Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Понять суть и особенности государственного долга.
Понять сущность проблемы государственного долга различных стран.
Оценить экономическую стабильность в целом по миру.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие государственного долга. Функции государственного долга…………6
1.1 Обслуживание государственного долга………………………………………..6
1.2 Виды государственного долга…………………………………………………..8
1.3 Государственный дефицит и причины возникновения государственного
долга…………………………………………………………………………………12
1.4 Управление государственным долгом и проблемы его управления……..…16
2 Государственный долг Греции……………………………………….21
2.1 Минусы Греческой экономики………………………………………………...21
2.2 Последствия европейского кризиса для Греции……………………………...22
2.3 Предпосылки формирования греческого государственного долга…………27
2.4 Еще один греческий долг……………………………………………….……..32
Заключение…………………………………………………………………………35
Используемая литература…………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

гос долг.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

  Реструктуризация  производится тогда, когда страна  не может осуществлять выплаты  в соответствии с первоначальными  соглашениями о представлении  займа. Жизнь страны, обремененной  внутренними и внешними долгами,  требует ресурсов, то есть эффективного управления государством. 

 

1.4 Управление государственным долгом  и проблемы его управления:

  Бюджет, задолженность  и валютная политика неразрывно  связаны между собой: государственный  долг влияет на экономический  рост, валюту, инфляцию, ставка рефинансирования, занятости, инвестиций в экономике в целом и реальный сектор экономики, что привело к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушение воспроизведения меры государственного регулирования, снижения экономического роста. Рано или поздно, заимствования будут за пределами возможностей государства, которые требуют сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с обслуживанием долга. Необоснованная фискальная, денежно-кредитная и курсовая политика вызывают неуверенность на финансовых рынках в отношении  инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Особенно это касается стран, развивающихся и формирующих рынок ценных бумаг, кредитов, по которым заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно повлиять на развитие финансовых рынков и экономический рост. Чрезмерный рост государственного долга представляет собой угрозу для экономической безопасности и стабильности в бюджетной системе.

  Национальный долг  может быть полезен только  в период устойчивого экономического  роста. В фазе экономического  спада  государственный долг  в значительной мере ухудшает  государственных финансов, повышая  риск долгового кризиса, и, следовательно, приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для России, государственный долг является экономической проблемой, и никто из преимуществ экономики государства не работает. Но тем не менее в последние годы наша страна почувствовала значительное облегчение по сравнению с девяностыми годами и госдолг составляет всего 1,5% от размера ВВП.

Рис.2 государственный долг России, % ВВП

 

В условиях экономической  нестабильности ряда стран, особенно в  странах Европы, проблема управления государственным долгом приобрела особенно актуальное значение. На данном этапе существует объективная необходимость разработки и реализации качественно новой долговой. Целью данной работы является обзор действующей долговой политики, выделение проблемных аспектов и поиск путей решения долговых проблем.

  Проблемы управления  государственным долгом, который  является основным инструментом  макроэкономического регулирования,  является важнейшим и приоритетным  направлением долговой политики, которая в современных условиях должна быть более взвешена.

  Так, например, учитывая  благоприятную конъюнктуру на  мировом энергетическом рынке,  российскому правительству удалось  добиться рекордных показателей:  при объеме ВВП в 31 трлн. руб. (1,3 трлн. долл.) по итогам  2007 объем внешнего государственного долга составлял около 4% ВВП. Это определило рост внутренних заимствований, снизилась относительная нагрузка на бюджет расходов по обслуживанию долга. Но отсутствие государственной инвестиционной политики, политики развития ведущих наукоемких отраслей экономики определило использование нефтегазовых доходов, которые аккумулировались в Стабилизационном фонде РФ, позднее преобразованном в два самостоятельных фонда – Резервный и фонд будущих поколений, в качестве финансового актива, вкладывая в ценные бумаги иностранных эмитентов для получения символических доходов.

  В ситуации, когда  государство, располагая значительными  финансовыми активами, не вкладывает  их развитие экономики и социальной  среды, банки и предприятия  вынуждены осуществлять заимствования за рубежом. Из-за этого возрастает внешний корпоративный долг.

  В то же время  попытки инвестирования средств  резервного фонда в социальную  сферу только перераспределяет  бремя долга на будущие поколения,  и если учитывать провальную политику привлечения средств населения через использование пенсионных накоплений граждан и в государственных, и негосударственных пенсионных компаниях, то можно сказать, что государство ведет необоснованную и непродуманную долговую политику. При этом осуществляется подмена понятий государственные расходы на социальную сферу понятием государственные «инвестиции», которые идут ,главным образом, из Резервного фонда на покрытие бюджетное дефицита.

  Также в рамках  проводимой налоговой политики  страны могут списывать задолженности другим странам, например, в обмен на право участия в разработке нефтяных месторождений и реализации других инфраструктурных проектов в этой экономически и политически нестабильной стране. Но в некоторых случаях это не рационально, так как эта сумма могла пойти на обслуживание долга данной страны. Стоит отметить, что политика списаний долгов является приемлемым инструментом для лоббирования государственных интересов на мировой арене, практика списания долговых обязательств показывает, что долг часто может погашаться за счет выгодных стране поставок товаров и имущественных сделок (поставки драгоценных камней, титана).

  Особенно остро  стоит проблема неэффективного  бюджетного планирования и прогнозирования:  проектируемые доходы бюджета на 2008 год сильно отличались от реальных, что касается и расходов, которые отличаются неэффективностью, а те «свободные» активы не  инвестируются в национальную экономику, но при этом вкладывается в иностранные ценные бумаги. Данный факт невольно заставляет задуматься об обоснованности и иногда и законности таких вложений.

Важным условием совершенствования  долговой политики является сопоставление  достигнутых объемов и нормативных  значений размера дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта федерации, муниципального образования, предельных объемов внешних и внутренних заимствований, которые устанавливаются на финансовый год.

Для характеристики изменения  долговой ситуации следует использовать следующие индикаторы: отношение  внешнего долга к ВВП – для  определения способности государства погасить долг, отношение расходов на обслуживание госдолга к доходам от экспорта – определяет ресурсную способность погашать долг, отношение объема валютных резервов к объемам краткосрочного долга, и другие. Данные индикаторы наряду с показателями состав и структуры долга дают представление о реальном состоянии долга, оценку качества и надежности долговых обязательств, что способствует принятию адекватных мер для изменения ситуации, например, меры по снижению импорта, стимулирования экспорта, присвоению международных кредитных рейтингов.

Противоречивые тенденции  использования кредитных и денежных потоков в механизмах бюджетной  системы стран обуславливают  необходимость проведения более  совершенной политики управления совокупным внешним и внутренним долгом, которая, в первую очередь, должна быть направлена на сбор и анализ оперативных данных о всей системе совокупного долга в рыночной стоимости вместо номинальной, законодательное закрепление более эффективных индикаторов долговой устойчивости, установление конкретных жестко контролируемых предельных значений размера и структуры государственного долга вместо ныне формально действующего. Также следует разграничить, и если в этом есть необходимость четко закрепить полномочия по управлению государственным долгом за соответствующим органом исполнительной власти, обязать составлять и опубликовывать отчетность и детальный анализ долговой ситуации не реже 4 раз в год, что обеспечит прозрачность управления долгом, а в перспективе эффективность и адекватность этого управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственный  долг Греции.

2.1 Минусы Греческой  экономики: 

  Греция обладает  высоким уровнем жизни и имеет  очень высокую строчку рейтинга - двадцать девятую в мире на 2011 год и 22-ую по на 2005 по уровню жизни в стране. По данным Евростата, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности стандартов (ППС) составлял 94 процентов от среднего по ЕС в 2008 году. 

  Основными отраслями  промышленности Греции являются: туризм, судоходство, промышленные товары, продукты питания и табачных изделий, текстиль, химикаты, изделия из металла, горная и нефтяная промышленность.  Рост ВВП Греции, с начала 1990-х годах был выше, чем в среднем по ЕС.  Тем не менее, греческая экономика также сталкивается с серьезными проблемами, в том числе быстрый рост уровня безработицы, неэффективного государственного сектора бюрократии, уклонение от уплаты налогов, коррупции и низкой глобальной конкурентоспособности.

  Греция имеет низкие  показатели, по сравнению с ЕС, индекса восприятия коррупции,  индекса экономической свободы  и глобального индекса конкурентоспособности  , занимая лишь семьдесят восьмое  место в рейтинге. Коррупция в  стране считается основной причиной кризиса и основной причиной того, почему страна не может расплатиться со своими долгами.

 После 15 лет непрерывного  экономического роста, Греция  вошла в рецессию в 2009 году. Показателем тенденции чрезмерного  кредитования в последние годы  является то, что отношение кредитов к экономии превысил 100% в течение первой половины года.

Рис.3 (Тенденции греческого долга по сравнению со странами ЕС с 1999 по 2010г.)

 

 К концу 2009 года, греческая экономика оказалась  (на основании данных пересмотренных 15 ноября 2010 года в части из-за реклассификации расходов) перед высоким дефицитом бюджета и государственного долга к ВВП, в странах ЕС.  2009 дефицит бюджета составил 15,4% от ВВП.  Это, а также рост уровня задолженности (127% от ВВП в 2009 г.) привело к повышению стоимости долга, что привело к серьезному экономическому кризису. Греция обвиняется в попытке скрыть точное число его огромного дефицита бюджета в связи с глобальным финансовым кризисом. Это стало результатом массивного пересмотр бюджета на 2009 год прогноз дефицита нового социалистического правительства избран в октябре 2009 года, с "6-8%" (по оценкам предыдущего правительства) до 12,7% (впоследствии пересмотрены 15,4%).

  Греческая рабочая  сила, которая насчитывает около  5 миллионов. Она занимает второе место по количеству рабочих часов в год, в среднем по странам ОЭСР, после Южной Кореи. По публикации в греческом журнале статистике, каждый горек работал 1900 часов в год.

  В результате продолжающегося  экономического кризиса, промышленное  производство в стране сократилось  на 8% в период с марта 2010 года  и в марте 2011 года. Один из  наиболее пострадавших секторов  была швейная промышленности, традиционный  оплот экономики.  В то время как объем строительной деятельности снизился на 73,1% в период с января 2010 года и января 2011 года. Кроме того, в обороте розничной торговли произошло снижение на 9% в период с февраля 2010 года и феврале 2011 года. 

  В период между  2008 и 2011 годов безработица взлетела, от поколения низких 7,2% во втором и третьем кварталах 2008 года до уровня в 16,6% в мае 2011 года, оставив более 820 тысяч безработных. В конечном квартале 2010 года безработица среди молодежи достигла 36,1%.

2.2 Последствия европейского кризиса для Греции:

  Евро  - официальная  валюта в 17 странах (Австрия,  Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия,  Франция, Эстония). Валюта, используемая  в 9 государствах, 7 из них - европейские. Таким образом, евро - это единая валюта для 320 миллионов европейцев. И среди этих стран появилась одна, которая тянет валюту к полному краху.

  В 2004 году Греция  была среди лучших 29 наиболее  развитых стран мира.  Сегодня, в 2011 году долг составляет более 300 миллиардов евро.  Что случилось с экономикой, чтобы вызвать такие катастрофические выполнения заказа? Виной всему кризис, с которым столкнулась вся евро зона.

  Еще пару лет  назад никто и подумать бы  не смог, что еврозона столкнется с такой глобальной и серьезной проблемы, как кризис, который хорошенько потрепал страны. Но в значительной мере досталось Греции, экономическая политика которой не смогла справиться с нависшей над ней проблемой. Для преодоления кризиса стране приходилось брать огромные долги у стран ЕС. Причем, не успев рассчитаться с одним долгом, она брала второй, третий и так далее, тем самым загоняя себя в долговую яму все глубже и глубже. Теперь Греция задолжала настолько огромные суммы, что, даже по прогнозам самых оптимистичных аналитиков, вряд ли сможет выплатить суммы в полном размере. По последним данным долг Греции составляет порядком 300 млрд. евро.

  Премьер-министр Греции  Георгиос Папандреу объявил жесткие  меры экономии, направленные на  сокращение высокого государственного долга его страны, который в четыре раза превышает допустимый. Он обосновал свои действия огромным давлением со стороны ЕС.

  Опасения евро  распада достигли точки, когда  Европейский центральный банк  посчитал своим долгом проанализировать, что бы произошло, если бы страна покинула евро союз и стала полностью независимым государством, со своей собственной валютой. Это помогла бы сохранить стабильность единой европейской валюты и предотвратить денежную политику от краха. Последние события, возможно, увеличивают риск отделения, хоть и скромно, а также необходимость устранения Греции ЕС и ЕВС.

Информация о работе Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом