Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:34, курсовая работа
Уровень безработицы представляет собой один из ключевых макроэкономических показателей, и правильное его определение необходимо для осмысления и прогнозирования результатов социально экономической политики. Вместе с тем современный рынок характеризуется постоянными динамическими изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния занятости в другое. Оценка динамических потоков на рынке труда позволяет выявить факторы, в наибольшей степени детерминирующие изменения в структуре безработицы.
1.Введение
2.Рынок труда и его структура
1.Сущность и специфика рынка труда
2.Структура рынка труда
3.Теоретические подходы к анализу функционирования рынка труда
4.Особенности российского рынка труда
3.Причины и формы безработицы
1.Сущность безработицы
2.Причины и основные формы безработицы
3.Последствия безработицы
4.Государственное регулирование занятости
1.Государственная политика по регулированию рынка труда
2.Опыт зарубежных стран в регулировании занятости
3.Сфера труда в США
5.Заключение
6.Список литературы
1. Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались незадействованными, так как работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.
2. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.
Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а, кроме того, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда.
Этот аспект отметило 14% от опрошенных в Санкт-Петербурге. Респонденты также отмечали что:
• 75,2% - устраивает статус безработного, т.к. он увеличивает личное свободное время.
• 13% - безработица стимулирует овладение новыми специальностями.
Каждый 7-ой респондент считает, что безработица воспитывает ответственность и самостоятельность.
В
силу отмеченных причин, умеренная
безработица (от 3 -7% от числа
занятых) считается необходимым спутником
развития рыночной экономики.
4.1. Государственная
политика по регулированию
Существует четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
Ключевое
значение в государственном
Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:
А) пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам, как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США – 50% заработной платы, во Франции – 40%, в Японии – 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии – 26 недель, в Великобритании – 45, в Канаде – 50 недель.
Б) финансовая помощь безработным;
В) помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг.
В системе регулирования рынка труда имеют место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничение государственного вмешательства в проблемы рынка труда, поскольку характеризуют безработицу как естественное и добровольное социально-экономическое явление.
В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого являются денежно-кредитная политика, налоговая и амортизационная политика государства.
Существенную роль играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.
Таким
образом, можно сказать, что государственное
регулирование занятости
Важное значение в регулировании занятости играют биржи труда.
Биржа труда – это одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Они не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, а предпринимателям помогают организовать наем работников.
Биржи
труда выполняют следующие
Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, они связываются напрямую с предприятиями.
Роль
государства состоит в том, чтобы
обеспечить осуществление политики оказания
помощи в полной, эффективной и свободной
занятости.
Япония
Научно-Техническая Революция в Японии предъявляет высокие требования в рабочей силе, её квалификации. В 1950 году 90% рабочей силы в Японии получали образование на уровне обязательной 9-летней средней школы.
Рабочая
сила в Японии имеет высокий уровень
образования в
Государственная политика занятости в Японии имеет немало общего с аналогичной политикой западноевропейских стран и США. Однако есть и различия. Если на западе и в США государство принимает ответственность на себя по борьбе с безработицей, обучению и переобучению рабочей силы, то в Японии государству помогают крупные предприятия.
Преимущества:
Японские фирмы, особенно крупные имеют достаточные стимулы для того, чтобы искать и находить приемлемые места для своих работников в других фирмах.
Большое влияние на государственную политику занятости в Японии оказывает и специфика японской системы взаимоотношений труда и капитала. В её основе лежат три момента:
• Пожизненный наём.
• Особая форма заработной платы
• Пофирменные профсоюзы.
Пожизненный наём рабочих гарантирует работнику непрерывную работу на данном предприятии до его выхода на пенсию.
Особая заработная плата - заработная плата повышается в зависимости от возраста и от стажа.
Пофирменные профсоюзы – рабочие объединены в профсоюз, действующий только в рамках данного предприятия.
Важным направлением японской государственной политики регулирования занятости населения является меры по стабилизации положения работников пожилого возраста. Государство устраивает пожилых работников, учитывая их физические способности и возможности, возраст, принимает специальные решения, обязывающие предпринимателей повышать возраст пребывания на работе до 60-65 лет.
Для
фирм, повышающих этот возраст до 60-65
лет, предоставлялись субсидии. В
настоящее время в Японии действуют
центры консультативной службы по вопросам
трудоустройства пожилых
Государство особое внимание уделяет ликвидации безработицы среди лиц пожилого и среднего возраста. Для этого организовывается переподготовка, выплачиваются пособия, создаются организации, занимающиеся трудоустройством.
Японскому капиталу удалось вовлечь рабочих и служащих в процесс контроля над качеством продукции, т.е. начальство доверяет своим сотрудникам. Корпорации исходят из того, что лучше устранить брак на предприятии, чем выпускать бракованную продукцию.
Всё
вышеизложенное говорит о том, что
острота проблем занятости в целом
и обеспечение работой лиц среднего и
пожилого возраста заставляет государство
искать пути решения. Монополии оказывают
противодействие государству, это свидетельствует
о том, что роль государства в регулировании
занятости ограничена рамками классовых
интересов.
Франция
Во Франции регулированием занятости занимается широкая сеть государственной службы управления.
Организационная структура системы обеспечения занятости включает следующие управления: министерство отношений и национальной солидарности, пять межминистерских комитетов занятости: 1) занятости; 2) профессиональной подготовки и социальной адаптации; 3) по устройству территорий; 4) помощи развития местного хозяйства; 5) по промышленной перестройке.
В качестве консультантов выступают две организации занятости. Совет объединяет около 200 членов.
Критерием
их назначения служит высокая компетентность
в социально-экономических
Высшим комитетом занятости утверждается решение Национального Фонда Занятости о распределении средств между регионами такими, где имеются количественные и квалифицированные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы. В его состав входят представители высших органов власти, профессиональных и межпрофессиональных организаций и профсоюзов.
Государственная
политика занятости реализуется
через национальное агентство занятости,
ассоциацию по профессиональной подготовке
взрослого населения и
Кроме
того, созданы и местные
Национальный фонд занятости и фонд экономического и социального развития занимаются финансированием государственных программ помощи потерявшим работу, переподготовки, компенсации частной безработицы, модернизации, конверсии и децентрализации производства.
Во
Франции развита система
Широко осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса, как во Франции, так и в других развитых странах. Правительство оказывает содействие развитию ремесленного производства. Ремесленники обеспечиваются кредитами, льготность которых находится в прямой зависимости от количества вновь созданных рабочих мест в течение всего максимального срока его предоставления.
С 1957 года во Франции введено двухгодичное освобождение от выплат в фонды социального обеспечения при найме первого работника. Эти льготы касаются фермеров и организаций, занимающихся рыбным хозяйством. По инициативе местных властей оказывается содействие нетипичным формам трудоустройства, прежде всего в социально-культурной сфере. Пенсионный возраст во Франции снижен с 65 до 60 лет.
Во
Французской системе