Государственное регулирование занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Уровень безработицы представляет собой один из ключевых макроэкономических показателей, и правильное его определение необходимо для осмысления и прогнозирования результатов социально экономической политики. Вместе с тем современный рынок характеризуется постоянными динамическими изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния занятости в другое. Оценка динамических потоков на рынке труда позволяет выявить факторы, в наибольшей степени детерминирующие изменения в структуре безработицы.

Оглавление

1.Введение
2.Рынок труда и его структура
1.Сущность и специфика рынка труда
2.Структура рынка труда
3.Теоретические подходы к анализу функционирования рынка труда
4.Особенности российского рынка труда
3.Причины и формы безработицы
1.Сущность безработицы
2.Причины и основные формы безработицы
3.Последствия безработицы
4.Государственное регулирование занятости
1.Государственная политика по регулированию рынка труда
2.Опыт зарубежных стран в регулировании занятости
3.Сфера труда в США
5.Заключение
6.Список литературы

Файлы: 1 файл

Эк. теор..doc

— 263.00 Кб (Скачать)

     Ч б – число безработных;

     У б – уровень безработицы;

     N б – норма безработицы. 

     3.2. Причины и основные формы безработицы.

     Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:

    • структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том,  что  внедрение новых  технологий,  оборудования  приводит  к  сокращению  излишней рабочей силы;
    • экономический спад или депрессия, которые  вынуждают  работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
    • политика  правительства  и  профсоюзов  в  области  оплаты  труда: повышение  минимального  размера   заработной   платы   увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
    • сезонные изменения  в  уровне  производства  в  отдельных  отраслях экономики;
    • изменения в демографической структуре населения, в  частности  рост численности населения в трудоспособном возрасте  увеличивает  спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.
 

     Исходя  из причин безработицы, можно выделить ее основные формы. В рынке труда  выделяют три основных вида безработицы:

    1. фрикционная;
    2. структурная;
    3. циклическая.

    Помимо этого существуют еще и такие виды безработицы, как:

    1. Добровольная – работник увольняется по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной зарплатой или условиями труда;
    2. Вынужденная – при сокращении объемов производства;
    3. Институциональная – возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: неполная информация о вакансиях, завышенное пособие по безработице, заниженные налоги на доходы;
    4. Скрытая – существует при административно-командной экономике, характерна тем, что при 100% занятости человек занят на работе не эффективно, либо работает неполный рабочий день;
    5. Застойная – в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать (нищие, бомжи).

     Фрикционная безработица возникает при постоянном перемещении людей из одной области в другую или с одной работы на другую на разных стадиях их жизненного цикла (учеба, уход за детьми и т.п.). В связи с тем, что фрикционно-незанятые работники зачастую перемещаются с одного рабочего места на другое либо заняты поиском более подходящей работы, они рассматриваются как добровольные безработные.

     Структурная безработица возникает в результате несовпадения структуры спроса на труд и его предложения. Подобное несовпадение может возникнуть из-за того, что спрос на один вид работников растет, а на другой, наоборот, сокращается, а предложение медленно приспосабливается к этим изменениям. Этот вид безработицы связан с переобучением и сменой квалификации.

     Циклическая (конъюнктурная) безработица – это безработица, связанная с невозможностью найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом. При сокращении совокупных расходов и выпуска безработица возрастает практически повсеместно. Например, в 1982 г., когда в США имел место спад, уровень безработицы увеличился в 48 штатах из 50. Подобное одновременное повышение безработицы на многих рынках свидетельствовало, что увеличение безработицы носило циклический характер.

     Высокий уровень фрикционной или структурной  безработицы может иметь место  даже в тех случаях, когда весь рынок труда находится в равновесии. Циклическая же безработица образуется в периоды спадов, когда занятость сокращается вследствие неравновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

     В 60-е гг. ХХ в. М. Фридмен и Э. Фелпс  выдвинули теорию «полной занятости» и «естественного уровня безработицы».

     «Полная занятость» - поддержание доли незанятых в размере 5,5-6,5% от общей численности рабочей силы. Эти показатели могут колебаться по разным странам, но во всех случаях полная занятость рабочей силы не означает ее 100% использование.

     «Естественный уровень безработицы» - это уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП. Поскольку многие экономисты не приемлют использование термина «естественный» по отношению  к безработице, обусловленной структурными сдвигами, то в макроэкономической литературе широко применяется термин, фиксирующий внимание на том, что этот устойчивый уровень безработицы стабилизирует инфляцию.

     «Полная занятость совместима с «естественным  уровнем безработицы», при определении  которого учитывается структурная  и фрикционная безработица.

     Естественная  норма безработицы соответствует  ситуации макроэкономического равновесия и рассчитывается по формуле: 

     U*=F*/R=q/(µ+q),

     где U*- естественная норма безработицы; F*- безработные, для которых имеются рабочие места; R- самодеятельное население (экономически активное население); q - доля рабочих, теряющих работу; µ - доля безработных, находящих работу. 

     На  величину естественной нормы безработицы  влияет ряд факторов:

     *демографический  фактор;

     *сложившийся  минимум заработной платы;

     *воздействие профсоюзов и др.

     Поскольку изменение естественной нормы безработицы  непосредственно связано с изменением потенциального выпуска ВВП, то оно  выступает важнейшей проблемой  государственной политики.

     Развитие  циклической безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным:

     uц (уровень циклической безработицы) = u (фактический уровень безработицы) – u* (естественный уровень безработицы).

     Экономическая цена этого превышения (экономические  издержки) выражается в циклическом  разрыве, т.е. в отставании фактического объема ВВП от его потенциального объема: разность (Y* – Y) – циклический разрыв, где Y* - потенциальный объем производства в условиях полной занятости; Y- фактический объем производства.

     Зависимость между потерями ВВП страны из-за отклонения фактической безработицы от естественного уровня на базе эмпирических данных исследовал американский экономист Артур Оукен.

     Взаимосвязи между безработицей и выпуском продукции, выявленные на примере США А. Оукеном, получили название закона Оукена, который гласит, что на каждые 2% сокращения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт.

     Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь  между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменениями уровня безработицы.

     Закон Оукена: 

     (Y* - Y)/Y* = γ(u – u*),

     γ – коэффициент Оукена.

     Потери, связанные с циклическим разрывом, выше, чем отклонения от естественного уровня безработицы, т.к.:

  1. не все безработные регистрируются на рынке труда;
  2. работа неполный рабочий день;
  3. «вынужденные отпуска» в условиях высокого уровня безработицы и др.

      

    1. Последствия безработицы.
 

     Как и всякое, социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны. Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы.

     С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес представляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ.

           При анализе безработицы в  РФ можно выявить следующие негативные тенденции:

           1. Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, по этому в стране возникают потери от недоиспользования производственных возможностей.

           2. При продолжительной безработице  теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок. И весь период адаптации работник отстает в результатах своего  труда,  по  сравнению  с  постоянными рабочими кадрами той же квалификации в равных условиях труда.

           3. Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня,  следствием чего  является  подрыв  психического  здоровья  нации.   Согласно   опросу проведенному в Санкт-Петербурге среди безработных,  этим  обеспокоены  40  % респондентов.

           Оценивая, безработицу как потери  общества,  следует  упомянуть  также следующие факторы экономической нестабильности:

                • снижение покупательного спроса.

                • сокращение сбережений.

                • снижение инвестиционного спроса.

                • сокращение предложения, спад производств.

           4. Рост числа безработных служит  благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. В Санкт-Петербурге  эту  закономерность  отмечали  12,7% опрошенных. Рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений  на 8%,  39%  зарегистрированных  преступлений   совершают   лица,   не   имеющие постоянного источника дохода.

           Также  по  данным  опроса  18%  считают,  что  безработица   усиливает социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе. А 5,2%  - что безработица ведет к снижению заработной платы, вследствие  конкуренции на рынке труда.

           Оценки мужчин и женщин примерно  одинаковы, однако женщины более   остро реагируют на снижение  жизненного  уровня  и  утрату  квалификации и менее болезненно   на   усиление   социальной   напряженности    и    политической нестабильности.

           Потеря безработными значительной  части  личных  доходов  и   ухудшение жизненного  уровня  характерна  для  всех  стран,  независимо   от   системы страхования  в  фонд  занятости,  размеров  пособий  и  другой  материальной помощи.

           В  странах  с  развитой  рыночной  экономикой   размеры   пособий   по безработице, соотнесенные со средней заработной платой, колеблется  довольно существенно. Так в США этот показатель в среднем составляет  50%,  в Канаде 60%, в Австралии 30-60%, в Бельгии 40-60%.  Западные  специалисты указывают на дестимулирующий характер высоких пособий: безропотные затягивают время поиска работы, повышается уровень притязаний  к заработной плате на новом рабочем месте.

     В России законы по социальной помощи более  либеральны,  они  позволяют получать от 45-70%  от средней заработной платы в течение года.

     При всех отрицательных сторонах  безработицы  на  определенном  уровне имеются и положительные аспекты.

Информация о работе Государственное регулирование занятости