Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Понять суть и особенности государственного долга.
Понять сущность проблемы государственного долга различных стран.
Оценить экономическую стабильность в целом по миру.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие государственного долга. Функции государственного долга…………6
1.1 Обслуживание государственного долга………………………………………..6
1.2 Виды государственного долга…………………………………………………..8
1.3 Государственный дефицит и причины возникновения государственного
долга…………………………………………………………………………………12
1.4 Управление государственным долгом и проблемы его управления……..…16
2 Государственный долг Греции……………………………………….21
2.1 Минусы Греческой экономики………………………………………………...21
2.2 Последствия европейского кризиса для Греции……………………………...22
2.3 Предпосылки формирования греческого государственного долга…………27
2.4 Еще один греческий долг……………………………………………….……..32
Заключение…………………………………………………………………………35
Используемая литература…………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

гос долг.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

Валовой внешний  долг, включает в себя как государственный, так и негосударственный внешний долг.

  Внутренний государственный  долг возникает как результат  дефицита бюджета и выпуска  облигаций государственного займа  для его покрытия. В этом случае  государство выступает должником  по отношению к тем, кто приобретает его облигацию.

  Публичный долг, который  также называют "государственный  долг", включает в себя деньги, причитающиеся с правительством  перед кредиторами в пределах  страны (внутренний долг), а также  для международных кредиторов (иностранных  или внешнего долга). Есть два стандартных способа измерить масштабы государственного долга: валовые финансовые обязательства в процентах от ВВП, или чистые финансовые обязательства в процентах от ВВП.

  Различия между  такими понятиями как «валовой  долг» и «чистый долг» очень велик для некоторых стран. Например: «валовой долг Японии будет 204,6%, а чистый долг будет 121,5%.». Более того, некоторые аналитики считают долг более подходящей меру чистого долга, измеряя ситуацию той или иной страны. Однако, так как не все правительства включают же типа финансовых активов в своих расчетах, определении чистого долга варьируется от страны к стране и делает страны к стране сравнений сложно. Таким образом, валовой долг в процентах от ВВП наиболее часто использует соотношение государственного долга.

  Государства могут  занимать путем выпуска облигаций,  казначейских векселей или ценных  бумаг или за счет заимствования  непосредственно из таких   международных организаций, как:  Международный валютный фонд  и Всемирный банк.

  Правительственный дефицит представляет собой разницу между доходом и государственных расходов в течение одного года. Бюджетный дефицит возникает, когда расходы государства превышают доходы.

  Часть полученных  государством налогов используется  в погашении государственного долга. Это может оказать разрушительное влияние на долгосрочный экономический рост, страны с высокой задолженностью, как правительство должно выделить значительную часть своих ресурсов на выплату процентов по долгу, а не инвестировать в школы, здравоохранение, инфраструктура и других областях, которые могли бы облегчить долгосрочного роста.

  2007-2009 финансовый  кризис привел к резкому увеличению  государственного долга многих  развитых странах, причем многие  из них переживают свой ​​высокий  уровень задолженности со времен «Второй мировой» войны. Это было в значительной степени из-за  увеличения задолженности за счет снижение налоговых поступлений.

  Государственный  долг в процентах от ВВП  в странах ОЭСР(организации экономического  сотрудничества и развития ) в целом колебался от 70% в 1990-х годах, до 90% в 2009 году и, по прогнозам, вырастет почти до 100% ВВП к 2011 году, возможно, что он еще возрастет в следующем году.

  Рост государственного  долга было замечен не только  в странах с длинной историей этой проблемы- такие, как Япония, Италия, Бельгия и Греция - но и в странах, где она была относительно низкой и возникла сравнительно недавно - такие, как США, Великобритания, Франция , Португалии и Ирландии.

 

Рис.1 карта государственного долга всех стран мира

 

  Многие аналитики  считают, что этот высокий уровень  долга неустойчив во многих  странах. Действительно, впервые  месяцы 2010 года некоторые спекулянты  делали ставку на русское «авось»,  в частности на такие страны, как  Греция и Португалия. Обострение это было утаено рейтинговыми агентствами таких стран, как Испания и Португалия. Даже такие страны , считавшиеся способными справится с огромными долгами - прежде всего, США - находятся под угрозой того, что основные кредиторы страны, такие как Китай могут прекратить финансирования и перестанут покупать американские продукции. В Великобритании тоже замечен рост государственного долга, причем тенденция будет продолжаться в течение ближайших двух лет.

  Некоторые страны  находятся в лучшем положении  - в частности, Австралия, также Канады, Франции и Германии. Однако и здесь, особенно во Франции,  прогнозируется рост долга в течение следующих 12 до 24 месяцев. Соотношение долга Кореи выросло более чем на 8% в год с 1990 по 2007 год. Тем не менее, она росла с очень низкого уровня базовой ставки, так что его коэффициент задолженности является одним из самых низких в ОЭСР.

  Многое было сделано,  чтобы выйти из долгового кризиса  в европейской зоне. И прогнозы  оказались утешительными- в  2009-2011 валовой долг по европейской зоне на более низком уровне, чем в странах ОЭСР в целом,  взятые по отдельности. Есть некоторые страны европы - Австрии, Германии, Нидерландов, Люксембурга, Испании и Финляндии, например, - которые имеют более скромные уровни долга. Тем не менее, проблемы в некоторых странах - Греция, в частности - спровоцировали то, что называют "кризисом доверия" в еврозоне в целом и в устойчивости единой европейской валюты.

- возможна более глубокая  интеграция в еврозоне (а не  только экономическая, но политическая) по сравнению с распадом.  Евросоюз является предметом интенсивных дебатов.  Бывший председатель Федеральной резервной системы США ,Пол Волкер, выразил озабоченность по поводу возможного распада Евросоюза. Однако, глава МВФ Доминик Стросс-Кан признал, что доверие к руководству Евросоюза было потрясено в любом случае.  Он предсказал реальную угрозу распада евро зоны.

1.3 Государственный дефицит и причины  возникновения государственного  долга:

  Государственный  долг по своей экономической  сути определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях срочности, платности и возврата.

  Государственный  внутренний долг состоит из  задолженности, возникающей ежегодно по новым долговым обязательствам правительства. Он формируется в результате выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов и возникновения других долговых обязательств.

  Государственный  внешний долг состоит из:

• займов на финансирование государственного бюджета и погашение внешнего государственного долга;

• займов на поддержку  национальной валюты;

• займов на финансирование инвестиционных и институциональных  проектов;

• гарантий иностранным  контрагентам по выполнению контрактных обязательств, в связи с некоммерческими рисками;

  Когда в экономике  растут доходы, то растут и  сбережения, которые должны быть  использованы домашними хозяйствами,  фирмами и правительством.  Создание  долга - это механизм, посредством  которого сбережения передаются экономическим агентам, осуществляющим расходы.  Если домохозяйства и фирмы не склонны к заимствованиям, то частная задолженность растет недостаточно быстро чтобы поглотить растущий объем сбережений.  Итак, чтобы экономика не отошла от состояния полной занятости ресурсов, эти сбережения должны быть использованы государством путем прироста государственного долга.

 Государственный долг  по - это общий размер накопленной  задолженности правительства владельцам  государственных ценных бумаг,  равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков.  Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долга государства.  Внутренний государственный долг - задолженность государства домохозяйствам и фирмам данной страны, которые владеют ценными бумагами, выпущенными ее правительством.  Внешний государственный долг  - это задолженность государства перед иностранными гражданами, фирмами, правительствами и международными финансовыми организациями.

 Основными причинами  создания и увеличения государственного долга являются:

 • увеличение государственных  расходов без соответствующего  роста государственных доходов; 

 • циклические  спады и автоматические стабилизаторы  экономики; 

 • сокращение налогов  в целях стимулирования экономики  без соответствующей коррекции (уменьшение) государственных расходов;

 • влияние политических  бизнес-циклов - чрезмерное увеличение  государственных расходов накануне  выборов с целью завоевания  популярности избирателей и сохранения  власти.

 Существует положительная  взаимосвязь между размерами бюджетного дефицита и государственного долга.  Бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а возрастанием долга, в свою очередь, требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание и тем самым увеличивает бюджетный дефицит.

 На объеме бюджетного  дефицита отражаются все изменения  в величине государственного  долга, в том числе обусловленные  влиянием инфляции.  Именно поэтому  важно, чтобы государственная  задолженность измерялась также  в реальных, а не только в  номинальных величинах.  Вспомним, что бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами.  Часть расходов - это процент, уплачиваемый по государственному долгу и равен I• DG, где DG - объем государственного долга, а I - номинальная процентная ставка.  Реальные расходы включают только реальный процент по государственному долгу r.  Согласно уравнению Фишера, реальный процент является номинальным за исключением процента инфляции: r = и +х.  Следовательно, реальная величина бюджетных расходов меньше номинальной на величину DG •х.  Фактический бюджетный дефицит за исключением инфляционной части процентных платежей (операционный дефицит) можно подсчитать с помощью такой формулы:

OBD = ВД – DG,

 где: OBD - операционный  бюджетный дефицит; BD - фактический бюджетный дефицит; DG - размер государственного долга на начало года; Х  - Темп прироста инфляции за год %.

 В условиях инфляции  оглашаемых в отчетах бюджетный  дефицит завышается на величину DG?.  При высоких темпах инфляции  эта величина может быть весьма значительной.  Как следствие, возможны ситуации, когда наблюдается рост номинального государственного долга при одновременном снижении реальной задолженности.  Это затрудняет оценку бюджетно-налоговой политики.

 Бюджетный дефицит усугубляется явлением квазифискальных расходов и квазифискального дефицита.  В общем виде можно выделить два типа квазифискальных расходов государства: обязательства государства по расходам и квазисубсидии центрального банка.  Обязательства государства по расходам - ​​это отложенные во времени бюджетные обязательства, то есть, перенесены на будущее расходы бюджета, которые не учитываются в текущей бюджетной отчетности.  Такого рода обязательства возникают вследствие скрытого государственного субсидирования импорта или предоставления государственных гарантий с высокой вероятностью платежей по ним.

 Квазисубсидии центрального  банка - это деятельность центрального  банка, касающаяся, бюджетных операций  правительства и финансируется  за счет его собственных доходов.  Она охватывает отдельные операции, связанные с государственным долгом, финансирование убытков, возникших вследствие стабилизации валютного курса, централизованные кредиты экономике, рефинансирование льготных кредитных программ и преференций.

 Вследствие квазифискальных операций государства за пределами бюджета истинные масштабы государственных расходов и, соответственно, величины бюджетного дефицита и государственного долга занижаются.

  Еще одним важным  показателем является номинальная  цена внешнего долга. Но она сама, как таковая, ничего не может сказать об экономике страны. Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

  1. Величина долга на душу населения.
  2. Отношение долга к ВВП (допускается менее 80%).
  3. Отношение величины госдолга к объему экспорта (не допускается превышение более чем в два раза).
  4. Расходы по обслуживанию госдолга по отношению к сумме экспорта (не должно превышать 15-20 %).
  5. Отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.

 Абсолютный размер  государственного долга является  не очень показательным макроэкономическим  индикатором, поскольку долг растет  с увеличением ВВП, и на его  величину влияет инфляция.  Более  содержательными являются относительные  показатели задолженности, а именно:

 • отношение долга  к ВВП; 

 • отношение суммы  обслуживания долга к ВВП. 

 Относительная величина  государственного долга ("долг / ВВП") зависит от таких факторов, как уровень реальной процентной  ставки, которой определяется размер  выплат подолгу, темп роста реального ВВП и объем первичного бюджетного дефицита.  Уменьшение относительной задолженности в экономике возможно при условии, если темпы роста реальной процентной ставки будут, ниже темпов роста реального ВВП, а доля первичного бюджетного излишка относительно ВВП будет увеличиваться.

    В некоторых  форс-мажорных ситуациях возможна реструктуризация долга- процесс, при котором пересматриваются  условия обслуживания долга(процент, суммы, сроки начала возврата). Это позволяет стране- должнику, рассчитаться с долгами без особых проблем.

Информация о работе Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом