Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 01:03, курсовая работа
Целью работы является исследование государственного долга и его влияния на экономику с точки зрения отечественных исследований по сходной тематике.
Объектом данного исследования является анализ возникновения и пути погашения государственного внешнего и внутреннего долга.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1. Структура государственного бюджета 5
1.2. Дефицит государственного бюджета 10
1.3. Преодоление дефицита государственного бюджета. 13
1.4. Государственный долг 17
2. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 19
2.1. Структура и динамика внешнего долга РФ 19
2.2. Структура и динамика внутреннего долга РФ 25
2.3. Основные направления сокращения долговой зависимости 28
2.4. Влияние государственного долга на экономику 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, лондонского клуба, Парижского клуба и др.).
Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен и целесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.
Недостатки этого способа:
Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.
В
результате использования второго
и третьего способов финансирования
дефицита государственного бюджета
образуется государственный долг.
Решение
проблемы бюджетного дефицита и других
социально-экономических
Взаимосвязь
бюджетного дефицита и государственного
долга проявляется в выпуске
займов для покрытия бюджетного дефицита,
что приводит к последующему нарастанию
долговых последствий. Увеличительное
влияние на государственной долг
оказывает и необходимость
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим
гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Внешний
долг — задолженность гражданам
и организациям иностранных государств.
Это наиболее тяжелый долг, поскольку
по нему государство связано рядом
целевых обязательств, с одной
стороны, а, с другой стороны, при
его погашении приходится рассчитываться
ценными товарами и платить большие
проценты. В некоторых развивающихся
странах ежегодные
Проблему
бюджетного дефицита и госдолга экономисты
оценивают по-разному. Одни полагают,
что хроническая
В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.
При
наличии значительного долга
происходит и перераспределение
доходов различных слоев
Основные направления долговой политики на 2010 - 2012 годы представлены в составе Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее - основные направления бюджетной политики), согласно которому политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 — 2012 годы будет направлена:
В
настоящее время проблема внешней
задолженности в России не стоит
так остро, как даже пять лет назад.
В последние годы доля государственного
внешнего долга в общем объеме
государственного долга Российской
Федерации неуклонно
По данным таблицы государственный внешний долг РФ1 к началу 2008 г. внешний долг был снижен до 46,7 млрд. долл. (Приложение 1). Сегодня эта величина и того меньше.
Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро (на 1 января 2010 года - 42,8 млрд. долларов США, или 31,2 млрд. евро), на 1 января 2012 года - 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро, на 1 января 2013 года - 104,3 млрд. долларов США, или 74,5 млрд. евро. Таким образом, внешний долг по состоянию на 1 января 2013 года увеличится по сравнению с 2009 годом на 61,5 млрд. долларов США, или на 43,3 млрд. евро, или в 2,4 раза.
Увеличение
величины внешнего долга в плановом
периоде обусловлено
Абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный на 1 января 2010 года в сумме 1 408,1 млрд. рублей, увеличится на начало 2011 года на 789,3 млрд. рублей, или на 56,1 %, и составит 2 197,4 млрд. рублей; за 2011 - 2012 годы - на 1 733,7 млрд. рублей, или на 78,9 %, и составит к началу 2013 года 3 931,1 млрд. рублей, что в 2,8 раза превысит показатель, определенный на 1 января 2010 года.
Динамика объема и структуры внешнего долга представлена в таблице Структура и динамика внешнего долга на период 2010-2013 гг. (Приложение 2).
Анализ показывает, что в 2010-2012 годах увеличится доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО снизится в связи с завершением погашения задолженности по ранее привлеченным кредитам. При этом привлечение новых кредитов не планируется.
Законопроектом предусматривается рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые в 2010 году составят 110,0 млрд. рублей, или 3,2 млрд. долларов США, что на 8,7 млрд. рублей (0,2 млрд. долларов США) больше по сравнению с 2009 годом. По расчетам Счетной палаты, указанные расходы увеличатся и составят в 2011 году 159,0 млрд. рублей (4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. рублей, или на 44,5 %, больше по сравнению с предыдущим годом, и в 2012 году - 209,0 млрд. рублей (5,7 млрд. долларов США), или больше соответственно на 50,0 млрд. рублей, или на 31,4 %.
Рост расходов в 2012 году по сравнению с 2009 годом составит 107,7 млрд. рублей (в 2,6 раза).
Рост
расходов на обслуживание внешнего долга
в 2010-2012 годах обусловлен прежде всего
увеличением объемов
Дополнительные расходы федерального бюджета на обслуживание планируемых объемов заимствований в виде еврооблигаций составят в 2010 году 24,1 млрд. рублей (0,7 млрд. долларов США), в 2011 году - 74,7 млрд. рублей (2,1 млрд. долларов США) и в 2012 году - 126,3 млрд. рублей (3,5 млрд. долларов США).
Расчет процентных расходов по обслуживанию новых еврооблигационных займов производился исходя из прогноза заимствований в 2010 году в сумме 17,8 млрд. долларов США, в 2011 году - 20,7 млрд. долларов США и в 2012 году - 20,0 млрд. долларов США, 10-летнего срока размещения при процентной ставке 8 % в 2010 году, 7 % - в 2011 году и 6 % - в 2012 году, а также роста курса доллара США по отношению к рублю.
По мнению Счетной палаты, Правительству Российской Федерации необходимо в целях повышения обоснованности прогноза социально-экономического развития, обеспечения обоснованного и взвешенного подхода к вопросам определения сбалансированности и бюджетной устойчивости в условиях растущих объемов заимствований на покрытие дефицита федерального бюджета возобновить разработку основных направлений долговой политики на среднесрочную перспективу как отдельного документа.
Консолидированный внешний долг Российской Федерации, по данным Банка России, за 2008 год увеличился на 12,5 млрд. долларов США, или на 2,3 %, и на 1 января 2009 года составил 483,5 млрд. долларов США, или 34,2 % ВВП, за I квартал 2009 года сократился на 32,7 млрд. долларов США, или на 6,8 %, и составил на 1 апреля 2009 года 450,8 млрд. долларов США, или 37,8 % ВВП, за II квартал 2009 года увеличился на 24,3 млрд. долларов США и составил на 1 июля 2009 года 475,1 млрд. долларов США, или 37,85 % ВВП
Необходимо отметить, что объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года превысил объем международных резервов Российской Федерации на 56,4 млрд. долларов США, или 11,7 %, на 1 апреля 2009 года - на 66,9 млрд. долларов США, или на 14,8 %, на 1 июля 2009 года - на 62,5 млрд. долларов США, или на 13,2 %.
Анализ показывает, что за 2008 год и первое полугодие 2009 года сократился внешний долг органов государственного управления: новый российский долг сократился на 6,8 млрд. долларов США, долг бывшего СССР - на 2,7 млрд. долларов США, долг субъектов Российской Федерации - на 0,2 млрд. долларов США.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования снижался на протяжении 2008 года и I квартала 2009 года, однако за II квартал 2009 года увеличился на 8,3 млрд. долларов США и составил 10,8 млрд. долларов США.
Внешняя задолженность банков за I - III кварталы 2008 года увеличилась на 34,2 млрд. долларов США и на 1 октября 2008 года составила 197,9 млрд. долларов США, впоследствии сократилась и на 1 июля 2009 года составила 142,4 млрд. долларов США.
Нефинансовый
сектор экономики (прочие сектора) за I
- III кварталы 2008 года увеличил внешний
долг на 46,6 млрд. долларов США до 307,6
млрд. долларов США (56 % общего объема консолидированного
внешнего долга), затем указанный
долг сокращался и на начало 2009 года
составил 284,4 млрд. долларов США, на 1 апреля
2009 года - 274,3 млрд. долларов США, за II квартал
2009 года увеличился на 20,1 млрд. долларов
США, или на 7,3 %, и на 1 июля 2009 года
составил 294,4 млрд. долларов США. Рост внешней
задолженности нефинансового
Более
высокими темпами растет внешний
долг частного сектора и банков (за
2006 год - 163,7%, за 2007 год - 157%. За 2008 год
внешний долг частного сектора увеличился
с 280,2 млрд. долларов США до 321,6 млрд.
долларов США, или на 41,4 млрд. долларов
США (14,8 %), за I квартал 2009 года сократился
на 18,0 млрд. долларов США, или на 5,6 %,
и составил 303,6 млрд. долларов США. Однако
при сокращении абсолютных размеров
внешнего долга частного сектора
его доля в общем объеме консолидированного
внешнего долга увеличилась с 59,5
% до 67,3 %. Одной из причин некоторого
сокращения внешнего долга частного
сектора в конце 2008 года и начале
2009 года является ухудшение условий,
на основе которых могут быть привлечены
иностранные кредиты. Таким образом,
рост объема консолидированного внешнего
долга происходит за счет роста обязательств
корпоративного и банковского секторов
экономики в результате активного
привлечения иностранных
Информация о работе Государственный долг и его влияние на функционирование экономики