Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:08, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выявление основных проблем в инвестиционной деятельности АПК и пути ее совершенствования.
Для того, чтобы разобраться в столь важной теме, необходимо изучить
теоретические основы инвестиций, проанализировать уровень инвестиционной деятельности в России и АПК, выявить проблемы инвестиционной деятельности АПК и пути их совершенствования.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретическая основа инвестиций…………………………….5
1.1. Сущность и виды инвестиций………………………………..5
1.2. Основные принципы инвестирования……………………….7
Принцип предельной эффективности инвестирования….7
Принцип сочетания материальных и стоимостных оценок
эффективности капиталовложений……………………….9
Принцип адаптации к новой инвестиционной среде…….9
Принцип мультипликатора………………………………..10
Q-принцип………………………………………………….10
1.3. Формирование инвестиционного капитала………………….11
II. Анализ инвестиционной деятельности………………………..20
2.1. Уровень инвестиционной деятельности в России…………...20
Прямые инвестиции………………………………………...21
Иностранные инвестиции…………………………………..21
Инвестиционный климат российских регионов………..…22
2.2. Инвестиции в АПК России в 2009 году……………………....24
Региональный аспект инвестиционной привлекательности
сельского хозяйства………………………………………....27
III. Проблемы и пути совершенствования………………………….29
3.1. Проблемы инвестирования в АПК региона…………………..29
3.2. Пути совершенствования инвестиционной деятельности в АПК…………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………....37
Слисок используемой литературы………………………………...39
1. Инвестиции в основной капитал АПК России (в фактически действовавших ценах) | ||||
| 1990 | 1995 | 2000 | 2005* |
Инвестиции в основной капитал АПК, млрд. руб. | 47,2 | 24,5 | 78,4 | 280 |
Доля капиталовложений в АПК в общероссийском объеме ассигнований в основной капитал, % | 19 | 9,2 | 6,7 | 8,0 |
Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства, млрд. руб. | 39,5 | 9,3 | 31,4 | 137,0 |
Доля капвложений в с/х, % в общероссийском объеме инвестиций: в основной капитал в объеме ассигнований в АПК * Предварительные данные | 15,9 | 3,5 | 2,7 | 4,0 |
83,7 | 37,7 | 40,0 | 48,9 |
Крайне ограниченное выделение бюджетных средств на выращивание производственного потенциала аграрного сектора экономики России нельзя признать оправданным. Многие объекты производственной инфраструктуры не привлекают частных инвесторов, но без них невозможно эффективное агропромышленное производство. Фактически прекращено мелиоративное строительство: в 2005 г., по предварительным данным, введено в эксплуатацию всего около 3 тыс. га орошаемых и 23 тыс. га осушенных земель (в 1990 г. - соответственно 105,4 тыс. и 162 тыс. га).
В структуре основных фондов крупных и средних сельскохозяйственных организаций несколько увеличилась их активная часть (доля машин, оборудования и транспортных средств в 1990 г. составляла 20%, а в 2005 г. - 27,1%) и понизилась доля зданий и сооружений - с 65% в 1990 г. до 63,5 % в 2005 г.
По сравнению с предреформенным 1990 г. в видовой структуре основных фондов сельхозорганизаций в минувшем году доля зданий и сооружений уменьшилась на 1,5%-ых пунктов, скота рабочего и продуктивного - на 4%-х пункта, транспортных средств - повысилась на 0,1, а машин и оборудования - на 7%-ных пунктов.
Отсутствие собственных свободных финансовых средств у большинства сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, убыточность значительной их части, уменьшение инвестиций в основной каптал из бюджетных средств, весьма жесткие условия получения кредитных ресурсов в коммерческих банках являются основными причинами сокращения ввода в действие в АПК России производственных мощностей за счет нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения.
Региональный аспект инвестиционной привлекательности сельского хозяйства
Безусловно, он представляет большой интерес для инвесторов. Как известно, сельскохозяйственное производство осуществляется в разных экономических и природно-климатических условиях. Сложившаяся специализация регионов и отдельных хозяйств позволяет приспособить производство к этим условиям. К сожалению, в годы реформирования наблюдались процессы, которые имели противоположную направленность. Субъекты Российской Федерации субсидировали свое сельское хозяйство при условии потребления продукции в пределах своей территории. Поэтому единое экономическое пространство стало перекрываться экономическими барьерами. Деспециализация, естественно, отрицательно повлияла на инвестиционный процесс.
Выбирая объект вложений, инвестор использует ряд характеристик, которые относятся к интересующему его региону, к инвестиционному потенциалу региона и конкретного хозяйствующего субъекта.
Прирост валовой продукции в сопоставимых ценах. Она выражает собой состояние отрасли, скорость ее развития. Публикуемые органами государственной статистики данные дают возможность судить об изменении физического объема произведенной продукции. Различия между приростом производства валовой продукции по регионам в одном и том же году составляет до 35-40 пунктов. Однако даже в одном и том же регионе они существенны, если сравнить этот показатель по годам. Например, в Орловской области в 2000 г. прирост валовой продукции был равен 43%, в 2001 г. - минус 3%, в 2002 г. - плюс 6,5%, в 2003 г. - плюс 0,9%, в 2004 г. -плюс 1,2%.
Социальный потенциал региона выражает среднедушевой уровень доходов населения. Он является косвенным показателем уровня спроса на потребительском рынке. Численность населения с доходам ниже прожиточного минимума в 2008 году составила 18,5 миллиона человек, говорится в отчете Росстата. По сравнению с 2007 годом, число таких людей сократилось на 0,2 процентных пункта до 13,1 процента от всего населения России. По данным Росстата, в среднем величина прожиточного минимума в 2008 году составила 4592,75 рубля. С начала прошлого года этот показатель постоянно увеличивался:
если в первом квартале 2008 года он составлял 4402 рубля, то в четвертом квартале - 4693 рубля. Средний уровень дохода на душу населения в четвертом квартале 2008 года составил 17397 рублей. Росстат сообщил, что количество безработных в апреле 2009 года составило 7,7 миллиона человек, или 10,2 процента от экономически активного населения.
Инвестиционный процесс в регионах протекает различно. В одних он ускоряется, в других, напротив, замедляется. Меняется и инвестиционная привлекательность. Она повышается или занимает устойчиво высокое место, как, например, в Московской, Орловской областях, в Северо-Кавказском регионе, в республиках Поволжья. На других территориях инвестиционная привлекательность снижается: в Курской и Ярославской областях, Алтайском крае. В третьих регионах место, занимаемое по признаку инвестиционной привлекательности, существенно не изменялось. К их числу относятся Рязанская, Курганская, Свердловская, Кировская, Ульяновская и Свердловская области.
Транспортная сеть. Минфин и Минэкономразвития РФ представили на рассмотрение проект по сокращению финансирования федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» на 2010-2015 годы.
Они предлагают сократить финансирование в 2,3 раза от запланированного на 2010 г. уровня – до 219,6 млрд руб., а Минэкономразвития – до 221,1 млрд рублей. В 2011 году, по оценкам Минэкономразвития, бюджетные расходы на транспортную отрасль будут на 66% меньше запланированных (217,5 млрд руб.), в 2012 году – на 70% (216,6 млрд рублей). Впрочем, пока не определено, за счет каких проектов будет сокращено общее финансирование. К примеру, строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) и ремонт трассы М-4 «Дон» выделены в качестве приоритетных проектов. На ремонт и реконструкцию 1521 км трассы М-4 «Дон» – самую дорогую автодорогу во всей ФЦП – за пять лет государство готово потратить 605,7 млрд руб. Остальные магистрали получат меньше вложений, что катастрофически отразится на их состоянии.
III. Проблемы и пути совершенствования
3.1. Проблемы инвестирования в АПК региона
От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения. Однако АПК не может функционировать без высоких темпов и значительных масштабов накопления капитала. В связи с этим инвестиционная проблема становится ключевой для аграрной экономики. В 2007 г. величина капиталовложений в России возросла примерно на 20%. До этого в течение семи лет экономического подъема они росли быстрее динамики ВВП (в среднем на 10-11% ежегодно), но от столь низкого уровня, что их объем все еще далек от предкризисного значения.
Рассмотрим причины такого пагубного уменьшения инвестиций в АПК:
1. Сокращение бюджетного финансирования. Одной из главных причин является резкая смена политики государственного финансирования АПК. Она связана с реформированием экономики в целом и предполагает замену государственной системы распределения инвестиционных ресурсов рыночным механизмом перелива капитала.
Недостаточность участия государства в регулировании и поддержке
инвестиционной деятельности выражается постоянным
недофинансированием федеральных и региональных целевых программ. Сокращение доли государственных вложений не было компенсировано инвестициями из других источников. По этой причине произошло резкое снижение объемов всех видов инвестиций в АПК. Не смотря на то, что в Красноярском крае в 2002 году предприятиями Агропрома было освоено около 300 млн. руб. бюджетных средств, в 2003 году - уже 730 млн. руб., а в 2004 году - 830 млн. руб. этих средств явно недостаточно для решения основных проблем АПК.
2. Сокращение доли собственных средств. С начала формирования рыночной экономики, хозяйствующие субъекты села испытывают острейший недостаток источников инвестиций, практически исчерпаны внутренние (собственные) источники накопления. Например, удельный вес убыточных хозяйств в 2003 г. составил 51 против 3 % в 1990 г., уровень рентабельности сельхозпредприятий снизился с 37 до 3 % соответственно.
В результате оснащенность сельхозпредприятий техникой резко уменьшилась как в количественном, так и качественном выражении. В 2003 г. по сравнению с 1990 г. число тракторов сократилось в 1,7 раза, зерноуборочных комбайнов - в 2,1 раза, другой техники - в 2,2 раза. В среднем сельскохозяйственным предприятиям Красноярского края не хватает около 30% основных видов техники, при этом 85% имеющихся машин выработали свой эксплуатационный срок.
Собственных средств для масштабных преобразований в сельском хозяйстве явно недостаточно. Поэтому продуманная инвестиционная стратегия в аграрном секторе экономики абсолютно необходима. Сегодня через систему неэквивалентных цен из аграрного сектора ежегодно изымается, по меньшей мере, 115-120 млрд. руб.
3.Важнейшей функцией государства является создание мотивационного механизма привлечения кредитных ресурсов. АПК даже в условиях стабильной экономики не может нормально функционировать без заемных средств. Аграрный сектор оказался в жесточайшем финансовом кризисе: собственных оборотных средств почти нет, а кредит в большинстве случаев недоступен. Для выхода из этого кризиса государство вынуждено было искать альтернативы централизованному кредитованию. Одним из методов финансирования инвестиций различного уровня является мобилизация финансовых ресурсов в результате размещения целевых облигационных займов.
Могут быть использованы различные модели организации облигационных займов. Вырученные от размещения облигаций средства аккумулируются в целевом фонде. Он предназначен исключительно для финансирования приоритетных инвестиционных проектов. В дальнейшем инвестирование предполагает использование процедур проектного финансирования (кредитования). В его основе заложена идея финансирования инвестиционных проектов за счет доходов, которые принесет создаваемое или реконструируемое предприятие в будущем.
Пока сельскохозяйственное производство при нормальном уровне менеджмента не будет давать среднюю норму прибыли, ипотека земель сельхозназначения не может быть инструментом организации долгосрочного кредитования. Общий объем кредитных ресурсов для предприятий и организаций агропромышленного комплекса, согласованный с банками, определен в сумме 866 млрд. рублей, в том числе субсидированные кредиты 2009 года – 400 млрд. рублей.
4. Другой альтернативой государственному кредитованию
являются лизинговые поставки различной техники селу, поддерживаемые
государством. К сожалению, доля продаваемой по лизингу продукции
тракторного и сельскохозяйственного машиностроения незначительна. Это
объясняется несколькими причинами: отсутствие у государства достаточных
средств на формирование лизингового фонда, ограниченность участия в
лизинговых коммерческих банков из-за долгосрочного характера этих
операций и отсутствия гарантий в своевременном возврате вложенных ими
средств. В России лизинговые операции составляют лишь 1% всех
инвестиций. Между тем лизинг - не только мощный финансовый инструмент,
но и один из действенных рычагов активизации инвестиционной
деятельности.
5. Неограниченный импорт сельскохозяйственной продукции.
Либерализация внешнеэкономической деятельности, увеличение импорта продовольствия, недостаточный уровень таможенной защиты отечественных товаропроизводителей привели к падению объемов всех видов продовольственной продукции. Узкий ассортимент, неудовлетворительный внешний вид товаров, устаревшая техника и технологии не позволяли предприятиям быстро перестроиться на выпуск рентабельных конкурентоспособных продуктов питания. Наполнение внутреннего рынка импортными товарами создает иллюзию его насыщенности и снижает внимание к развитию отечественной пищевой промышленности. Это обрекает ее на
техническое и технологическое отставание.
6. Важным источником инвестирования является привлечения
иностранного капитала. По оценкам российских и зарубежных экспертов,
последние годы в России сложилась благоприятная ситуация для
существенного притока капитала в АПК. Большинство иностранных фирм
подтверждает не только сохранение интереса к вложению капитала в
подотрасли АПК, но и намерения к расширению производства в России. Российский Минфин в 2010 году намерен привлечь на внешнем рынке 5 миллиардов долларов сроком на три-пять лет. Последний раз Россия занимала средства на внешних рынках более девяти лет назад. По данным Минфина, на 1 января 2009 года суверенный долг составлял 2,7 триллиона рублей - 6,7 % ВВП. За 2008 год доля внутреннего долга в общем объеме госдолга увеличилась до 55,7%, а внешнего сократилась до 44,3%.