Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение государственного бюджета, а также проблем его сбалансированности.
В первой главе моей работы рассмотрены понятие, сущность, роль и функции государственного бюджета, его доходы и расходы, также внимание уделено бюджетной политике. Вторая глава посвящена бюджетному устройству Российской Федерации, она включает в себя структуру бюджетной системы, ее принципы и бюджетный процесс. В третьей главе мной рассмотрены вопросы профицита и дефицита бюджета, государственного долга и иностранного долга перед Российской Федерацией, а также формирование Стабилизационного фонда, его разделение на два фонда и система бюджетного федерализма.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации
1.1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………….. 5
1.2. Бюджетная политика…………………………………………………………. 8
1.3. Доходы и расходы государственного бюджета…………………………….. 9
Глава 2. Бюджетное устройство Российской Федерации
2.1. Бюджетная система Российской Федерации ……………………………… 14
2.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации ………………… 16
2.3. Бюджетный процесс и его участники………………………………………. 18
Глава 3. Проблема сбалансированности государственного бюджета
3.1. Профицит и дефицит бюджета……………………………………………… 21
3.2. Государственный долг Российской Федерации …………………………… 22
3.3. Иностранный долг перед Российской Федерацией…………………...…… 27
3.4. Стабилизационный фонд, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния……………………………………………………………………. 30
3.5. Бюджетный федерализм…………………………………………………….. 34
Заключение……………………………………………………………………….. 38
Список использованной литературы……………………………………………. 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Государственный  бюджет Российской Федерации

1.1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………….. 5

1.2. Бюджетная  политика…………………………………………………………. 8

1.3. Доходы и  расходы государственного бюджета…………………………….. 9

Глава 2. Бюджетное  устройство Российской Федерации

2.1. Бюджетная  система Российской Федерации ……………………………… 14

2.2. Принципы  бюджетной системы Российской Федерации ………………… 16

2.3. Бюджетный  процесс и его участники………………………………………. 18

Глава 3. Проблема сбалансированности государственного бюджета

3.1. Профицит  и дефицит бюджета……………………………………………… 21

3.2. Государственный  долг Российской Федерации …………………………… 22

3.3. Иностранный  долг перед Российской Федерацией…………………...…… 27

3.4. Стабилизационный фонд, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния……………………………………………………………………. 30

3.5. Бюджетный  федерализм……………………………………………………..  34

Заключение………………………………………………………………………..  38

Список использованной литературы……………………………………………. 41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет –  ведущее звено финансовой системы страны. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределения валового общественного дохода.

     Данная  тема была выбрана мной по причине  личного интереса к государственному бюджету и государственному долгу нашей страны, поскольку в настоящее время я работаю в государственном учреждении и моя деятельность тесно связана с данным вопросом.

     Целью моей курсовой работы является изучение государственного бюджета, а также проблем его сбалансированности.

     В первой главе моей работы рассмотрены понятие, сущность, роль и функции государственного бюджета, его доходы и расходы, также внимание уделено бюджетной политике. Вторая глава посвящена бюджетному устройству Российской Федерации, она включает в себя структуру бюджетной системы, ее принципы и бюджетный процесс. В третьей главе мной рассмотрены вопросы профицита и дефицита бюджета, государственного долга и иностранного долга перед Российской Федерацией, а также формирование Стабилизационного фонда, его разделение на два фонда и система бюджетного федерализма.

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что в любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

     Основная  проблема бюджета любого уровня –  это проблема его сбалансированности. Будь то бюджет предприятия, личный бюджет, бюджет местного, регионального или  федерального уровня. Все мы стараемся четко сформулировать и увязать для себя источники доходных и расходных статей своего собственного бюджета, также старается увязать их и наше правительство, на уровне местных бюджетов, уровне субъектов и на высшем федеральном уровне.

     Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.

     На  современном этапе развития мировой  экономики, нет ни одного государства  не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

     В связи с этим одной из важных задач  экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности. 
 
 

Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации 

1.1.  Экономическая сущность и роль государственного бюджета

     Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.

     Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

     Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

     С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается  в качестве самостоятельной экономической категории.

     Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается  как финансовый план государства.

     Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утвержденный соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

     Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределения валового общественного дохода.

     Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

     1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

     2.  Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

     3.  С помощью государственного бюджета  происходит перераспределение национального  дохода между отраслями экономики (видами экономической деятельности), субъектами Российской Федерации и иными сферами.

     4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования его развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

     Экономическая сущность бюджета находит свое выражение  в его функциях.

     Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присуще две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.

     С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Контрольная функция государственного бюджета  осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

     Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     Роль  государственного бюджета прежде всего  состоит в том, что бюджет создает  финансовую базу, необходимую для  финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

     Сконцентрированные  в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления  государственной социально-экономической  политики, обеспечения обороны и  безопасности государства. С помощью  бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы социально-экономического характера.

     Отмечая значение (роль) государственного бюджета, следует отметить, что некоторые  негативные факторы не позволяют  государственным и муниципальным  органам выполнять эффективно и в полной мере свои функции, связанные с государственным бюджетом. Такими негативными факторами являются убыточная деятельность организаций, неплатежи по налогам, бюджетный дефицит (в отдельные годы по отдельным регионам), инфляция.1

1.2. Бюджетная политика

     Выполнение  органами государственной власти своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом и государством, непосредственно зависит от наличия денежных ресурсов, сконцентрированных в федеральном бюджете. В процессе мобилизации ресурсов в бюджет и использования денежных средств из бюджета возникают финансово-кредитные отношения между властью в лице государства, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой и реализуемой органами государственной власти.

     Бюджетная политика — это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой.

     С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.

Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности