Государственная политика борьбы с безработицей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2015 в 22:22, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что проблема безработицы является одной из самых актуальных на сегодняшний день, особенно для российского рынка труда, а занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы.
Данная курсовая работа посвящена изучению вопроса государственной политики в области борьбы с безработицей.

Оглавление

Введение ………………………………………...……..…...…………..……
3
1. Безработица, как социально - экономическое явление……………
4
1.1.
Причины и виды безработицы…………………………………….
6

2. Проблема безработицы и пути ее преодоления……………………

11
2.1.
Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы……………………………

11
2.2.
Ситуация на рынке труда в Вологодской области………………
15
3. Государственная политика борьбы с безработицей………………
19
Заключение…………………………………………………………………
26
Список использованной литературы…………………………………..
28

Файлы: 1 файл

К-262 микроэкономика. Тема Борьба с безработицей, как одно из направлений политики РФ.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С                                                           БЕЗРАБОТИЦЕЙ

 

Социальные гарантии - это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице[7].

Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН “Об экономических, социальных и культурных правах” 1966г. (Международное право в документах. М., 1982. С. 308-317) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст.2). В ст.11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь  таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития.

Закон РК “О занятости населения” предусматривает следующие виды социальной защиты таким гражданам:

  • содействие в трудоустройстве;
  • профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;
  • оплата труда безработных, занятых на общественных работах;
  • оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами.

 Различные дополнительные  социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями.

Безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган и частное агентство занятости за содействием в трудоустройстве.

Безработные граждане, предпринимающие поиск работы, регистрируются по месту жительства в уполномоченном органе.

Безработные граждане, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.

Уполномоченным органом ведется региональная база данных граждан, обратившихся в поисках работы, и безработных.

Уполномоченный орган снимает с учета безработного в случаях:

  • письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы;
  • неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения;
  • неявки без уважительных причин в течение двух рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу;
  • самовольного, без уважительной причины прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа;
  • нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения уполномоченного органа;
  • осуждение безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда;
  • назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ.

При этом безработные обязаны:

  • соблюдать порядок, условия и сроки посещения уполномоченных органов;
  • обратиться к работодателю по вопросу трудоустройства в течение пяти рабочих дней, со дня получения направления на работу, выданного уполномоченным органом;
  • своевременно (в течение пяти рабочих дней) предоставлять уполномоченному органу сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая:
  • перемену места жительства;
  • трудоустройство на постоянную работу, временную, сезонную работу, работу по договорам гражданско-правового характера;
  • занятие предпринимательской деятельностью;
  • учредительство (соучредительство) в организации независимо от организационо-правовой формы и формы собственности;
  • установление или изменение группы инвалидности;
  • назначение пенсии и получение иных доходов.

В случае сокрытия вышеперечисленных сведений или предоставления заведомо ложных сведений или поддельных документов безработные снимаются с регистрации и могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Уполномоченный орган по вопросам занятости предоставляет безработному подходящую работу.

Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места. Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом.

Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований законодательства о труде.

Организация оплачиваемых общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные, не требующие, как правило, специальной профессиональной подготовки виды временной трудовой деятельности незанятого населения.

В период кризиса в России государство разработало пакет мер, направленных на борьбу с экономическим кризисом и безработицей. Одной из мер стало создание альтернативы жизни на пособие по безработице - появление государственной системы субсидий на открытие собственного дела для граждан, официально зарегистрированных в Службе занятости в качестве безработных.

Проблема безработицы является одной из самых актуальных на сегодняшний день, особенно для российского рынка труда. По данным комитета статистики России общая численность безработных на конец 2012 г. составила 4,6 млн. чел., или 6,1% экономически активного населения. В качестве безработных в государственных службах занятости населения на декабрь 2012 г. зарегистрировано 1,4 млн. чел..

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

• выплата пособий по безработице;

• создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

• усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

• создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

    • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
    • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

    • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
    • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Безработные - наиболее уязвимые группы населения в рамках рынка труда. Права данной категории граждан регулируются Законом «О занятости населения в Российской Федерации»[2].

Вышеуказанный закон в первой его редакции был принят в 1991 г., а позднее изменялся и дополнялся большое количество раз (последние изменения произошли в 2007 г.), и каждый раз изменения и дополнения были приняты не в пользу безработных.

 Реализация прав безработной  категории граждан, согласно закону  о занятости подразумевает их  материальную поддержку, помощь  в получении дополнительного образования или новой профессии, переквалификации и нахождении новой работы. Однако поддержка предоставляется только тем, кто официально зарегистрирован в государственных службах занятости. Причем, обратиться в службу занятости можно только по месту регистрации по месту жительства, тогда как, в силу сложившейся неблагоприятной обстановки на рынке труда, многие безработные граждане не имеют такой возможности.

В данной работе мы уже указывали, что данные по количественному и процентному соотношению безработных и официально зарегистрированных в службах занятости в качестве безработных и по данные полученные в результате обследования населения по проблемам занятости разнятся.

Данные по безработице за 2004-2011 гг., полученные в результате обследования населения по проблемам занятости, а также информация Федеральной службы по труду и занятости России приведены в таблице 1.

Таблица 1

Данные по безработице за 2004-2011 гг.

 

Численность безработных, тыс.чел..

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

По данным обследований населения по проблемам занятости

7059

6287

6154

5683

5775

5208

4998

4237

По данным Федеральной службы по труду и занятости

1037

1122

1499

1638

1920

1820

1742

1553


 

Из таблицы видно, что численность безработных по данным обследования населения по проблемам занятости существенно превышает численность безработных, которые зарегистрированы в органах государственной службы занятости. В 2004 г. разрыв был больше, чем в 7 раз, впоследствии  этот показатель постепенно снижался, однако до сих пор остается на высоком уровне и в 2011 г. разрыв в показателях составил 2,7 раза.

Можно сказать, что население России не рассчитывает на поддержку государства в решении проблемы безработицы. Даже небольшая часть безработных, которая надеется на помощь, не удовлетворена поддержкой государства. Материальная поддержка, оказываемая безработным, не позволяет получать дополнительное образование или искать подходящую работу. Так, ещё в 1996 г. минимальный размер пособия по безработице приравнивался к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), а максимальный размер пособия не ограничивался. Начиная с 2003 г., минимальный размер пособия по безработице был равен 30% прожиточного минимума, а максимальный размер пособия – 100% прожиточного минимума. В 2008 г. минимальный размер пособия по безработице был равен 781 руб., а максимальный размер пособия составляет 3124 руб. С 2009 по 2011 гг. данные показатели составляют 850 и 4900 руб. соответственно[11].

При этом в 4 квартале 2008 г. прожиточный минимум составил 4630 руб., МРОТ на 1 января 2009 г. был установлен в размере 4330 руб., с 1 июня 2011 г. данные показатели были увеличены до 6116 и 4611 руб. соответственно.

Таким образом, очевидна ухудшающаяся тенденция в материальной поддержке безработной категории граждан. В сфере занятости населения сложилась неоднозначная и сложная ситуация, в которой классические теории и рекомендации по саморегулированию рынка больше не действуют. Безработица в России находится на высоком уровне, при этом безработные не надеются на помощь государства. Уровень безработицы и связанная с ним экономическая нестабильность могут представлять потенциальную опасность для социально-экономической и политической ситуации в стране.

 

 

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны[1].

Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты[2].

В данной курсовой работе мы рассмотрели формы безработицы и причины ее возникновения, рассмотрели и проанализировали  состояние на рынке труда и занятости в стране в целом и Вологодской области, государственные мероприятия, направленные на борьбу с безработицей в Российской Федерации.

Информация о работе Государственная политика борьбы с безработицей