Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 09:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать, что инвестиции являются источником экономического роста, как в стране, так и ее регионах, выявить их социально – экономическую эффективность.
В ходе работы будет рассмотрено:
Сущность инвестиций как экономической категории, их основные функции.
Анализ представленного материала о влиянии инвестиционной деятельности на экономический рост России. Регулирование притока инвестиций в регионы страны, а также роль инвестиций в инвестиционной привлекательности региона.
Введение………………………………………………………………………...3
Сущность инвестиций и их основные функции…………………………..5
Понятие инвестиций. Инвестиционная деятельность ………………..5
Классификация и основные функции инвестиций…………………..8
Инвестиции – основа экономического роста страны и ее регионов. Их социально – экономическая эффективность………………………………...15
Влияние инвестиционной деятельности на экономический рост России……………………………………………………………………….…15
Нормативно – правовое регулирование притока инвестиций для экономического развития регионов (на примере Красноярского края)…...24
Роль инвестиций в инвестиционной привлекательности региона (на примере Центрального Федерального Округа)……………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованных источников………………………………………...36
В сфере инвестиций в последние годы происходит сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей промышленности при сохранении объемов вложения населения, прежде всего, в недвижимость, и постепенном сокращении вложений в добычу полезных ископаемых.
В
настоящее время, по оценке Министерства
экономического развития, от 25% до 30% среднегодовой
потребности отечественной
Таблица 3 - Динамика притока иностранных инвестиций в Россию
Иностранные инвестиции | 2004 г. | 2005 г. |
Всего | 40509 | 53651 |
Прямые | 9420 | 13072 |
Портфельные | 333 | 453 |
Прочие | 30756 | 40126 |
По
состоянию на конец 2005г. накопленный
иностранный капитал в
Основные страны-инвесторы в 2005г. - Люксембург, Кипр, Нидерланды, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 82,6% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 81,4% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В 2005г. в экономику России поступило 53,7 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 32,4% больше, чем в 2004 году. Структура инвестиций существенных изменений не претерпела: по-прежнему 24,4% от общего объема составляют прямые инвестиции, 0,8% – портфельные, а на прочие приходится 74,8%.
Общий
объем иностранных инвестиций, поступивших
в 2005г., по видам экономической
Таблица
4 - Иностранные инвестиции
по видам экономической
деятельности в 2005 году
Показатель | 2005 г. | ||
Млн. дол. | % | ||
2004 г. | Итог | ||
Инвестиции – всего | 53651 | 132,4 | 100 |
Прямые инвестиции | 13072 | 138,8 | 24,4 |
Взносы в капитал | 10360 | 141,8 | 19,3 |
Лизинг | 143 | В 6,2 раза | 0,3 |
Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций | 2165 | 127,7 | 4,0 |
Прочие прямые инвестиции | 404 | 102,0 | 0,8 |
Портфельные инвестиции | 453 | 136,3 | 0,8 |
Акции и паи | 328 | 108,9 | 0,6 |
Долговые ценные бумаги | 125 | В 4 раза | 0,2 |
Прочие инвестиции | 40126 | 130,5 | 74,8 |
Торговые кредиты | 6025 | 156,6 | 11,2 |
Прочие кредиты | 33745 | 127,7 | 62,9 |
На срок до 180 дней | 2656 | 70,1 | 4,9 |
На срок свыше 180 дней | 31089 | 137,4 | 58,0 |
Прочее | 356 | 72,3 | 0,7 |
Анализируя
структуру поступающих
В
категории портфельных
Что касается прочих инвестиций, то в 2005 г. наибольшую их часть составляют прочие кредиты и кредиты, связанные с торговыми операциями.
Структура привлеченных иностранных инвестиций имеет преимущественно узкую отраслевую направленность (Таблица 5 -Отраслевая структура иностранных инвестиций в 2005 г.)
Таблица 5 - Отраслевая структура иностранных инвестиций в 2005 г.
Поступило | Выбыло | Переоценка и прочие изменения активов и обязательств | Накоплено на конец 2005 г. | ||
Всего | В % к итогу | ||||
Всего | 53651 | 29182 | 3317 | 111835 | 100 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 156 | 55 | 0,0 | 645 | 0,6 |
Рыболовство, рыбоводство | 22 | 27 | -1 | 147 | 0,1 |
Добыча полезных ископаемых | 6003 | 1470 | 8 | 21660 | 19,4 |
Обрабатывающие производства | 17987 | 9923 | 3150 | 34653 | 31,0 |
Производство
и распределение |
328 | 161 | 14 | 644 | 0,6 |
Строительство | 228 | 85 | -66 | 822 | 0,7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 20461 | 11803 | 3 | 28373 | 25,4 |
Гостиницы и рестораны | 52 | 26 | 0,0 | 430 | 0,4 |
Транспорт и связь | 3840 | 757 | 31 | 9918 | 8,9 |
Финансовая деятельность | 1813 | 1002 | 155 | 5612 | 5,0 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 2602 | 1122 | -3 | 8329 | 7,4 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 0,0 | 2622 | 28 | 101 | 0,1 |
Образование | 0,1 | 0,0 | - | 2 | 0,0 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 15 | 31 | - | 34 | 0,0 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 144 | 98 | -2 | 465 | 0,4 |
Иностранный капитал в России размещен преимущественно в сферах: обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых. Из этого можно сделать вывод об узкой отраслевой направленности прямых иностранных инвестиций.
Подобный отраслевой перекос не случаен и в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Наша страна выступает на мировой экономической арене в качестве экспортера сырьевых ресурсов и продуктов их первичной обработки и одновременно импортером иностранной высокотехнологичной продукции и услуг.
Сложившаяся отраслевая структура инвестиций свидетельствует также и о том, какие категории иностранных инвесторов готовы вкладывать средства в российскую экономику в первую очередь, невзирая на высокие риски и неустойчивый инвестиционный климат.
Однако, достигнутая за последние годы стабилизация макроэкономической ситуации позволила России получить инвестиционный рейтинг привлекательности, что отражает относительно высокую способность страны своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, а также показывает кредитоспособность России. А это, в свою очередь, открывает возможности для крупнейших институциональных западных инвесторов начать размещение своих активов в российской экономике. Это также позволит российским компаниям в течение нескольких лет существенно увеличить свою капитализацию до уровня, сравнимого с показателями развитых стран, и на порядок увеличить собственные средства развития. Кроме того, инвестиционный рейтинг не только будет способствовать росту портфельных инвестиций, но и благоприятно повлияет на динамику прямых иностранных инвестиций, что позволит привлечь средства в создание новых предприятий и модернизацию производства.
Приоритетной
задачей для России на сегодняшний
день является не только приток инвестиций
из-за рубежа, но и эффективное размещение
имеющихся внутренних ресурсов.
2.2
Нормативно –
правовое регулирование
притока инвестиций
для экономического
развития регионов (на
примере Красноярского
края)
Красноярский край - один из самых перспективных регионов Российской Федерации, экономическая мощь и географическое положение делают его потенциальным лидером всего региона Сибири и Дальнего Востока. От успешного развития экономики края зависит не только социально - экономическое развитие востока России, но и геополитическое влияние нашей страны в Азиатско - Тихоокеанском регионе.
Сегодня Красноярский край превращается из потенциально привлекательного, но сложного для инвесторов и финансовых институтов региона в территорию наиболее перспективного и надежного инвестирования на востоке России. В последние три года стабильный экономический рост региона сформировал благоприятные предпосылки для перехода к новому этапу его развития. Ключевым фактором успеха на этом пути является привлечение значительного объема внешних финансовых ресурсов. За 4 года инвестиции в экономику края практически удвоились (увеличились в 1,9 раза, тогда как в среднем по России инвестиции выросли в 1,6 раза). Так, темп роста инвестиций в основной капитал составил: в 2004 году 118,8%; в 2005 году - 129,5%; в 2006 году -112,9% и достиг 89,6 млрд. рублей. В результате объем инвестиций в экономику региона к 2010 году составит не менее 200 млрд. в год или на 90% больше сегодняшнего уровня (в сопоставимых ценах). Главным рычагом этого роста может выступить сбалансированная инвестиционная политика органов государственной власти, направленная на создание всего комплекса условий, определяющих благоприятный развитию предпринимательства климат - совокупность экономических, политических, правовых, финансовых и социальных факторов - и целевое привлечение инвестиций. В крае действует единая система государственной поддержки инвестиционной деятельности, утвержденная нормативно-правовыми актами, которые определяют правовые, организационные и экономические основы инвестиционной деятельности на территории края, а также устанавливают формы и методы поддержки, защиты прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти края и органов местного самоуправления.
В целях стимулирования инвестиционных процессов в регионе оказывается реальная государственная поддержка инвестиционной деятельности в предусмотренных законодательством формах. Одной из форм государственной поддержки инвестиционной деятельности является субсидирование части расходов по уплате процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, а также лизинговых платежей за имущество, полученное от лизинговых компаний по договорам лизинга на реализацию инвестиционных проектов. Данная форма государственной поддержки исключает риски не возврата заемных средств, снижает риск нецелевого использования, а также снижает расходы бюджета, при этом для предприятий создаются условия, по стоимости привлекаемых средств аналогичные бюджетному кредитованию. Государственное стимулирование развития экономики путем субсидирования способствует развитию налогооблагаемой базы районов и городов края, созданию рабочих мест, улучшению социально экономического положения наиболее депрессивных территорий края и снижению зависимости бюджета края от крупных предприятий экспортеров.