Интеллектуальная и муниципальная формы собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение интеллектуальной и муниципальной собственности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие и сущность собственности;
-определить экономическое содержание интеллектуальной и муниципальной собственности;
-рассмотреть экономическую роль и место интеллектуальной и муниципальной собственности в системе рыночных отношений;
-раскрыть основные функции муниципальной собственности в общественно-экономической системе;
-определить основные тенденции развития интеллектуальной собственности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………….……3
Глава I. Понятие и содержание собственности в экономической теории……..5
1.1. Понятие и сущность собственности………..……………………………….5
1.2. Типы и формы собственности…………………………………………….....9
Глава II. Экономическая сущность муниципальной собственности……..…..16
2.1. Экономическое содержание и состав муниципальной собственности.....16
2.2 Муниципальная собственность как основа развития экономических отношений в системе муниципальных образований…………...……….……..22
Глава III. Сущность интеллектуальной собственности в современных условиях…………………………………………………………………………..32
3.1. Понятие интеллектуальной собственности и ее объекты………….……..32
3.2. Коммерческая ценность интеллектуальной собственности…….……..…38
3.3 Формирование и основные направления развития рынка интеллектуальной собственности…………………...………..………………...41
Заключение………...……………………………………………………….….....48
Список использованной литературы……………………………..……

Файлы: 1 файл

Копия ВВЕДЕНИЕ 2.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

     Важный  момент в исследовании муниципальной  собственности связан с тем, что эту форму собственности не следует оценивать как государственную собственность, хотя необходимо признать ее общественную природу. Во-первых, признание муниципальной собственности как публичной формы отражает ее ориентацию на совместное присвоение результатов функционирования объектов собственности. Во-вторых, особая природа объекта муниципальной собственности как материальной основы производства общественных благ предполагает, с одной стороны, неделимость объектов собственности, то есть невозможность выделения доли каждого конкретного члена муниципального образования и возмещения ее в денежном эквиваленте, а с другой стороны, неприбыльный характер функционирования системы собственности, нацеленной на непосредственное удовлетворение социально-экономических потребностей населения, развитие и совершенствование объектов собственности. Получается, что социальная природа муниципальной собственности дает основание отождествлять государственную и муниципальную формы собственности как разновидности общественной, или публичной, собственности по отношению к частной собственности. Поэтому главное разграничение между частной и общественной формами собственности обусловлено договорным характером имущественных отношений, связанных с тем, что общественная собственность реализует общий интерес, а частная представляет и отстаивает частные интересы. В рамках общественной собственности введение распоряжение и пользование собственностью реализуется в разных формах, например, формах управленческого соподчинения между федеральным правительством, региональными центрами и муниципалитетами. Это отражает управление собственностью в ряде развитых стран, где различают публичную собственность, принадлежащую центральному органу власти, и коммунальную собственность территориальных образований, принадлежащую органам местного управления. И не случайно обстоятельство в существующих отечественных статистических группировках, формы собственности в виде государственной и муниципальной объединяются в одну группу предприятий общественного сектора.

     Признание общественной, то есть публичной, природы  муниципальной собственности не означает отрицания ее самостоятельного характера, что характерно для поверхностного подхода к этой проблеме. В основу выделения муниципальной собственности  в обособленную, законодательно институциализированную собственность положено не стремление противопоставить ее собственности федеральной или региональной, а необходимость оптимального распределения общественной собственности по уровням и специфике присвоения.

     Особенность муниципальной собственности в  отличие от государственной, представленной как федеральная собственность  и собственность субъектов федерации, состоит в специфичности самого объекта отношений собственности  как фактора производства для  удовлетворения потребностей в общественных благах населения территории, а также и в особенностях взаимоотношений субъектов муниципальной собственности.

     Определяя природу муниципальной собственности  и ее социально- экономическую сущность, необходимо проанализировать качественные характеристики субъекта муниципальной собственности как важнейшего элемента ее содержательной структуры. Исследование и решение этой проблемы осложняется наличием нескольких социальных институтов в структуре муниципального образования — это население территории, а также его представительные и исполнительные органы. Исследование субъекта муниципальной собственности предполагает наличие только одного из институтов, для закрепления и обоснования его ведущей роли в осуществлении функций собственника с выделением его прав и обязанностей. В данном случае наличие нескольких социальных институтов в качестве собственника осложняет процесс владения, распоряжения и пользования муниципальной собственностью.

     Исследуя  процесс формирования в современной  России муниципальной экономики, необходимо отметить, что он осуществлялся и продолжает осуществляться различными способами. Первым способом является непосредственная передача государственного и частного имущества в муниципальное ведение. Особенно широко в экономической практике нашей страны применялся такой способ формирования муниципальной собственности, как разгосударствление, то есть в процессе приватизации в России происходило перераспределение имущественного комплекса государства по уровням управления и формам собственности. Данный способ формирования муниципальной собственности не потерял своей актуальности и в настоящее время. Процесс наращивания имущественного комплекса муниципальных образований осуществляется именно этим путем и не завершен до настоящего времени, что приводит к нежелательным явлениям, способствующим нестабильности экономической системы.

     В настоящее время формирование муниципального сектора достаточно активно осуществляется также вторым способом, то есть путем  создания муниципальных предприятий и учреждений. Основной проблемой в данном случае является необходимость создания муниципальных предприятий, что требует немалых денежных и организационных усилий. Поэтому возникновение муниципальных предприятий предполагает первоначальное изучение рыночной и социально-экономической ситуации и оценку возможной социальной или экономической эффективности новых муниципальных предприятий, способных работать рентабельно для удовлетворения потребностей населения данного муниципального образования.

     В отношении третьего способа, то есть приобретения муниципалитетами имущества на стоимостной основе, необходимо сказать, что в настоящее время в практике России этот способ практически не применим, возможно, только оценивать его перспективность в дальнейшем развитии муниципальной экономики. Дефицитность местных бюджетов, нехватка средств, для решения насущных проблем местной экономики не способствуют применению этого способа для пополнения муниципальной собственности. Можно только надеяться, что в недалеком будущем местные власти будут способны покупать предприятия, производящие блага, заинтересованность в которых имеется на данной территории.

     Анализ  представленных способов формирования муниципальной собственности в  российской экономике заключает  в себе позитивные возможности для будущего оптимального функционирования муниципального сектора. От процесса формирования муниципального имущественного комплекса зависит будущее муниципальных образований, возможности развития этих территорий и формирование соответствующего потребностям населения объема производства социально-значимых благ.

     Преобразование  собственности в рамках ее разгосударствления — это характерная черта системных  преобразований в экономике переходного  периода. Однако в нашей стране разгосударствление собственности было сведено к изменению формы собственности, то есть к радикальной смене государственной формы собственности на частную в виде приватизации. Произошедшая в России смена экономической политики и социально- хозяйственных ориентиров изменила роль и соотношение государственной собственности в экономике. Денационализация и рассредоточение государственных основ управления отразились на преобразовании форм присвоения и создании условий хозяйствования в общественном секторе, а также повлияли на перераспределение прав собственника между разными уровнями отраслевого и территориального управления. Эти аспекты перераспределения охватываются понятием разгосударствления как децентрализации, то есть, означают расширение демократических начал хозяйствования. В анализе процесса разгосударствления следует учитывать, что разгосударствление общественной собственности представлено и реализовано в расширении форм собственности. При таком изменении системы хозяйствования весь процесс преобразования собственности сводится к превращению общенародной собственности в иные формы. Применительно к требованиям формирования рыночной экономики или экономики смешанного типа изменение форм собственности должно быть экономически обосновано, то есть переход от господства государственной формы собственности к появлению многообразия различных форм, среди которых и частная, и разграниченная общественная проявляющаяся в виде государственной, региональной и муниципальной собственности.

     Важный  момент разгосударствления собственности  представлен в виде перераспределения прав собственности в новой спецификации, то есть с выделением признаков, характеризующих различные отношения собственности. Более конкретно это перераспределение означает разделение ранее монолитного права государственной собственности на отдельные правомочия, которые закрепляются за различными хозяйствующими субъектами. В итоге, в стране образуется многосубъектная собственность. Таким образом, разгосударствление предполагает, что в муниципальную собственность передаются объекты государственной и уже укрепившейся частной собственности, которые находятся на территории соответствующего муниципального образования и должны служить основой, необходимой для обеспечения комплексного социально-экономического развития данного муниципального образования. Передача этих объектов в собственность местного самоуправления должна осуществляться в соответствии с положениями о разграничении полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также между самими муниципальными образованиями.

     Согласно  закону «О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РСФСР» (ФЗ № 1531/1, от 03.07.91 г.) и федеральная  и муниципальная собственности, подлежали приватизации, и в муниципальном  секторе начались изменения, связанные с продажей муниципального имущества.22 В основном спросом со стороны частного капитала пользовались те объекты муниципальной собственности, которые по своей сути были наиболее рентабельны. И в период с 1992 по 1994 гг. основной доход муниципальных образований был сформирован именно за счет реализации муниципальной собственности. Но продажа имущества не может являться постоянным источником доходов в местную казну. Таким образом, на отдельном этапе, с помощью приватизации предприятий, местные власти попытались решить свои бюджетные проблемы, а одновременно условно расширить налоговую базу и соответствующие доходы за счет приватизированных предприятий. Но общий объем муниципальной собственности в рамках конкретных муниципальных образований не сократился, а даже, наоборот, увеличился. Произошло это за счет того, что в этот период предприятия, основной  деятельностью которых является максимально возможное получение прибыли, стали отказываться от финансово обременительных объектов социально-экономической инфраструктуры и передавать их на балансовое содержание муниципалитетам. Таким образом, в структуре муниципальной собственности оказалось представленным значительное количество объектов, выделенных муниципалитетам по остаточному принципу. Освободиться от обременительных расходов по их содержанию не представляется возможным. Следовательно, необходимо сформировать систему конкретных мероприятий по повышению эффективности использования муниципальной собственности и созданию механизмов управления системой муниципальных образований в целом.

     Приватизация  в некоторых случаях позволяет  повысить эффективность местной  экономики, расширить предложение  товаров и услуг на местном рынке за счет эффективного использования оборудования, снижения накладных расходов, найма квалифицированного персонала, изменения структуры занятости в интересах более рационального хозяйствования. Если местные власти в силу определенных причин не готовы отдать муниципальные предприятия в частные руки, (например, социальные службы, объекты культуры, образования), то в этом случае проводится частичная приватизация, при которой местные власти сохраняют за собой рычаги управления и контроля, оговаривая эти ограничения в рамках соответствующего договора с частным предприятием. Местные власти пришли к приватизации в результате обострения проблем поиска доходов в целом по стране и формирование основных источников бюджета местных органов власти. В этих условиях приватизация муниципальной собственности на какой-то момент становится наиболее привлекательным средством решения различных проблем, и в первую очередь проблем муниципальных бюджетов.

     Муниципальная собственность выполняет две  основные функции. Первая состоит в том, что муниципальная собственность служит основой экономической самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает управляемость хозяйством соответствующей территории как единым целым. Это имеет и правовую основу, которая разграничивает государственную власть и местное управление. Так, Ст. 12 Конституции РФ гласит, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».23 Все законодательные акты, принятые за последние годы в России, также трактуют местное управление исключительно как самоуправление, при этом данные термины употребляются не как синонимы, а в них вкладывается принципиально противоположное содержание. При обосновании негосударственного характера органов местного самоуправления приводятся аргументы того, что в системе этих органов отсутствует строгая иерархия и соподчиненность, характерные для построения государственного механизма, и того, что муниципальные органы власти действуют не от имени государства, а в интересах населения соответствующей территории, а также то, что материально-финансовую базу местных органов самоуправления составляют муниципальная собственность и муниципальный бюджет. Местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». Следовательно, местное самоуправление, выведенное за рамки системы государственной власти, обеспечивает наиболее полный, адекватный учет интересов местного населения, приоритетность этих интересов по сравнению с интересами государства, а также ограничивает вмешательство всех вышестоящих уровней государственной власти в деятельность местных органов по управлению муниципальной собственностью.

Информация о работе Интеллектуальная и муниципальная формы собственности