Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение государственного бюджета, а также проблем его сбалансированности.
В первой главе моей работы рассмотрены понятие, сущность, роль и функции государственного бюджета, его доходы и расходы, также внимание уделено бюджетной политике. Вторая глава посвящена бюджетному устройству Российской Федерации, она включает в себя структуру бюджетной системы, ее принципы и бюджетный процесс. В третьей главе мной рассмотрены вопросы профицита и дефицита бюджета, государственного долга и иностранного долга перед Российской Федерацией, а также формирование Стабилизационного фонда, его разделение на два фонда и система бюджетного федерализма.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации
1.1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………….. 5
1.2. Бюджетная политика…………………………………………………………. 8
1.3. Доходы и расходы государственного бюджета…………………………….. 9
Глава 2. Бюджетное устройство Российской Федерации
2.1. Бюджетная система Российской Федерации ……………………………… 14
2.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации ………………… 16
2.3. Бюджетный процесс и его участники………………………………………. 18
Глава 3. Проблема сбалансированности государственного бюджета
3.1. Профицит и дефицит бюджета……………………………………………… 21
3.2. Государственный долг Российской Федерации …………………………… 22
3.3. Иностранный долг перед Российской Федерацией…………………...…… 27
3.4. Стабилизационный фонд, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния……………………………………………………………………. 30
3.5. Бюджетный федерализм…………………………………………………….. 34
Заключение……………………………………………………………………….. 38
Список использованной литературы……………………………………………. 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

     Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномочий. Важным моментом для вертикального выравнивания является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.

     Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.

     Более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов. Чаще всего это обусловлено не зависящими от местных властей факторами: уровнем экономического развития территории; хозяйственной специализацией; численностью и плотностью населения; природно-климатическими особенностями и др.

     Вертикальное  выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

     Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах на покрытие расчетных минимально необходимых текущих расходов без определения конкретных направлений расходов по их видам, при недостаточности у них собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов.

     Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. В случае не израсходования ее в установленный срок или расходования не по назначению соответствующие средства субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

     Бюджетный кредит — это сумма денежных средств, выделяемых бюджету другого уровня на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит как форма выравнивания используется значительно реже, чем другие формы.

     Используются два основных способа межбюджетного выравнивания:

     1. Выравнивание региональных бюджетных доходов.

     2. Выделение финансовой помощи  для покрытия разницы между прогнозным объемом доходов и нормативным объемом расходов.

     Часто первый способ называют доходным, а  второй — расходно-доходным выравниванием.

     Доходное  выравнивание традиционно считается самым простым и наиболее прозрачным методом распределения средств федеральной финансовой помощи регионам. Он подразумевает предоставление ресурсов только в зависимости от дифференциации по регионам среднедушевых налоговых доходов (или всех среднедушевых доходов). Такое доходное выравнивание может базироваться на учете отклонения скорректированных отчетных или прогнозных доходов субъекта Федерации от некоторого уровня, например, среднего по стране.

     При доходном выравнивании обычно рассчитываются специальные коэффициенты — индекс бюджетных расходов, смысл которого заключается в учете межрегиональной дифференциации стоимости оказания государственных услуг.

     Принципиальным  преимуществом применения на практике методики доходного выравнивания при  распределении федеральной финансовой помощи является фактический отказ центральных органов власти от обязательств по финансированию региональных бюджетных расходов. При выравнивании доходных показателей федеральный центр несет ответственность только по обеспечению определенного уровня бюджетных доходов, предоставляя право региональным властям самостоятельно определять направления расходования средств и, следовательно, принимать на себя обязательства по их финансированию.

     Второй  возможный вариант распределения  средств федерального центра регионам основывается на так называемом расходно-доходном выравнивании. В этом случае учитывается потребность региона в осуществлении бюджетных расходов, а главной проблемой становится определение обоснованных расходных потребностей региональных и местных органов власти.16 

Заключение 

     При написании своей курсовой работы я изучила теоретические основы государственного бюджета, его сущность, роль и функции. Изучила бюджетную  систему Российской Федерации, ее принципы, бюджетный процесс, а также причины дефицита государственного бюджета и пути его сбалансированности.

     Подводя итог, хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.

     Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

     Основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана  государства, являются: 1) перераспределение  ВВП и национального дохода, которое  влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     Наиболее  удачный вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или сбалансированный бюджет с возможностью незначительных отклонений в ту или иную сторону, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, в соответствии с российским законодательством в этом случаи необходимо утверждение источников его финансирования. Одним из основных источников финансирования бюджетного дефицита являются государственные заимствования, которые приводят к накоплению задолженности, подлежащей погашению в форме государственного долга.

     Проблема  дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики  страны, так как на современном  этапе в мировой практике нет  почти ни одного государства, не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом.

     Нуждается в разрешении проблема бюджетного федерализма. Из-за не соответствия объема доходных полномочий членов Федерации объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти, возникает «вертикальный дисбаланс» и «горизонтальный финансовый дисбаланс», что приводит к вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетов, в результате возникают так называемые регионы-доноры и дотационные регионы.

     Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как  сложны и все ее составляющие: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы  государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике.

     Сбалансированность  бюджета - один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Сбалансированность бюджета достигается разными методами: одни из них применяются при формировании бюджета, другие - при его исполнении.

     В Российской Федерации принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы 

  1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К., 2007.
  2. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы. – М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  3. Государственные и муниципальные финансы. Под ред. Мацкуляка И.Д. – М.: РАГС, 2007.
  4. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  5. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К., 2006.
  6. Афанасьев М., Криворогов И. Управление сбалансированностью федерального бюджета: иностранный долг перед Россией. // Вопросы экономики, №4, 2005.
  7. Дмитриева О. Формирование стабилизационных фондов: предпосылки и следствия // Вопросы экономики, №8, 2006.
  8. http://www.minfin.ru/ - Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации.
  9. http://info.minfin.ru/ - Официальный сайт Информационно-аналитического раздела Министерства Финансов Российской Федерации.
  10. http://www.gks.ru/ - Официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики Российской Федерации.

Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности