Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование государственного долга и его влияния на экономику с точки зрения отечественных исследований по сходной тематике.
Объектом данного исследования является анализ возникновения и пути погашения государственного внешнего и внутреннего долга.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1. Структура государственного бюджета 5
1.2. Дефицит государственного бюджета 10
1.3. Преодоление дефицита государственного бюджета. 13
1.4. Государственный долг 17
2. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 19
2.1. Структура и динамика внешнего долга РФ 19
2.2. Структура и динамика внутреннего долга РФ 25
2.3. Основные направления сокращения долговой зависимости 28
2.4. Влияние государственного долга на экономику 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Мустаева Клара.DOCX

— 89.90 Кб (Скачать)

       В общем объеме консолидированного внешнего долга велика доля задолженности  государственного сектора в расширенном  определении или задолженности  компаний и банков, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно  владеют 50 и более процентами участия  в капитале или контролируют их иным способом. Однако с начала 2008 года по апрель 2009 года эта доля сократилась  с 40,5 % до 32,7 %.

       Относительно  ВВП объем консолидированного внешнего долга страны на 1 января 2009 года составил 34,2 %, на 1 июля 2009 года - 37,85 %, или увеличился на 3,65 процентного пункта, что свидетельствует  о возрастании долговой нагрузки на экономику, однако указанный показатель не превышает допустимый уровень  в соответствии с принятыми международными стандартами (предельное значение - 60 %).

       Отношение объема консолидированного внешнего долга  по состоянию на 1 января 2008 года к  объему экспорта товаров и услуг  за 2007 год составляет 117,5 %, на 1 октября 2008 года - 133 %, на конец 2008 года - 92,5 % и  не превышает критического порога, определяемого международными экспертами в пределах 190 - 220 %. 

    1. Структура и динамика внутреннего  долга РФ.

       Резкое  сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало  фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга  и увеличения доли непроцентных расходов бюджета. При профиците федерального бюджета используются внутренние источники  покрытия дефицита, которые приравниваются к обычным доходам.

       Рост  объема заимствований на внутреннем рынке приводит к абсолютному  увеличению процентных расходов бюджета  – со 156,8 млрд. руб. в 2007 г. до 247,1 млрд. руб. в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета увеличится по сравнению с 2007 г. на 119,95 млрд. руб. и составит в 2008 г. 172,8 млрд. руб., в 2009 г. - 233,5 млрд. руб., в 2010 г.-333,31 млрд. руб2.

       В 2008 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке привлечено 463,3 млрд. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 169,67 млрд. руб. В 2009-2010 гг. привлечение составит 496,7-673,3 млрд. руб. соответственно. Погашение государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации увеличится по сравнению с 2007 г. на 14,15 млрд. руб. и в 2008 г. составит 94,25 млрд. руб., в 2009 г. - 100,44 млрд. руб. в 2010 г. - 148,4 млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2008-2010 гт. возрастет с 369,04 млрд. руб. до 524,8 млрд. руб. - превысит полутриллионный рубеж.

       Подобно в законе о бюджете на каждый год  устанавливался верхний предел государственного внутреннего долга.

       На  конец каждого года он был определен  в следующих объемах (в млрд. руб.): 1994 г. - 88,4; 1995 г. - 159,3; 1997 г. - 530,0; 1999 г. - 648,3; 2001 г. -575,7; 2003 г. - 842,1; 2005 г. - 998,5; 2007 г. - 1363,2.

       Рис. 3 Динамика государственного внутреннего долга РФ (1994 – 2010 гг).

       Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде внутренний госдолг  будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или  на 72,7 %.

       Динамика  объема и структуры внутреннего  госдолга представлена в следующей таблице Структура и динамика внутреннего долга РФ3 (Приложение 3).

       Объем внутреннего госдолга, выраженного  в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что  больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или  в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего  госдолга.

       Доля  внутреннего госдолга, выраженного  в государственных ценных бумагах, в объеме ВВП резко возрастала в 1993 - 1997 годах, достигла максимума  в 1997 году (19,3 % ВВП), за 1998 - 2008 годы снизилась  до 3,4 % ВВП, с 2009 года увеличивается  с 5,9 % до 6,7 %.

       Анализ  динамики показывает, что в структуре  внутреннего госдолга в 2010 -2012 годах  доля государственных гарантий будет  составлять 22,3 %, 18,8 % и 17,3 % соответственно (в 2008 году - 4,8 %).

       В связи с увеличением государственных  внутренних заимствований расходы  на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному  росту. В 2010 году они прогнозируются в размере 194,0 млрд. рублей, что на 91,1 % превышает показатель 2009 года (101,5 млрд. рублей).

       Доля  расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих  процентных расходах увеличится с 50 % в 2009 году до 63,8 % в 2010 году.

       В связи с формированием в законопроекте  бюджетных ассигнований только на 2010 год в материалах, предоставленных  одновременно с законопроектом, отсутствуют  данные о расходах на обслуживание внутреннего госдолга на 2011 и 2012 годы. Примерные расчеты этих расходов, проведенные Счетной палатой  с учетом примененных для 2010 года условий и допущений, показывают рост расходов относительно 2010 года в 2011 году на 43 - 48 % и в 2012 году на 55 - 60 %.

       По  предварительным расчетам Счетной  палаты, расходы на обслуживание госдолга достигнут 291,6 млрд. рублей в 2011 году и 352,0 млрд. рублей в 2012 году и увеличатся относительно ВВП с 0,45 % в 2010 году до 0,66 % в 2012 году. 

    1. Основные  направления сокращения долговой зависимости.

       Существование государственного долга автоматически  подразумевает наличие обязанности  государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

       Цель  управления государственным долгом — нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

       В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы4:

       Принцип безусловности — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

       Принцип единства учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

     Принцип единства долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

     Принцип согласованности — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

     Принцип снижения рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

     Принцип оптимальности — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

     Принцип гласности — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

     Основными мероприятиями по управлению государственным  долгом являются следующие5:

     1. Выплата доходов по займам и их погашение, которые должны проводиться за счет налоговых поступлений в государственный бюджет. На практике чаще всего для этого используется метод рефинансирования, т.к. система государственного кредита действует непрерывно и, в силу обезличивания в бюджете источников расходов, невозможно определить долю налогов в погашении долга и выплате дохода. В нормальных экономических условиях рефинансирование путем добровольных займов имеет успех, т.к., во-первых, государственные долговые обязательства являются самым надежным и ликвидным активом, а, во-вторых, погашение этих обязательств приводит к увеличению объема свободных денежных средств. Однако существует предел возможностей рефинансирования: определенные размеры государственного долга становятся фактором, заставляющим кредиторов искать другие пути размещения финансовых ресурсов. В целом успех рефинансирования зависит от степени доверия к государству, хотя в ряде случаев он достигается путем силового давления на кредиторов (например, путем обязательного обмена погашаемых долговых обязательств на новые).

     2. Конверсия государственных долговых  обязательств — это изменение доходности уже размещенных займов. Возможность конверсии должна определяться в условиях выпуска облигаций. Вариант конверсируемых облигаций - облигации с плавающей ставкой дохода, которая обычно привязывается к какому-либо макроэкономическому показателю. Например, квартальная ставка доходности по сберегательным облигациям изменяется в зависимости от изменения доходности государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

     3. Консолидация государственного долга заключается в изменении сроков погашения облигаций. Чаще всего государство заинтересовано в увеличении периода обращения облигаций с целью стабилизации своих заимствований и экономии на размещении новых займов. При этом такая операция часто не ущемляет интересов держателей, которым продлевается получение дохода по твердой гарантированной ставке. Сокращение периода обращения облигаций обычно предусматривает и компенсационные меры для их держателей.

     4. Унификация государственных займов означает объединение нескольких займов в один: облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация позволяет упростить работу и сократить расходы государства на операции, связанные с погашением и выплатой процентов за счет уменьшения видов, а при изменении нарицательной стоимости - и количества обращающихся облигаций.

     5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению предполагает обмен нескольких старых облигаций на одну новую с меньшей нарицательной стоимостью. Эта операция проводится обычно в рамках денежной реформы - изменения покупательной способности денег. В результате достигается возможность избежать необходимости рассчитываться по облигациям, которые продавались за обесценившуюся валюту, новыми полноценными деньгами.

     6. Отсрочка погашения займа заключается в том, что передвигаются сроки погашения с прекращением выплаты процентов за пределами ранее объявленного срока. Это мероприятие проводится тогда, когда возможности рефинансирования исчерпаны, а налоговые поступления недостаточны. Отсрочка погашения займа является признаком несостоятельности экономической политики государства. Характерно, что отсрочка погашения является достаточно распространенным явлением в области внешнего государственного кредита: кредиторы предпочитают сохранять шансы на возврат долгов, чем потерять все свои вложения. Кроме того, остается возможность вернуть хотя бы часть вложенных средств путем продажи облигаций по низкой курсовой стоимости.

     7. Аннулирование государственного долга — это полный отказ государства от своих обязательств по выпущенным займам. Эта мера может охватывать внешний или внутренний долг, или весь долг государства в целом. Такое мероприятие проводится только в дух случаях: при полной финансовой несостоятельности государства; при изменении государственной власти в стране (переходе на новые политические и экономические принципы): новая власть отказывается признать свою ответственность за долги старой.

       2.4. Влияние государственного  долга на экономику.

     Наличие внешнего долга страны является обычной  нормальной общемировой практикой.  Многие страны с развитой рыночной экономикой имеют большой внешний  долг. Вместе с тем возможны его  следующие  объективные отрицательные  последствия.

  1. Обслуживание внешнего государственного долга  предполагает утечку ресурсов из страны-должника, что сужает  возможности потребления и инвестирования в национальной экономике.
  2. Большая внешняя задолженность может привести  национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна вынуждена больше экспортировать, чем импортировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.
  3. Быстрый рост внешнего долга может поставить страну в неблагоприятное зависимое положение от кредиторов, снижает международный авторитет страны и подрывает доверие  населения к политике ее правительства.

     Управление  государственным долгом осуществляется  посредством эффективного использования  средств государственного  заимствования, привлечения средств для выплаты  долга, а также  нейтрализации  его негативного воздействия  на экономику страны.

Информация о работе Государственный долг и его влияние на функционирование экономики