Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:42, курсовая работа
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, дороги, сельское хозяйство и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.
Введение .................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические аспекты инвестиционной политики……..…...5
1.1.Инвестиции как экономическая категория………………………...……..5
1.2.Роль инвестиций в развитии макро- и микроэкономики ..........................7
1.3.Классификация инвестиций и их структура ..............................................10
Глава 2. Инвестиционная политика РК …..…………………………....15
2.1.Законодательные основы инвестиционной политики РК………….......15
2.2.Проблемы реализации инвестиционной политики РК….…………….17
2.3.Пути совершенствования инвестиционной политики в РК................…22
Заключение ...............................…......................................................................27
Список использованной литературы ...........................................................29
Достижение уровня устойчивого
развития экономики страны обуславливает
необходимость трансформации
Инвестирование определяет
экономический рост и социальное
благополучие региона, занятость населения
и составляет потенциал, основной элемент
базы, на которой основывается экономическое
развитие страны в целом. Согласно данным
Национального банка страны, за годы
независимости объем
За период с 1995 по 2012 годы, объем инвестиций в основной капитал в Казахстане возрос в 15,8 раза что составило 387794млн. тг за 2010год , 417519млн. тг за 2011 и 402648млн. тг за 10 первых месяцев 2012года.При этом на 1 тенге инвестиций выработано валовой региональной продукции на 3 тенге, что способствовало созданию основы для многократного роста денежных доходов населения, ввода жилых домов, снижения безработицы и других изменений социальных параметров.[16]
За последние наиболее
динамичные годы развития накоплены
значительные внутренние инвестиционные
ресурсы. Капитал коммерческих банков
составил почти 60% от ВВП, в частных
пенсионных фондах аккумулировано около
770 млрд. тенге, депозиты населения выросли
и достигли 750 млрд. тенге. Однако этот
капитал практически не вкладывается
в регионы, в силу высоких размеров
кредитных ставок, а значительная
часть его все больше направляется
в зарубежные проекты, которые являются
высокодоходными и менее
В настоящее время в Казахстане такой источник финансирования, как госбюджет весьма невелик и составляет 10-12% от объема финансирования всех источников, отраслевым министерствам для реализации своих программ и проектов также запрещено финансирование на безвозвратной основе.
Место внутренних ресурсов в инвестиционной политике призваны занимать иностранные инвестиции. Однако из 16 регионов страны в шести до настоящего времени практически нет иностранных инвестиционных проектов, а в четырех доля последних не превышает 10%. Это свидетельствует о том, что региональный рынок пока не готов к иностранным инвестициям. По мнению зарубежных предпринимателей, большинство отечественных регионов, имеющих привлекательные проекты, не обеспечивают необходимых административных и правовых гарантий.[15]
В силу этого, проблемы формирования эффективных инвестиционных взаимоотношений на региональном уровне имеют важное значение, особенно на настоящем этапе, который характеризуется как этап подготовки страны к выходы на мировые торговые рынки.
Относительно количественных оценок инвестиционного потенциала регионов необходимо отметить, что в первом полугодии 2009 года объем инвестиций в основной капитал, возросший по отношению к такому же периоду прошлого года на 28,2%, составил 1252,4 млрд. тенге. При этом региональная структура выглядит следующим образом.
Необходимо отметить динамичные
темпы роста, а также продолжающуюся
доминанту регионов, в которых
инвестируются основные стратегические
проекты в сырьевых секторах экономики
(Западно-Казахстанская и
По показателю ВРП на душу населения и инвестиционным параметрам регионы можно представить следующими группами.
Анализ состояния параметров и уровня инвестиций характеризует достаточно неоднозначную и разноуровневую ситуацию рынка, отражающую экстенсивный характер разработки сложившейся специализации отраслей в регионах без диверсификации и структурного улучшения. В связи с этим следует отметить, что за практически десятилетний период дифференциация регионов значительно возросла, усиливая разрыв в социальном, индустриальном, экологическом развитии между регионами-лидерами и регионами-аутсайдерами.
Существенное различие в
экономической базе регионов обусловило
соответствующий разброс
Из анализа существующей региональной инвестиционной политики можно отметить следующее:
- во-первых, продолжается
деструктуризация экономики и
социальных ресурсов регионов
вследствие сохранения
- во-вторых, не происходит
изменений в источниках
- в-третьих, инвестиционный
рынок в регионах нуждается
в государственном
- в-четвертых, для
- в-пятых, необходима
Кроме того, необходимо уточнение
функций республиканских и
В связи с этим диверсификация и модернизация экономики регионов должны включать решение основных задач.
Это особенно важно в настоящий период, так как значительные перемены, происшедшие в республике и связанные со структурной перестройкой национальной экономики, требуют особого подхода к этой проблеме и тщательного изучения. Речь идет о создании ряда высокотехнологичных прорывных производств в 23 приоритетных отраслях, разработке конкретных предложений по созданию системы индустриальных зон в регионах, привлечении инвестиций в не сырьевые секторы экономики, идентификации прорывных инвестиционных проектов регионального значения и проведении их предварительной технико-экономической презентации потенциальным иностранным инвесторам, с основным упором на проведение целевых кластерных инвестиционных схем регионального порядка.
Таким образом, ключевую роль в создании благоприятного инвестиционного климата играет государство, которое путем проводимой им политики и практических мероприятий влияет на затраты, риски и барьеры на пути конкуренции.
Поэтому улучшение инвестиционного климата является важнейшим направлением деятельности государства для неуклонного и устойчивого развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Привлекая
иностранный капитал, нельзя допускать
дискриминации в отношении
Наибольший спад инвестиционной активности наблюдался в отраслях, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Отказ предприятий от реинвестирования прибыли стал одной из главных причин сокращения капиталов.
Постепенно казахстанская промышленность наконец-то будет получать необходимое количество инвестиций, причем на условиях конструктивного сотрудничества. Очень хотелось бы верить, что будут развиваться не только банковская и добывающая, но и производственная отрасли.
Современный процесс привлечения иностранных инвестиций в страны СНГ своеобразен тем, что любые изменения в инвестиционном климате оказывают влияние на конкурентную борьбу.
В качестве главных условий привлечения иностранного капитала можно указать следующие:
создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории Казахстана;
стабильности налоговой системы;
укрепление институтов собственности;
формирование
системы страхования и
создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений;
развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.
Основными проблемами внешнеторговой политики Казахстана являются регулирование экспорта, регулирование импорта и проблема вступления в ВТО. Исходя из того, как Руководство РК решает эти проблемы, можно выделить основные цели внешнеторговой политики Казахстана.
Степень привязки экономики страны к мировому хозяйству определяет две крайние модели стратегии развития : внешне- и внутренне ориентированные. Внешне- ориентированная модель, которую еще называют ассоциативной, то есть направленной на присоединение к мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных эффектов, как расширение возможностей для комбинирования ресурсов, повышения конкурентоспособности и диверсификации продукции, уровня подготовки и квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.
Необходимо, однако, иметь в виду, что увеличение экспорта сможет стимулировать экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. В противном случае расширение экспорта означает лишь отток ресурсов, что и происходит в Казахстане.
Важна и специализация страны, избравшей
экспортную ориентацию. Ведь форсированный
вывоз сырья приводит не только к
падению цен на мировых рынках,
но и к неблагоприятной
Выбор в пользу быстрого и полномасштабного
включения Казахстана в мировое
хозяйство усиливает стремление
сократить сроки
Однако все эти преимущества и ресурсы нельзя задействовать в широких масштабах и в короткие сроки. Могут не оправдаться, в частности, расчеты на де -монополизирующий эффект импорта, поскольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным монополиям не так уж трудно достичь «взаимопонимания», которое может получить и организационное оформление в виде совместных предприятий, к тому же поощряемых принимающей страной.
Выгоды от либерализации внешней сферы неотделимы от создания дополнительной конкуренции на внутреннем рынке, что плохо сочетается с необходимостью временно оградить отечественную промышленность от внешней конкуренции.
Cписок использованной
Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан