Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:08, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выявление основных проблем в инвестиционной деятельности АПК и пути ее совершенствования.
Для того, чтобы разобраться в столь важной теме, необходимо изучить
теоретические основы инвестиций, проанализировать уровень инвестиционной деятельности в России и АПК, выявить проблемы инвестиционной деятельности АПК и пути их совершенствования.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретическая основа инвестиций…………………………….5
1.1. Сущность и виды инвестиций………………………………..5
1.2. Основные принципы инвестирования……………………….7
Принцип предельной эффективности инвестирования….7
Принцип сочетания материальных и стоимостных оценок
эффективности капиталовложений……………………….9
Принцип адаптации к новой инвестиционной среде…….9
Принцип мультипликатора………………………………..10
Q-принцип………………………………………………….10
1.3. Формирование инвестиционного капитала………………….11
II. Анализ инвестиционной деятельности………………………..20
2.1. Уровень инвестиционной деятельности в России…………...20
Прямые инвестиции………………………………………...21
Иностранные инвестиции…………………………………..21
Инвестиционный климат российских регионов………..…22
2.2. Инвестиции в АПК России в 2009 году……………………....24
Региональный аспект инвестиционной привлекательности
сельского хозяйства………………………………………....27
III. Проблемы и пути совершенствования………………………….29
3.1. Проблемы инвестирования в АПК региона…………………..29
3.2. Пути совершенствования инвестиционной деятельности в АПК…………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………....37
Слисок используемой литературы………………………………...39
7. Высокое налоговое бремя оказывает отрицательное воздействие
на аграрную экономику. Налоговая политика выполняет чисто фискальную
функцию. Все перечисленные выше моменты: резкое сокращение государственного финансирования, отсутствие эффективной кредитной системы в сельском хозяйстве, жесткая налоговая политика, увеличение импорта сельскохозяйственной продукции - все это способствует тому, что отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители лишились всех источников образования и накопления капитала, это в свою очередь негативно отразилось на функционировании всех отраслей АПК.
3.2. Пути совершенствования инвестиционной деятельности
в АПК
Собственных средств для масштабных преобразований, которые нужны сельскому хозяйству, у него явно недостаточно. Экономия ресурсов, более рациональное их использование, замена применяемого в производстве
прошлого, овеществленного труда живым - все это имеет место в современном сельском хозяйстве. Но это лишь на время смягчает проблему вложений. Поэтому продуманная взвешенная инвестиционная стратегия в аграрном секторе экономики абсолютно необходима. Сегодня через систему неэквивалентных цен из аграрного сектора ежегодно изымается, по меньшей мере, 115-120 млрд. руб. На начальном этапе это можно было связать трудностями экономики, тяжелыми последствиями перехода к рынку. В тот период относительно дешевая сельскохозяйственная продукция позволила сохранить отечественную пищевую промышленность, поддержать реальные располагаемые доходы городского населения на приемлемом уровне. Однако этот начальный период прошел. Настало время корректировать агропродовольственную, в том числе инвестиционную политику государства.
Государственные органы могут сделать многое для того, чтобы направить инвестиционный поток в нужном направлении. Например, государственная поддержка по целевым программам и инвестиционным проектам, участие в которых определяется конкурсами, создание инвестиционных фондов. Для общества в целом, интересы которого представляет государство, инвестиции в аграрный сектор необходимы и выгодны. Необходимы, так как создают рабочие места, улучшают социальные условия жизни на селе, что в перспективе изменит демографическую ситуацию. Выгодны, так как сельскохозяйственная продукция, вовлеченная в народнохозяйственный оборот, превращается в продукты питания, одежду и обувь, конечная стоимость которых превышает стоимость сельскохозяйственного сырья в 3-3,5 раза. При этом проявляется так называемый множительный (мультипликационный) эффект. Спад инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, который сегодня происходит, объясняется тем, что не оправдались ожидания аграрников и частных инвесторов по поводу принятия федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Вряд ли можно понять, почему законченная работа научных организаций и управленческих структур, которая продолжалась более двух лет и завершилась вполне жизнеспособным законопроектом, была заморожена на неопределенный срок Если бы закон был принят, можно не сомневаться, что объем инвестиций в АПК мог бы существенно возрасти.
Обобщение опыта инвестирования в АПК свидетельствует о том, что в отдельных субъектах РФ используются различные формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. При этом важным компонентом инвестирования является соблюдение баланса между государственным протекционизмом и рыночными механизмами регулирования интересов хозяйствующих субъектов АПК.
Опыт экономически развитых стран доказывает, что главным источником инвестиционных ресурсов становится наукоемкое производство, экспорт высоких технологий, продуктов интеллектуального труда, а прогрессивные технологии стали главным структурным фактором экономического роста. Поэтому организационно - экономический механизм АПК в целом и отдельных его подкомплексов должен базироваться на инновационных технологиях, обеспечивающих конкурентоспособность отечественного агропромышленного производства.
Однако эффективная система управления инновационными процессами в АПК, к сожалению, пока еще не сформировалась. Здесь сказывается дефицит квалифицированных кадров, занятых инновационным менеджментом. Но, пожалуй, самое неблагоприятное воздействие на развитие инновационных процессов в АПК оказывает низкий уровень платежеспособного спроса организаций на научно-техническую продукцию. В современных российских экономических условиях отдельному сельхозпредприятию обеспечить реализацию рентабельного инвестиционного проекта из собственных источников практически очень сложно. Поэтому инвестиционная деятельность
в АПК должна осуществляться за счет привлеченных средств, среди которых существенную долю будут занимать долгосрочные кредиты и средства государственной поддержки, обеспечивающие конкурентоспособность внедрения высокоэффективных и коммуникативных технологий в АПК, создание технопарков на этой базе.
Основной смысл новой государственной инновационной политики состоит в том, чтобы не только сохранить накопленный научно-технический потенциал, но и развивать необходимую инфраструктуру и механизмы, обеспечивающие продвижение научных разработок в производство, стимулирующие развитие инновационных процессов в отраслях АПК. Преобразования в системе управления научно-технической и инновационной деятельностью в АПК должны определяться необходимостью приближения аграрной науки к решению приоритетных стратегических задач устойчивого развития агропромышленного производства на перспективу. Сегодня Россия допустила резкое отставание от развитых стран мира по технологическому уровню агропромышленного производства, поэтому без принятия крупномасштабных мер государственного значения его преодолеть будет невозможно.
В случае отказа от курса на развитие высокотехнологичной и наукоемкой деятельности в АПК Россия не только лишится перспективы вернуться в число лидеров научно-технического прогресса, но возникнет не менее серьезная опасность масштабного ослабления и деградации продовольственного и агропромышленного рынков, обусловленная сокращением высокотехнологичного производства сельскохозяйственной продукции и сырья, свертыванием науки, машиностроения, химической, микробиологической промышленности и др.
Только изменение нынешней аграрной политики способно перевести ситуацию в оптимистическое русло. Разумеется, проблемы, накопившиеся в АПК, требуют хорошо продуманных, долгосрочных и системных решений. Речь идет о необходимости принятия взвешенной и эффективной стратегии развития аграрного сектора экономики. Только основанная на ней экономическая и социальная политика в сочетании с другими мерами в состоянии принести успех агропромышленному комплексу России. Проект
такой стратегии до 2010 г. уже подготовлен специалистами Минсельхоза России и учеными Россельхозакадемии. Ведущая роль в решении системных проблем в ней должна принадлежать государству.
Общей целью стратегии является обеспечение динамичного, эффективного и устойчивого развития АПК. Для достижения указанной цели определены четыре основных направления:
- форсированное развитие животноводства в режиме импортозаме-
щения на внутренних рынках;
- развитие зернового экспорта;
- повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса; устойчивое развитие сельских территорий.
Общая сумма расходов на реализацию стратегии развития АПК и ры-
боловтсва составит свыше 3 трлн. руб.
Заключение
От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения. Однако АПК не может функционировать без высоких темпов и значительных масштабов накопления капитала. В связи с этим инвестиционная проблема становится ключевой для аграрной экономики.
В ходе выполнения курсовой работы, я изучила теоретические основы инвестиций, более подробно остановилась на анализе инвестиционной деятельности России и АПК, выявила основные проблемы инвестиционной деятельности АПК региона и пути совершенствования их.
Основными проблемами инвестирования АПК являются: резкое сокращение государственного финансирования, отсутствие эффективной кредитной системы в сельском хозяйстве, жесткая налоговая политика, увеличение импорта сельскохозяйственной продукции. Все это способствует тому, что отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители лишились всех источников образования и накопления капитала, это в свою очередь негативно отразилось на функционировании всех отраслей АПК.
Чтобы разрешить эти проблемы, необходимы пути совершенствования
инвестиционной деятельности. В первую очередь нужно корректировать
инвестиционную политику государства. Организационно - экономический механизм АПК в целом и отдельных его подкомплексов должен базироваться на инновационных технологиях, обеспечивающих конкурентоспособность отечественного агропромышленного производства.
3
Только изменение нынешней аграрной политики способно перевести ситуацию в оптимистическое русло. Разумеется, проблемы, накопившиеся в АПК, требуют хорошо продуманных, долгосрочных и системных решений. Речь идет о необходимости принятия взвешенной и эффективной стратегии развития аграрного сектора экономики. Только основанная на ней экономическая и социальная политика в сочетании с другими мерами в состоянии принести успех агропромышленному комплексу России.
Между тем, инвестиции, как известно, главный источник развития. Они, естественно, направляются, прежде всего, в те объекты, отрасли и территории, где выгода больше, а риски меньше. Это одна из причин того, что инвесторы неохотно вкладывают капитал в сельское хозяйство. Государство имеет возможность повлиять на такую ситуацию, выступив гарантом или вложив средства в сельское хозяйство принадлежащих ему организаций, увеличив тем самым поддержку товаропроизводителям. Разумеется, методов много и они известны. Но пока что положительных сдвигов мало.
3
Список используемой литературы
1. Удалов В.А. Инвестиционная деятельность предпринимателя. Лекция. М.: Изд-во МСХА, 1996. 56 с.
2. Статистический обзор по материалам Росстата. «Экономика сельского хозяйства России».- 2006- №8. – с 16.
3. Израил Ройзман. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов. «Инвестиции в России». – 2006. - №3.- с 3-15.
4. Журнал «Вопросы экономики» 2008 г. №12
5. Н.А. Борхунов, Н.Ф. Зарук. Разрешима ли проблема инвестиций в с/х? «Экономика с/х перерабатывающих предприятий»
6. www.Sciencerf.ru
7. www.lenta.ru
3