Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование государственного долга и его влияния на экономику с точки зрения отечественных исследований по сходной тематике.
Объектом данного исследования является анализ возникновения и пути погашения государственного внешнего и внутреннего долга.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1. Структура государственного бюджета 5
1.2. Дефицит государственного бюджета 10
1.3. Преодоление дефицита государственного бюджета. 13
1.4. Государственный долг 17
2. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 19
2.1. Структура и динамика внешнего долга РФ 19
2.2. Структура и динамика внутреннего долга РФ 25
2.3. Основные направления сокращения долговой зависимости 28
2.4. Влияние государственного долга на экономику 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Мустаева Клара.DOCX

— 89.90 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия» 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

  

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Государственный долг и его влияние на функционирование экономики» 
 
 

                                                      Выполнил: студент 1-го курса очной

                                                      формы обучения факультета таможенного 

                                                     

                                                      Подпись______________________ 
 

                                                      Научный руководитель: Е. М. Свиридова,

                                                      доцент кафедры

                                                      Подпись______________________ 
 
 

Москва

2010  

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  3

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА  5

1.1. Структура  государственного бюджета  5

1.2. Дефицит государственного  бюджета  10

1.3. Преодоление дефицита государственного бюджета. 13

1.4. Государственный  долг 17

2. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ  19

2.1. Структура  и динамика внешнего долга  РФ  19

2.2. Структура  и динамика внутреннего долга  РФ 25

2.3. Основные направления сокращения долговой зависимости 28

2.4. Влияние государственного  долга на экономику  32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Приложение 1. Государственный  внешний долг РФ 39

Приложение 2. Структура и динамика внешнего долга на период       2010-2013 гг. 40

Приложение 3. Структура и динамика внутреннего долга РФ 42 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Представленная  работа посвящена теме «Государственный долг и его влияние на функционирование экономики».

     Актуальность  исследования обусловлена тем, что  государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это  объясняется тем, что отношения  по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга  оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуру потребления  и развития международного сотрудничества государств.

     Причиной  возникновения государственного долга  является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

     Вместе  с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании  государством заемной политики для  финансирования расходов бюджета. Таким  образом, государственный долг - это  нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного  государства.

     Целью работы является исследование государственного долга и его влияния на экономику с точки зрения отечественных исследований по сходной тематике.

     Объектом  данного исследования является анализ возникновения и пути погашения  государственного внешнего и внутреннего  долга.

     Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

     Рассматриваемые задачи:

  1. Рассмотрение структуры государственного бюджета.
  2. Обозначение причины возникновения дефицита государственного бюджета.
  3. Способы преодоления бюджетного дефицита.
  4. Рассмотрение определения понятия государственного долга и его влияния на экономику; также анализ структуры и динамики государственного внутреннего и внешнего долга.

     Теоретико-методологическую базу исследования составили источники: авторские издания по исследуемой теме; учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература); научные статьи в периодических журналах, газетах; специализированные веб-ресурсы Также использованы Бюджетный кодекс РФ. Структура курсовой работы состоит из 2 глав, 8 параграфов, 3 рисунков и 3 таблиц.

     В исследовании применялись методы системного анализа, статистической обработки  данных, схематической интерпретации  рассматриваемых явлений. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ  ПОЛИТИКА
 
    1. Структура государственного бюджета

     Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

     Структура бюджетной системы той или  иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья — бюджета штатов, земель, субъектов федерации.

     Через бюджетную систему реализуются  функции бюджета: 

     
Функции бюджета

       

Распределительная        Контрольная

 

     Рис. 1. Функции бюджета.

     Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

     Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

     Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

     Бюджет  современного государства — сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и заработной плате, по поводу расходов на социальные цели.

       С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

     Местные бюджеты – бюджета штатов, земель, субъектов федерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов.

     Бюджет  центрального правительства и местные  бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т. д.

     Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального, (федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федерации, земель и т. д.). Но и это еще не все.

     К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.

     Большинство государственных фондов формируется  для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад (автобанов в ФРГ), аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны (озеро Байкал) и др. Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т. д.

     Внебюджетные  фонды расширяют возможность  государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль. В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам. Изобразим это схематически (рис. 2.)

          Государственный бюджет

 
 
Доходная  часть        Расходная часть
                 
     Налоги:
  • Прямые
  1. подоходный на физических лиц
  1. на прибыль предприятий
  2. в фонд социального страхования и социального обеспечения
  3. на имущество и наследство
  • Косвенные
  1. на добавленную стоимость (НДС)
  2. с продаж
  3. акцизы и таможенные пошлины
      
  • Административно-управленческая деятельность государства (в т. ч. антикризисное  финансирование)
  • Обороноспособность страны
  • Обслуживание гос. долга
  • Финансирование производства
  • Субсидирование сельского хозяйства
  • Социальные пособия
  • Образование и здравоохранение

 

     Рис. 2. Структура государственного бюджета.

     Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они  обусловлены не только национальными  традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Информация о работе Государственный долг и его влияние на функционирование экономики