Инвестиции как источник экономического роста их социально-экономическая эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – показать, что инвестиции являются источником экономического роста, как в стране, так и ее регионах, выявить их социально – экономическую эффективность.



В ходе работы будет рассмотрено:

Сущность инвестиций как экономической категории, их основные функции.
Анализ представленного материала о влиянии инвестиционной деятельности на экономический рост России. Регулирование притока инвестиций в регионы страны, а также роль инвестиций в инвестиционной привлекательности региона.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

Сущность инвестиций и их основные функции…………………………..5
Понятие инвестиций. Инвестиционная деятельность ………………..5
Классификация и основные функции инвестиций…………………..8
Инвестиции – основа экономического роста страны и ее регионов. Их социально – экономическая эффективность………………………………...15
Влияние инвестиционной деятельности на экономический рост России……………………………………………………………………….…15
Нормативно – правовое регулирование притока инвестиций для экономического развития регионов (на примере Красноярского края)…...24
Роль инвестиций в инвестиционной привлекательности региона (на примере Центрального Федерального Округа)……………………………..29


Заключение…………………………………………………………………….34

Список использованных источников………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории(инвестиции).doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     Учитывая, что субсидирование является наиболее целесообразной формой государственной  поддержки, с 2004 года в краевом бюджете  были предусмотрены средства на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на реализацию инвестиционных проектов, а с 2005 года - на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей, уплачиваемых лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизинга для реализации инвестиционных проектов. Следующей формой государственной поддержки, действующей на территории края, является предоставление налоговых льгот.

     Впервые механизм финансирования за счет средств  краевого бюджета инвестиционных проектов и объектов инфраструктуры, имеющих особо важное значение для социально-экономического развития края, был применен в 2004 году. Основной идеологией так называемого «прямого финансирования из бюджета» явилось финансирование инфраструктурных объектов, дающее импульс к реализации инвестиционных проектов, которые должны обеспечить не только дополнительные налоговые платежи во все уровни бюджетной системы, но и решить ряд социальных проблем. Таковым явилось строительство железнодорожного вокзала в городе Красноярске, на который было выделено 235 млн. рублей средств консолидированного бюджета края.

     Также были профинансированы объекты транспортной и электроэнергетической инфраструктуры в сумме 302 млн. рублей для реализации проекта строительства крупного современного горнолыжного курорта «Бобровый лог» с общим объемом инвестиций 2 062 млн. рублей. Реализуется проект обновления подвижного состава государственных автотранспортных предприятий Красноярского края, с общим объемом инвестиций 250 млн. рублей, согласно которому приобретены автобусы междугородних рейсов. Благодаря процессу объединения 3 субъектов Федерации появилась возможность реализации крупных инвестиционных проектов. Нормативной базой для финансирования масштабных по меркам не только региона, но и страны в целом явился Указ Президента Российской Федерации от 12.04.05. № 412 «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа».

     Для реализации проекта комплексного освоения Нижнего Приангарья общей стоимостью 213 915 млн. рублей край в течение 4-х лет получит из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации 34 223 млн. рублей. Бюджетные инвестиции будут направлены на строительство линии электропередачи для выдачи мощностей Богучанской ГЭС, железнодорожной ветки Карабула-Ярки, автомобильной дороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск и комбинированною моста через Ангару в районе деревни Ярки. Помимо этого из средств федерального бюджета финансируются работы по строительству объектов социальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, строительству и приобретению жилья для граждан, переселяемых из зоны затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС. На эти цели в 2005-2006 годах выделено 242,5 млн. руб., объем финансирования в 2007 году - 3050,0 млн. руб.

     Из  средств краевого бюджета в 2006-2007 годах была 
профинансирована разработка проектно-сметной документации

     на строительство железнодорожной линии «Карабула-Ярки», линии электропередачи от подстанции «Камала-1» до строящейся Богучанской ГЭС через поселок Карабула, объектов в рамках подготовки водохранилища Богучанской ГЭС в сумме 904 млн. руб. В свою очередь, в соответствии с заключенным инвестиционным соглашением, компании «Русский алюминий» и РАО «ЕЭС России» обязуются вложить 179,7 млрд рублей за достройку Богучанской ГЭС и алюминиевого завода. За 2006 год на достройку Богучанской ГЭС выделено 6 млрд. рублей, в 2007 году предусматривается вложить 10 млрд. рублей.

     В районах Нижнего Приангарья предусматривается  строительство целлюлозно-бумажного комбината, завода по производству плит МДФ, газоперерабатывающего завода, газохимического комбината, ориентированного, в том числе на переработку углеводородов Эвенкии. Проект освоения Нижнего Приангарья предусматривает также освоение Юрубчено-Тохомской зоны нефтегазонакопления. По предварительной оценке необходимый объем инвестиций в добычу нефти на месторождениях Юрубчено-Тохомской зоны составляет около 360 млрд руб. Для транспортировки нефти планируется ввести в действие нефтепровод Юрубчен -Кучеткан - Нижняя Пойма протяженностью 517 км. Инвестиции в строительство  нефтепровода оцениваются в 17 млрд руб. Реализация проекта по освоению Нижнего Приангарья создаст около 10 тыс. дополнительных рабочих мест.

     Инвестиционная  политика края обеспечила в 2007г. рекордный уровень инвестиций в экономику края в 36 млрд. руб. Уровень 2006 года превышен на 20%, тогда он составил 30 млрд. руб. По данным Росстата, в 2007 году капиталовложения в экономику региона росли больше, чем в Москве - на 12,3% и в Санкт-Петербурге - на 19,4%. Красноярский край один из лидеров в Сибири по привлечению инвестиций. В целях формирования благоприятного инвестиционного климата, привлечения дополнительных инвестиции в экономику региона органами государственной власти будет продолжена работа не только по действующим направлениям, но разрабатываются новые мероприятия, которые получили обсуждение и программу реализации на экономическом форуме. Дальнейший рост инвестиций в основной капитал будет обеспечен реализацией отраслевых программ реального сектора экономики, в рамках которых будут реализованы крупнейшие инвестиционные проекты, в том числе при помощи государственной поддержки.

     Таким образом, инвестиционная политика Красноярского  края обеспечивает краю динамичное развитие и направлена на превращение края в один из центров инновационного развития. 
 

2.3. Роль инвестиций  в инвестиционной  привлекательности  региона (на примере  Центрального Федерального  Округа) 
 

     Как уже было сказано, преодоление спада  российской экономики и создание объективных предпосылок устойчивого роста невозможны без реального инвестирования.

     Основой для притока инвестиций в народное хозяйство является формирование в  российской и региональной экономике  благоприятного инвестиционного климата  и повышение инвестиционной привлекательности регионов, отраслей, народнохозяйственных комплексов и предприятий.

     Инвестиционная  привлекательность региона представляет собой систему или сочетание  различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих  в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный регион. От созданных условий для привлечения инвестиций будет зависеть степень инвестиционной привлекательности регионов.

     Рассмотрим  роль инвестиций в инвестиционной привлекательности  регионов Центрального федерального округа (ЦФО).

     Центральный федеральный округ — ведущий  округ страны. Здесь проживает  четверть ее населения и производится треть ВВП. Доля инвестиций в ЦФО  составляет порядка 30% от общего объема инвестиций в Россию. Центральный  федеральный округ — макрорегион, где наиболее развита промышленность, что обусловлено выгодным экономико-географическим положением, высоким уровнем потреблениям наличием квалифицированной рабочей силы. Исторически сложилась специализация на отраслях машиностроения, химической, легкой промышленности (Московская, Тульская. Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Черноземного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей промышленностью и черной металлургией. Среди получателей инвестиций «преобладают» производственная инфраструктура и перерабатывающие отрасли (их доля в целом составляет около 60%).

     В современных условиях государство играет большую роль  для регулирования инвестиционных процессов в ЦФО. В качестве основных мер по стимулированию инвестиционной активности в ЦФО можно выделить повышение прозрачности и стабильности условий ведения бизнеса в регионе.

     Сегодня ЦФО является наиболее развитой частью России, ее «центром экономической  тяжести», имеющим ключевое значение для страны. Здесь относительно мало природных ресурсов, но сосредоточена  основная доля производственного потенциала и квалифицированных кадров. С точки зрения инвестиционной привлекательности предприятия ЦФО находятся на передовых позициях. Основными критериями оценки их деятельности стали эффективность работы и уровень платежеспособности.

     В результате был составлен список 200 наиболее успешных и перспективных предприятий центральной части России. Большая их часть относится к отрасли перерабатывающей промышленности, несколько меньшая — относится к машиностроению. В рейтинг наиболее привлекательных для инвестиций производственных объединений попали предприятия производства строительных материалов.  
Наибольшая доля попавших в рейтинг предприятий (26%) находится в столице, а также Московской области — 16,5%. Третье место в списке инвестиционной привлекательности производства по ЦФО занимает Белгородский регион. В Белгородской области находится 8% предприятий, способных в первую очередь привлечь внимание крупных инвесторов. Так, Лебединский горно - обогатительньтй комбинат, являясь крупнейшим железорудным предприятием России, занимает пятую позицию в рейтинге. С целью повышения инвестиционной привлекательности регионов в ЦФО предусматривается создание особых экономических зон. Они являются одним из эффективных инструментов государственного управления, позволяющих увеличить объемы производства высокотехнологичной продукции.

     Процесс по развитию особых экономических зон  позволит привлечь инвестиции в регионы  ЦФО с целью производства и  реализации в будущем конкурентоспособной продукции. Любое, даже самое незначительное повышение инвестиционной привлекательности — это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к подъему и стабилизации экономики. Приток инвестиций зависит как от общего геополитического и экономического положения региона, так и от эффективности региональных программ по созданию благоприятного инвестиционного климата, кредитного рейтинга области. Чем больше рычагов применено при реализации программ, тем динамичнее развивается регион и становится более привлекательным для потенциальных инвесторов. Исходя из этих принципов, в Брянской области реализуется Программа социально-экономического развития. Она содержит целый комплекс мероприятий, направленный на повышение инвестиционной активности предприятий. В рамках реализации программы совершенствуется нормативно-правовая база. Принято постановление областной администрации «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности на территории области». Его основная цель — стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов в развитие региона. Постановление предусматривает развернутую работу по проведению ежегодных конкурсов инвестиционных проектов с государственной поддержкой из средств областного бюджета — выделение кредитов, предоставление гарантий и налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности. Приоритет отдан проектам, предусматривающим обновление парка оборудования, внедрение передовых технологий, создание новых рабочих мест и повышение заработной платы. Ведущую роль в становлении экономики региона при активной поддержке органов власти играет инновационная и инвестиционная политика, проводимая Брянской торгово-промышленной палатой. Для вовлечения максимально широкого круга участников в процесс привлечения инвестиций открыты представительства Брянской торгово-промышленной палаты в крупных районных центрах Брянской области, заключены соглашения о сотрудничестве с администрациями области и города, муниципальных образований, Брянской таможней, территориальными представительствами федеральных структур, ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами. В рамках данных соглашений формируется единая информационная база инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для региональной экономики. Палата является разработчиком и исполнителем по ряду вопросов программ социально-экономического развития региона и поддержки малого предпринимательства, сотрудничает с крупными банками, которые предлагают различные формы финансирования кредитных и инвестиционных проектов. Брянская торгово-промышленная палата является одной из опорных палат по бизнес - планированию в ЦФО. Эксперты определяют чуть больше двадцати необходимых факторов, которые будут способствовать привлечению как иностранных, так и внутренних инвестиций. Среди них эффективная и стабильная правовая база, обеспечение стабильности, разумная налоговая и таможенная политика, борьба с коррупцией, обеспечение безопасности бизнеса. Однако для поступления внутренних инвестиций наиболее существенны всего пять факторов — это эффективная и стабильная правовая база инвестиционной деятельности, надежная защита прав собственников, инвесторов, акционеров, четкая и ясная промышленная и денежно-кредитная политика, развитие механизмов налогообложения для активизации инвестиционной деятельности, повышение уровня платежеспособности населения.

     Таким образом, перспективы развития ЦФО напрямую зависят от разумного использования инвестиционного потенциала /7, с. 61-67/.  
 
 
 
 
 

Заключение 
 

             Из ряда определений  понятия инвестиций можно сделать  вывод о том, что инвестиции –  это вложение денежных или других видов средств в какие-либо объекты человеческой деятельности с целью получить доход и достичь положительного социально-экономического эффекта.

             Таким образом, инвестиции имеют особое значение,  как для  деятельности субъектов хозяйствования, так и для социально-экономического развития в целом. То есть, можно сказать, что инвестиции играют важнейшую роль и на макро-, и на микроуровне.

             Определения «инвестиционная  деятельность» тесно связано  с понятием «инвестиции», так как, по сути, является отражением сущности инвестиционных вложений.  Поэтому именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

             Инвестиции могут  осуществляться в различных формах. Классификация форм инвестиций определяется выбором критерия, положенного в  ее основу. Критериями классификаций  инвестиций выступают: объекты вложения средств, срок инвестирования, форма  собственности, сфера вложений, отраслевой и региональные признаки. В рамках форм инвестиций можно выделить виды инвестиций, которые классифицируются по признакам, отражающим дальнейшую детализацию форм инвестиций.

             Кроме того, инвестиции обладают важными функциями, необходимыми не только для экономики, но и для человечества. Это, прежде всего, возместительная, развивающая и очистительная функции, благодаря которым происходит улучшение инвестиционной и экономической структуры в целом.

             Путем инвестиций решаются проблемы регионального и отраслевого развития. Поэтому государство и региональные власти стараются создать все необходимые условия для притока инвестиций. Более того, каждый регион заинтересован в повышении инвестиционной привлекательности, так как любое, даже самое незначительное ее повышение – это шаг к подъему и стабилизации экономики.

             В заключении мне  бы хотелось сказать, что привлечение  инвестиций в экономику необходимо, так как от этого зависти всё: и экономический рост регионов и  страны в целом, и получение прибыли, и  занятость трудоспособного населения, и уровень его жизни, и даже экономическая безопасность государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инвестиции как источник экономического роста их социально-экономическая эффективность