Интеллектуальная и муниципальная формы собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение интеллектуальной и муниципальной собственности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие и сущность собственности;
-определить экономическое содержание интеллектуальной и муниципальной собственности;
-рассмотреть экономическую роль и место интеллектуальной и муниципальной собственности в системе рыночных отношений;
-раскрыть основные функции муниципальной собственности в общественно-экономической системе;
-определить основные тенденции развития интеллектуальной собственности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………….……3
Глава I. Понятие и содержание собственности в экономической теории……..5
1.1. Понятие и сущность собственности………..……………………………….5
1.2. Типы и формы собственности…………………………………………….....9
Глава II. Экономическая сущность муниципальной собственности……..…..16
2.1. Экономическое содержание и состав муниципальной собственности.....16
2.2 Муниципальная собственность как основа развития экономических отношений в системе муниципальных образований…………...……….……..22
Глава III. Сущность интеллектуальной собственности в современных условиях…………………………………………………………………………..32
3.1. Понятие интеллектуальной собственности и ее объекты………….……..32
3.2. Коммерческая ценность интеллектуальной собственности…….……..…38
3.3 Формирование и основные направления развития рынка интеллектуальной собственности…………………...………..………………...41
Заключение………...……………………………………………………….….....48
Список использованной литературы……………………………..……

Файлы: 1 файл

Копия ВВЕДЕНИЕ 2.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

     Минобрнауки России проводит большую работу по методическому обеспечению инновационной деятельности, организации и проведению выставок российских изобретений и разработок как в стране, так и за рубежом по подготовке кадров для инновационной сферы:

     подготовка  специалистов должна обеспечить на предприятиях научной сферы инвентаризацию и учет созданных объектов интеллектуальной собственности, их правовую охрану, анализ использования, качества и конкурентоспособности разработок, в том числе и на основе проведения патентных исследований, а также стоимостную оценку и выявление избыточных для предприятия активов, их реализацию путем уступки прав, переговоры с инвесторами и партнерами, подготовку лицензионных соглашений. Наличие подобных специалистов может положительным образом повлиять на развитие оборота объектов интеллектуальной собственности;

     контроль  за обеспечением правовой охраны и  использованием результатов, полученных за счет средств федерального бюджета. Для реализации контрольных и надзорных функций необходимо принять постановление Правительства РФ, которое бы определяло систему действий Роспатента по осуществлению контроля, перечень контролируемых федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц, а также систему контрольных показателей, которые предполагается использовать.

     Для стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий необходимо реформирование законодательства Российской Федерации, которое предполагает как разработку новых, так и изменение действующих законодательных актов Российской Федерации: проект закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий», а также проекты законов о передаче технологий, о фондах поддержки науки, инноваций и о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на стимулирование инновационной деятельности.

     Целями  совершенствования законодательных  актов следует считать обеспечение  и вовлечение результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот, стимулирование внедрения в производство новых технологий, создание условий для оценки эффективности расходования бюджетных средств на разработку и результаты научно-технической деятельности и определение правового статуса отдельных участников инновационного процесса, субъектов малого инновационного бизнеса, государственных научных центров и так далее.

     Необходимо  ввести в закон о науке общую  норму о том, что любые результаты научно-технической деятельности, созданные за счет или с привлечением бюджетных средств, закрепляются за организациями-исполнителями, если иное не предусмотрено законом или контрактом.

     Закрепление научно-технических результатов за Российской Федерацией должно ограничиваться случаями, когда соответствующие результаты создаются для нужд обороны и безопасности страны, а также когда государство берет на себя доведение соответствующих результатов до стадии промышленного применения.

     Необходимо  создать условия для развития малого инновационного бизнеса. В этих целях в законе о науке следует предусмотреть и определить понятие «субъекты малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере», а также закрепить общую обязанность государства оказывать таким субъектам поддержку, в том числе в виде представления льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и других ресурсов.

     Принципиально важным вопросом является учет и контроль за использованием научно-технических результатов. Необходимо в закон о науке включить общие нормы, соответствующие созданию, введению и развитию единой государственной системы учета результатов научно-технической деятельности, основанной за счет бюджетных средств.

     Порядок разработки и реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ определяется Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».26 Однако следует дополнить статью 4 этого закона указанием на то, что обязательным разделом прогноза развития Российской Федерации на соответствующий период является инновационная политика государства, а также определить содержание самого понятия «инновационная политика».

     Для решения проблемы стимулирования предполагается внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих введение льгот по уплате налога на прибыль, на имущество и НДС. Эти льготы должны распространяться на предприятия, занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе созданные за счет федерального бюджета.

     Материальная  заинтересованность в практической реализации полученных результатов должна присутствовать у всех субъектов инновационной деятельности, начиная от авторов-разработчиков до предприятий – исполнителей по государственным контрактам и договорам за счет средств федерального бюджета.

     Необходимы  разработка и внесение изменений и дополнений в федеральные законы о коммерческой тайне, об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности; в патентный закон, в закон – о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, в федеральный закон – о правовой охране топологий интегральных микросхем, в федеральный закон – о науке и государственной научно-технической политике, а также в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и федеральный закон – о приватизации государственного имущества и муниципального имущества.

     Все изложенные меры направлены на формирование государственной системы использования  результатов научно-технической деятельности, созданной за счет средств федерального бюджета. Реализация предлагаемых мер может привести к увеличению в 4-5 раз количества объектов на рынке интеллектуальной собственности. При этом следует ожидать как роста количества объектов интеллектуальной собственности, на которые распространяется режим патентной охраны, так и существенного увеличения количества объектов, охраняемых в режиме коммерческой тайны. Предусмотренное изменение федеральных законов обеспечит регулирование отношений, которые возникают при осуществлении инновационной деятельности, связанной с трансформацией идей в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы и способы производства услуг, используемых в практической деятельности, и в конечном счете обеспечит создание развитого рынка интеллектуальной собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В самом общем виде собственность — это отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и экономических благ.

     Для экономиста собственность — это экономические отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, прежде всего средств производства.

     Мы  рассмотрели две формы собственности: муниципальную и интеллектуальную.

     Муниципальная собственность это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. То есть основным признаком муниципальной собственности выделяется ее вещное содержание и принадлежность к муниципальному образованию.

     Экономическое развитие России сталкивается с рядом  трудностей, которые необходимо преодолеть с наименьшими потерями и в  экономическом, и в социальном плане. Стабильность экономического развития муниципальных образований даст толчок к росту эффективности экономики и стабильности государства. Муниципальная собственность становится главным фактором развития местного самоуправления в России. Она важнейший рычаг местного сообщества в развитии муниципальной экономики рыночного типа. Муниципальные власти обязаны использовать все свои ресурсы для создания эффективной, самообеспечивающейся муниципальной экономики.

     Интеллектуальная  собственность представляет собой  систему отношений присвоения средств и результатов интеллектуального труда. Объекты интеллектуальной собственности, являясь продуктом духовного творчества, выступают в качестве идеальных, нематериальных, уникальных, единичных, неповторимых, субъективных результатов, а также воплощением в какой либо вещной форме – авторской рукописи, научном отчете, монографии, картине, книге, скульптуре и т. д. К  объектам интеллектуальной собственности правомерно отнести и сам интеллект человека, т. к. он представляет одновременно средство и продукт интеллектуального труда.

     В современной экономике интеллектуальный потенциал страны как основа сферы интеллектуальной деятельности и науки в частности становится одним из важнейших ресурсов достижения национальных идей. Интеллектуальная  собственность является инструментом завоевания и удержания ниши рынка, источником высоких технологий и наукоемкой продукции. Пользующейся спросом, как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также является самостоятельным объектом сделки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Абалкин, Л.И. Многообразие видов  собственности и управления /Л.  И. Абалкин// ЭКО.-2005.-№1.- С.5-7.

     2. Байгулов, Р.М. Развитие интеллектуальной  собственности в условиях рынка  / Р. М. Байгулов. – Ульяновск:  УлГТУ, 2006. – С. 16-23.

     3. Бондарь, В. В. Муниципальная собственность в РФ: особенности формирования и развития / В. В. Бондарь // Экономические науки. – 2006. - №4. – С.32-40.

     4. Галаева, Е.В. Макроэкономика/Е. В. Галаева и др. - М.:Экзамен, 2003. – С. 26-32.

     5. Журавлева, Г.П.   Экономика/ Г. П. Журавлева. — М.:Оникс, 2004. — С. 514-521.

     6. Красникова, Е. В.Теория переходной экономики / Е.В. Красникова.- М.: Флинта, 2003.- 33с.

     7.Кураков, Л. П. Экономическая теория / Л. П. Кураков. – Казань: Вече, 2007.- с. 98-102.

     8.Леви, А. В. Муниципальная собственность: проблемы формирования / А. В. Леви // Муниципальная власть.-2007.-№1.-С.56-57.

     9.Леонтьев, Б. М. Развитие рынка интеллектуальной  собственности в России / Б. М.  Леонтьев // Журнал для акционеров.- 2009.- №3.-С.45-47.

     10. Экономика / отв. ред. Е.Н. Лобачева. — М.: ИНФРА-М, 2006. — С.76-79.

     11. Янова, В.В. Экономика: курс лекций/В. В. Янова. — М.: Дрофа, 2005. — С. 63-70.

     12. http://ww w.intb.ru/docs/materiali/Tema 5.doc

     13. http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/5_33.html

     14. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=61724

     15. http://www.garant.ru/law/10004758-005.htm

     16. http://revolution.allbest.ru/law/00145162_0.html

     17. http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats3/b56.htm

Информация о работе Интеллектуальная и муниципальная формы собственности