в пользу быстрого и полномасштабного включения Казахстана в мировое  хозяйство усиливает стремление сократить сроки технологического перевооружения, незамедлительно подключиться к мировым финансовым ресурсам, используя  такие преимущества, как мощная сырьевая база, относительно дешевая и квалифицированная  рабочая сила, передовой уровень  некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере  фундаментальных научных исследований.

Однако все эти преимущества и ресурсы нельзя задействовать  в широких масштабах и в короткие сроки. Могут не оправдаться, в частности, расчеты на де -монополизирующий эффект импорта, поскольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным монополиям не так уж трудно достичь «взаимопонимания», которое может получить и организационное оформление в виде совместных предприятий, к тому же поощряемых принимающей страной.

Выгоды от либерализации внешней  сферы неотделимы от создания дополнительной конкуренции на внутреннем рынке, что  плохо сочетается с необходимостью временно оградить отечественную промышленность от внешней конкуренции.

 

 

 

Cписок использованной литературы

 

 

  1. Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об  иностранных инвестициях”.
  2. Закон РК от 24. 04. 1995 года № 2235 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”.
  3. Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.
  4. Постановление № 1 – 206 от 21. 03. 1997 года Государственного Комитета РК по инвестициям “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.
  5. Указ Президента РК от 5. 04. 1997 года № 3444 “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций”.
  6. Указ Президента РК от 6. 03. 2000 года “Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики”.
  7. Н.А. Назарбаев “Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев” (“Стратегия 2030”), Алматы, 1997 год.
  8. Указ Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 “О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года”.
  9. А. А. Рогачева “Cоциально – экономические приоритеты в системе финансовых координат”, Алматы, 1999 год.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан