Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:02, реферат
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему
мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная
ли это экономика или же распределительная.
Введение................................3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике...............4
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику......5
1.2. Задачи государственного регулирования............7
Глава 2. Функции государственного регулирования..............8
2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста......9
2.2. Обеспечение занятости....................9
2.3. Регулирование цен.......................10
2.4.Создание правовой основы...................11
2.5. Распределение ресурсов....................11
2.6. Регулирование рынка труда.................12
2.7 Обеспечение социальной защиты....................12
2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды.............13
2.9. Региональная политика.....................14
2.10. Реализация национальных интересов...............14
2.11. Основные направления экономической деятельностигосударства..16
Глава 3.Методы государственного регулирования рыночной экономики....17
3.1. Требования к методам регулирования экономики..........17
3.2. Воздействие на рыночный механизм.............18
Заключение.............................21
Список литературы.........................23
иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере,
систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы,
разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.
2.7 Обеспечение социальной защиты
Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития
общества сферах, обязательным элементом государственной политики
перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и
социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в
результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры
доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не
владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им
нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в
конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети,
люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные,
которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду.
Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное
распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт
благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят
производством общественных товаров, их содержание становится заботой
государства, а не рынка.
Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в
перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного
механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право
человека на
достойное существование в
хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало
времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными
социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате
расширились экономические функции государства, активно включившегося в
перераспределение доходов.
Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости,
инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим,
осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.
2.8 Сохранение и улучшение
В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и
улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную
экспертизу проектов
строительства новых
безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред
здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на
восстановление разрушенной природной среды.
2.9 Региональная политика
Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при
воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических
и прочих нерыночных факторов.
2.10 Реализация национальных
Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение
государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над
международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные
курсы, управление платежными балансами и многое другое.
Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство,
пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную
политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу
предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует
деловую активность
и использование имеющихся
За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и
социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований
производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство
общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства
производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль
внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и
многие другие. Это так называемые классические функции государства,
составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.
Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием
общества, с изменениями
в структуре общественного
его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни
возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов:
установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания
человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени
отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные
виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное
обучение и т.д.
К исключительной
прерогативе государства
интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно
является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов,
социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации
контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики.
Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями,
составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен
отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной
энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом,
связью и др.
В последнее
время появилась тенденция
государственного
регулирования различным
ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными
структурами.
Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей
роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм
осуществления функций государства в рыночной экономике.
Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему
отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные
ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает
предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в
технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную
защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в
народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое
качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области
научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают
те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства
в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление
экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.
2.11 Основные направления
Таким образом,
основными направлениями
являются:
1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что
предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную
профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной
системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь
восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать
многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного
управления, образовывать
действенную систему
другое.
2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально
допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих
экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или
неэффективность.
3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного
законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения,
банковской системы и др.
Глава 3. Методы государственного регулирования рыночной экономики.
3.1 Требования к методам
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым
рыночная система
предъявляет следующие
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные
связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное
распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды,
талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п.
Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с
себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив,
государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на
экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного
инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем
при административном ценообразовании.
Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если
государство полагается исключительно на административные методы, то оно
способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в
рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в
ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.