Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Понять суть и особенности государственного долга.
Понять сущность проблемы государственного долга различных стран.
Оценить экономическую стабильность в целом по миру.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие государственного долга. Функции государственного долга…………6
1.1 Обслуживание государственного долга………………………………………..6
1.2 Виды государственного долга…………………………………………………..8
1.3 Государственный дефицит и причины возникновения государственного
долга…………………………………………………………………………………12
1.4 Управление государственным долгом и проблемы его управления……..…16
2 Государственный долг Греции……………………………………….21
2.1 Минусы Греческой экономики………………………………………………...21
2.2 Последствия европейского кризиса для Греции……………………………...22
2.3 Предпосылки формирования греческого государственного долга…………27
2.4 Еще один греческий долг……………………………………………….……..32
Заключение…………………………………………………………………………35
Используемая литература…………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

гос долг.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОФСОЮЗОВ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: макроэкономика_____________________________________

 

Тема: Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом.

Студент 1 курса

Очного факультета

Специальность экономика

Первухин Илья Александрович

Санкт-Петербург 2011Регистр №

 

Регистрационный №________________ «______»_____________201__г.

                                    Дата поступления работы в  Университет

Оценка___________________________ «______»_____________201__г.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ_______________________________/Молдован_А.А.__                                                             

                                                           Подпись                             Фамилия

 

 

Регистрационный №________________ «______»_____________201__г.

                                    Дата поступления работы в  Университет

Оценка___________________________ «______»_____________201__г.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ __________________/Молдован___________________

                                       Подпись                             Фамилия

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Понятие государственного  долга. Функции государственного  долга…………6

1.1 Обслуживание государственного долга………………………………………..6

1.2 Виды государственного долга…………………………………………………..8

1.3 Государственный дефицит  и причины возникновения государственного 

долга…………………………………………………………………………………12

1.4 Управление государственным  долгом и проблемы его управления……..…16

2 Государственный долг Греции……………………………………….21

2.1 Минусы Греческой экономики………………………………………………...21

2.2 Последствия европейского кризиса для Греции……………………………...22

2.3 Предпосылки формирования  греческого государственного долга…………27

2.4 Еще один греческий долг……………………………………………….……..32

Заключение…………………………………………………………………………35

Используемая литература…………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

  В современное  время нет ни одной страны, у которой отсутствовал государственный  долг. Не важно, какой он - внутренний  или внешний. Особенно после прошедшего в 2008 году кризиса, проблема государственного долга стала наиболее актуальна. Это произошло из-за того, что многим странам требовалась материальная помощь, для ликвидации последствий данного кризиса. Из-за этого стали появляться и расти долги. В роли основного кредитора стали выступать МВФ и ЕЦБ. Некоторые страны пострадали в большей мере это, например Греция, Португалия и Италия. Но не все страны, которые берут кредиты, становятся способными впоследствии его вернуть. В этом и состоит специфика управления государственным долгом. Нужно тщательно контролировать ситуацию, чтобы не погрузиться в состояние дефолта. Так, например государственный долг США в значительной мере превышает ВВП страны. И если страны-кредиторы не смогут справиться со своим долгом, то скорее всего их ждет полный крах, который ни коем образом не скажется положительно на населении государства.

  Порою, нестабильная  экономика в стране может вызвать  дисбаланс жителей данного государства,  следствием которого могут стать не просто мелкие хулиганства, а то и революция. В общем, кровопролитие вполне может быть.

 Для этого и необходимо  углубиться в проблемы управления  государственным долгом и госдолга  как такового. Для этого необходимо полностью углубиться в изучение данной проблемы.

  Безусловно, правительство  любой страны мечтает о том,  чтобы полностью избавить страну  от государственного долга. Но, к сожалению, в условиях нынешней  экономической системы невозможно  полностью избавить страну от долга. Единственное что можно, это свести его к минимуму. Сделать его наиболее несущественным и не заметным для страны. Примером может стать Россия, которая на начало десятилетия оказалась в огромных долгах, а после смены политического строя смогла погасить большую часть этих долгов.

  Для этого стоит  рассматривать страну -должницу  не только на макро, но и  на микро уровне. Ведь сами  предпосылки формирования государственного  долга лежат в самой стране, в ее азах. Порою, небольшая  допущенная ошибка или халатность, являющаяся не значительной в одно время, может стать серьезнейшей проблемой в другое.

  Так же количество  государственного долга в стране  влияет на ее авторитет. Если  на государстве весит большой  долг, то соответственно в данной  стране проблемы с экономической  системе и ставить ее впереди планеты всей нет ни какого смысла. При этом сам народ, наблюдая за происходящим, выдвигает недовольство данной политикой - это приводит и к расшатыванию политической системы.

  Так же необходимо  знать к чему может привести  государственный дефицит. Это необходимо для того, чтобы узнать «врага» в лицо. Лишь осознав, к чему это все приведет можно адекватно делать выводы и направить развитие экономики в правильное русло. Еще не менее важно уметь строить прогнозы, что бы правильно принимать решение в нависшей противоречивей, а  порой и конфликтной ситуации. Плюс стоит научиться развиваться не суверенно, полностью изолировавшись от всего происходящего вне страны, а опираясь на знания и, порою горький, опыт других стран.

  Только попытавшись, все это понять и разобравшись, можно строит адекватные выводы. И в этом я и собираюсь разобраться при помощи далее следующего.

  Тема моей работы: Государственный долг и проблемы  управления государственным долгом (на примере Греции).

            Цель исследования:

  • Понять суть и особенности государственного долга.
  • Понять сущность проблемы государственного долга различных стран.
  • Оценить экономическую стабильность в целом по миру.

          Методы:

    • Анализ статей газет и журналов.
    • Использование статистических данных.
    • Изучение экономики и политики отдельных стран.
    • Использование теоретических знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие  государственного долга. Функции государственного долга.

 

1.1 Обслуживание государственного  долга:

  Гocудaрcтвeнный дoлг как таковой стоит рассматривать с двух аспектов: когда государство играет функции заемщика и когда оно же выступает в роле кредитора. Когда государство выполняет вторую функцию, то в стране начинает расти  задолженность (под задолженностью понимается вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных наймов с начисленными процентами, которые должны быть выплачены). Причем эти самые долги могут быть как внутренними, так и внешними. Подробно каждую из этих категорий мы рассмотрим чуть позже.

  Историческое развитие государственного долга в капиталистических странах показывает, что рост государственного долга обусловлен главным образом увеличением военных расходов. В период после второй мировой войны государственный долг возник в связи с постоянным ростом расходов по вмешательству в экономику. Одной из причин этого является национализация отраслей промышленности и банков в ряде капиталистических стран, поскольку их владельцы в качестве компенсации получения облигаций государственных займов, приносящие фиксированный доход.

  Существование бюджетного  дефицита ведет к тому, что  органы государственной власти  прибегают к различным мерам  по увеличению доходной части  бюджета, например, посредством увеличения  процентных ставок по обязательным  платежам в бюджет, введения новых налогов и т.п. Но в силу кризисного состояния экономики, отсутствия средств у хозяйствующих субъектов данные меры не приводят к желаемым результатам. Следовательно, необходимы другие источники покрытия текущих расходов. Таковыми являются заемные средства в виде кредитов, средств, полученных от размещения ценных бумаг и т.д.

  Однако привлечение  заемных средств образует задолженность  органов государственной власти, что ведет к формированию государственного  долга. В свою очередь, возникает  необходимость обслуживания государственного долга, а этот факт в практике Российской Федерации является достаточно проблематичным. Примером тому служит неспособность Правительства РФ погашать долги (в отличие от способности брать в долг), что привело к кризису, официально объявленному им 17 августа 1998 г. Аналогичная ситуация возникла и по долгам субъектов РФ, включая Республику Татарстан.

  Кредитные отношении  существуют не только внутри  каждой страны, но и между государствами  как одна из форм вывоза  капитала. Отсюда международный кредит-это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Поэтому внешний долг как результат международных кредитных отношений включается в состав долга государств. В капиталистической финансовой практике применяются несколько понятий долга: общегосударственный долг, долг центрального правительства, часто называемый государственным долгом, долги местных органов власти и долги государственных предприятий.

  В общегосударственный  долг, включается долг центрального  правительства, задолженность местных органов власти.  Государственных корпораций, предприятий и прочие долги. Соотношение этих частей долга отражает особенности исторического развития капиталистических стран. Однако тенденция централизации финансовых ресурсов, присущая государственно-монополистическому капитализму, проявляется и в сфере государственного долга.

  В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизируется, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального Банка для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги.

  В результате  возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные  бумаги являются одновременно  и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бумагами, идет не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный долг начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга стало самовоспроизводящимся процессом.

  Все средства, поступающие в бюджет от заимствований,  включая средства, расходуемые на  обслуживание и погашение государственного  долга, отражаются в бюджете  как источники финансирования  дефицита бюджета. 

  Таким образом, обслуживание государством долга влечет за собой большие экономические трудности, так как на это требует больших финансовых расходов.              

1.2Виды  государственного долга:

  Внутренний  государственный долг- это внутренняя  задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств, для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках.

  Внешний государственный  долг - суммарные денежные обязательства  страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним  кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность  страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы.

  В странах с  твердой и свободно конвертируемой  валютой нет деления на внешние  и внутренние долги. В этих  странах существует понятие национальный долг. Так, государственный долг США накапливался в течение нескольких десятилетий бюджетного дефицита, и в 1999 г. он составил 5,76 трлн дол. На его обслуживание США ежегодно расходует от 15 до 20% бюджета. Национальный долг Великобритании равен 337 млрд фунтов стерлингов, на его обслуживание расходуется 7% бюджета.

  Внешний государственный  долг может взиматься:

1) Правительством страны  и субъектами федерации (руководством  областей и городов)

2) Кредитно-финансовыми  организациями (банками, фондами и т.п.)

3) Напрямую крупными  предприятиями страны

4) У кредитно-финансовых  организаций других стран.

  Валовой внешний  долг (ВВД) представляет собой  непогашенную сумму фактических  и ничем не обусловленных обязательств  резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и процентов, на определенный момент времени. Особо большие проблемы с валовым внешним долгом у Украины(120 млрд.) и Казахстана(114,6 млрд.).

Информация о работе Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом