Интеллектуальная и муниципальная формы собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение интеллектуальной и муниципальной собственности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие и сущность собственности;
-определить экономическое содержание интеллектуальной и муниципальной собственности;
-рассмотреть экономическую роль и место интеллектуальной и муниципальной собственности в системе рыночных отношений;
-раскрыть основные функции муниципальной собственности в общественно-экономической системе;
-определить основные тенденции развития интеллектуальной собственности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………….……3
Глава I. Понятие и содержание собственности в экономической теории……..5
1.1. Понятие и сущность собственности………..……………………………….5
1.2. Типы и формы собственности…………………………………………….....9
Глава II. Экономическая сущность муниципальной собственности……..…..16
2.1. Экономическое содержание и состав муниципальной собственности.....16
2.2 Муниципальная собственность как основа развития экономических отношений в системе муниципальных образований…………...……….……..22
Глава III. Сущность интеллектуальной собственности в современных условиях…………………………………………………………………………..32
3.1. Понятие интеллектуальной собственности и ее объекты………….……..32
3.2. Коммерческая ценность интеллектуальной собственности…….……..…38
3.3 Формирование и основные направления развития рынка интеллектуальной собственности…………………...………..………………...41
Заключение………...……………………………………………………….….....48
Список использованной литературы……………………………..……

Файлы: 1 файл

Копия ВВЕДЕНИЕ 2.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

     Можно отметить, что ни одна из форм собственности не может быть идеальной и универсальной. Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и кооперативная формы собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Частная собственность используется там, где не требуется большой концентрации средств, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально15. 
 

     ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

     2.1. Экономическое содержание  и состав муниципальной  собственности

     Статья 8 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что наравне с  другими формами собственности (государственной, частной и др.) признается и защищается муниципальная собственность. 16

     Муниципальная собственность включает в себя широкую  сеть объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой  территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности использования ее составляющих и всей системы в целом во многом зависит качество жизни местного населения.

     Принципиальная  особенность современного состояния муниципальной собственности состоит в том, что в преобладающей своей части она является доходопотребляющей. Огромная часть (до 60-70%) бюджетных доходов направляется на цели поддержания объектов муниципальной собственности в минимально работоспособном состоянии.

     Особенностью  муниципальной собственности является то, что она служит для удовлетворения общественных интересов и коллективных потребностей местного сообщества, то есть имеет социальное значение, является средством благоустройства, а также  используется для извлечения дохода. Поэтому муниципальная собственность имеет двойственный характер и сочетает в себе принципы социальной пользы и доходности. Не всякая муниципальная собственность может приносить доход, а потому доходную муниципальную собственность необходимо использовать так, чтобы была возможность получения средств на содержание бездоходной муниципальной собственности, имеющей социальное значение. Многоаспектность, ярко выраженная социальная направленность и функционирование в границах единой компактной территории являются особенностями муниципальной собственности, которые необходимо учитывать при определении системы управления муниципальной собственностью.

     Специфика муниципальной собственности состоит  в сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют одно целевое назначение, так как созданы для решения вопросов сугубо местного, социального значения, но с другой – исключительно многофункциональны, поскольку оказываются задействованы в решении широкого круга местных вопросов, в частности участвуют в обеспечении доходов местного бюджета, в укреплении социальной инфраструктуры территории, в развитии инженерной инфраструктуры муниципального образования (транспортной, информационной, инженерных коммуникаций), в стимулировании развития малого и среднего бизнеса, создании и укреплении рыночной инфраструктуры.

     Управление   муниципальной собственностью характеризуется ярко выраженной социальной направленностью. Это проявляется в постановке генеральной цели управления: достижении возможного уровня удовлетворения социальных запросов населения, предотвращении социальных конфликтов. Реальная направленность управления муниципальной собственностью на решение социальных проблем населения, удовлетворение потребностей людей, обеспечение подъема жизненного уровня достигается лишь непосредственной увязкой системы управления с социальными результатами.

      Основные  функции муниципальной собственности  с позиции обеспечения социально-экономического развития города: обеспечение деятельности муниципального сектора экономики города, всего хозяйственного комплекса муниципального образования; обеспечение доходов местного бюджета, включая трансферты и дотации, осуществление гибкой налоговой политики; а также получение доходов от использования муниципальной собственности, деятельности муниципальных организаций, приватизации имущества; обеспечение развития социальной инфраструктуры города, социальная поддержка и обеспечение занятости; обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, культуры, образования, физкультуры и спорта; обеспечение развития и содержания инженерной инфраструктуры города (транспорта, инженерных коммуникаций и сооружений, связи) информационной, экологической инфраструктуры; обеспечение развития рыночной инфраструктуры, создание условий для развития малого и среднего бизнеса.

     Можно выделить следующие специфические  характеристики муниципальной собственности:

     1) она обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства;

     2) часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета;

     3) выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс;

     4) создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью;

     5) наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии;

     6) используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.

     Муниципальную собственность можно определить как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы.

     Особенностями муниципальной собственности в России на современном этапе являются: формирование объектов муниципальной собственности в зависимости от функций, выполняемых отношениями муниципальной собственности в экономической системе и полномочий; неоднородность объектов муниципальной собственности как по значимости в муниципальном образовании, так и по их воздействию на жизнедеятельность населения этого образования; определенная дискретность, размытость владения субъектом муниципального образования объектами муниципальной собственности. Поэтому в муниципальном образовании происходит разделение функций собственника и пользователя объектами муниципальной, что вызывает существование скрытой формы антагонизма между присвоением и управлением объектами и отношениями муниципальной собственности.

     В состав муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. включены следующие виды имуществ:    

  -средства местного бюджета,

     -муниципальные внебюджетные фонды,

     -имущество органов местного самоуправления,

     -муниципальные земли и другие природные ресурсы,

     -муниципальные предприятия и организации,

     -муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,

     -муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,

     -муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,

     -другое движимое и недвижимое имущество. 17

     Имущество, предназначенное для коммерческого использования, должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам. Хотя в российских условиях не выявлено прямой зависимости эффективности использования имущества от того, какому собственнику, публичному или частному, эта собственность принадлежит. Критерий необходимости имущества для осуществления возложенных полномочий не может быть единственным. Для этого необходимы, прежде всего, финансовые средства. Поэтому сохранение в публичной собственности имущества, не отвечающего напрямую требованиям выполнения возложенных полномочий, но работающего на интересы местного сообщества и приносящего доход в бюджет, также может быть признано крайне актуальным. Принятые в муниципальную собственность социально значимые объекты требуют постоянного финансирования, а потому в собственности муниципалитетов должно быть имущество, не только служащее целям благоустройства, но и приносящее доход в городской бюджет, - для того чтобы в рамках целостности муниципального хозяйства путем перераспределения средств внутри этого единого хозяйства содержать бездоходную собственность за счет доходной.

     Для того чтобы процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местного сообщества, осуществлялся непрерывно, органам местного самоуправления постоянно требуются дополнительные средства для его регенерации. Эти средства могут быть либо предоставлены органам местного самоуправления в порядке бюджетного регулирования, либо заработаны ими самостоятельно.

     На  современном этапе развития экономики муниципальные образования России могут стабильно функционировать только при условии соблюдения на их территории динамического равновесия между капиталопоглощающими и капиталообразующими объектами муниципальной собственности. Этот принцип должен соблюдаться при формировании муниципальной собственности. В противном случае муниципалитет будет лишен возможности качественно и в полном объеме удовлетворять потребности местного сообщества.

     Стратегическая  задача управления собственностью состоит в обеспечении наиболее эффективного использования объектов муниципальной собственности в интересах местного сообщества, что позволяет увеличить доходы бюджета и будет способствовать росту чистого регионального продукта. Решение поставленной задачи возможно только через комплексный подход к управлению, с использованием совокупности нормативно-правовых, организационных и экономических инструментов.18  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Муниципальная собственность  как основа развития  экономических отношений  в системе муниципальных  образований

     Первоначально, на этапе становления рыночной экономики, муниципальная собственность рассматривалась как разновидность или особый уровень государственной собственности, что было обусловлено трактовкой этих категорий как проявлений общественной собственности. В ходе становления и развития различных систем хозяйствования некоторые экономисты, признавая муниципальную собственность, включали ее в многоуровневую систему государственной собственности, наряду с государственной и региональной собственностью, называя ее при этом «местной или коммунальной».19 Экономическое развитие собственности как основы существования системы муниципальных образований первоначально в российской науке было представлено в работах А.В. Бузгалина, Е.В. Красниковой, В.И. Кошкина, В.М. Нупыро, В.В. Радаева. Эти работы были посвящены исследованию макроэкономических процессов, и только в общем виде в них упоминалась и раскрывалась категория «местное хозяйство». В дальнейшем исследования стали носить более качественный, продуманный и законодательно обоснованный характер, но в них муниципальная собственность относилась к разновидности государственной собственности, при этом исследователи ограничивались только описанием этой взаимосвязи, сдержанно аргументируя и практически не анализируя ее в своих работах.

     Позднее, в современной экономической  и правовой литературе появляется точка  зрения о негосударственном характере  муниципальной собственности, о  ее выделении из государственного сектора  экономики. Так, Л.И. Абалкин отмечает, что муниципальная собственность не является «ни государственной, ни частной».20 Именно — эта характеристика муниципальной собственности, как особой, самостоятельной формы общественной собственности отвечает ее настоящему сущностному проявлению как объекта управления и как основы муниципальных образований. Подобная точка зрения в настоящих экономических условиях получила свое отражение в основных законодательных документах Российской Федерации: Конституции РФ и Гражданском Кодексе.21

Информация о работе Интеллектуальная и муниципальная формы собственности