Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:40, реферат
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Государственная политика сдерживания безработицы
Осуществляемый в России
в настоящее время переход
к рыночным отношениям связан с большими
трудностями, возникновением многих социально-экономических
проблем. Одна из них - проблема занятости,
которая неразрывно связана с
людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно
иного уровня трудовых взаимоотношений
на каждом предприятии. Однако, пока не
созданы эффективные механизмы использования
трудовых ресурсов, возникают новые и
обостряются старые проблемы занятости,
растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность
широких слоев населения - наша действительность.
Безработица представляет собой макроэкономическую
проблему, оказывающую наиболее прямое
и сильное воздействие на каждого человека.
Потеря работы для большинства людей означает
снижение жизненного уровня и наносит
серьезную психологическую травму.
Правительственная программа содействия
занятости населения должна опираться
на государственную политику занятости.
Согласно российскому закону о занятости,
ее главная цель заключается в содействии
полной, продуктивной и свободно избранной
занятости путем обеспечения профессиональной
подготовки, повышения квалификации и
переподготовки высвобождаемых граждан,
сдерживания массовой долгосрочной (хронической)
безработицы, повышения эффективности
государственной службы занятости и реализации
других мер, направленных на обеспечение
социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики
занятости на всех уровнях управления
являются федеральная, территориальные
и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в российском обществе
должен стать принцип достижения и поддержания
эффективной занятости, допускающий безработицу
в социально приемлемых пределах. Реализации
этого принципа может способствовать
оптимальное сочетание экономической
эффективности и социальных результатов,
которое будет различным в российских
регионах, отличающихся своим экономическим
потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью
и т.д.
Стабилизация и последующий рост производства
должны стать отправным пунктом реализации
стратегии занятости для достижения и
поддержания эффективной занятости при
социально допустимом уровне безработицы.
Его надо определять по двум критериям:
Наличие определенного числа
граждан, ищущих работу и официально
признанных безработными, следует рассматривать
как неизбежный результат особенностей
движения рабочей силы и рабочих
мест. Минимизация социально
На современном этапе необходимое равновесие
на рынке труда как элемент эффективной
занятости должно достигаться путем сохранения
имеющихся рабочих мест, что предполагает
их качественное развитие. Это справедливо
для России в целом, в регионах же благодаря
действию социально-демографического
фактора формирование рынка рабочей силы
может протекать по-разному.
В целях усиления социальной ориентации
экономики, достижения эффективной занятости
населения, способствующей росту благосостояния
россиян, и обеспечения необходимых условий
для создания и сохранения рабочих мест
Президент Российской Федерации утвердил
Комплексную программу мер по созданию
и сохранению рабочих мест, обязал Правительство
Российской Федерации в двухмесячный
срок обеспечить разработку и принятие
плана мероприятий по реализации Программы,
возложить на Министерство труда Российской
Федерации общее организационно-методическое
руководство и контроль за обеспечением
реализации Программы, а также координацию
работ по проведению социальной экспертизы
разрабатываемых федеральных целевых
и инвестиционных программ и рекомендовал
органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации разработать и утвердить
план мероприятий по обеспечению реализации
Программы.
Комплексная программа мер по созданию
и сохранению рабочих мест включает систему
мер, осуществляемых Президентом Российской
Федерации и Правительством Российской
Федерации совместно с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Реализация Программы призвана обеспечить
координацию долгосрочных и среднесрочных
инвестиционных программ, федеральных
целевых программ, связанных со структурной
перестройкой экономики, программ социально-экономического
развития отдельных регионов, иных программных
решений, принимаемых органами исполнительной
власти на федеральном и региональном
уровнях, в целях повышения эффективности
расходования финансовых и материальных
ресурсов, направляемых на создание и
сохранение рабочих мест.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской
Федерации в предшествующие годы показывает,
что способность складывающегося рынка
труда к саморегулированию все еще незначительна,
поэтому остается необходимость в использовании
элементов государственного регулирования,
которое предусматривается организовать
в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной
политики в социально-трудовой сфере является
формирование эффективной системы создания
и сохранения рабочих мест, сохранения
кадрового потенциала в сочетании с опережающими
мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются повышение
уровня и изменение структуры занятости
населения Российской Федерации на основе
создания экономически эффективных рабочих
мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
Федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:
На втором этапе реализации Программы, федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:
Реализуемая политика занятости
становится активной тогда, когда средства
Государственного фонда занятости
населения (ГФЗН) используются в полной
мере, а в структуре расходов преобладают
финансирование затрат на сохранение
рабочих мест и создание дополнительных,
предоставление субсидий для организации
собственного дела, покрытие затрат на
профессиональное обучение, переподготовку
и профориентацию и др.
Федеральная и региональные службы занятости
населения, аккумулируя в фондах занятости
большую часть страховых платежей, должны
с учетом сложившихся и прогнозируемых
показателей занятости и безработицы
определять кризисные территории -республики,
края, области и автономии, а в каждом из
них - города и районы.
В регионах с высоким уровнем безработицы
приоритетом в деятельности служб занятости
является выплата пособий (пассивная политика),
хотя, по мнению их руководителей, это
не означает, что следует сокращать или
сворачивать программы переподготовки
и обучения безработных. Лица, прошедшие
такие курсы, как правило, находят работу
или повышают свою конкурентоспособность
на рынке труда в будущем. Вместе с тем,
согласно данным ФСЗ, большая часть прошедших
переобучение, по всей видимости, только
"повышает свою конкурентоспособность",
поскольку в среднем по России лишь 7% безработных,
завершивших профессиональное обучение,
трудоустраиваются.
Важным принципом с позиций обеспечения
занятости населения при стабилизации
экономики является нахождение компромисса
между экономическими и социальными результатами.
На деле это означает, что все варианты
мер, направленных на стабилизацию, должны
предварительно оцениваться по их влиянию
на рынок труда и корректироваться, если
возникнет в этом необходимость.
При выборе путей формирования рынка труда
надо исходить из необходимости изучения
и анализа внутренних закономерностей,
присущих развитию занятости и сохраняющихся
в условиях рыночной экономики, поскольку
многие факторы, влияющие на важнейшие
параметры занятости, зависят непосредственно
от человека (численность населения, его
половозрастная структура, расселение
населения в городской и сельской местностях
и т.д.).
Одним из основных элементов формирования
политики эффективной занятости является
разработка и задействование механизма,
регулирующего динамичное равновесие
спроса и предложения рабочей силы на
рынке труда. В этой связи следует выделить
два блока проблем:
В реализации первого направления
большое значение приобретают методы
воздействия на занятость населения
в условиях структурных сдвигов
в экономике и развития новых
форм собственности.
Начавшемуся под влиянием рыночных реформ
стихийному процессу реструктуризации
производства важно придать управляемый
характер. Другими словами, государство
должно стимулировать создание и преобразование
рабочих мест (естественно, на новых принципах
инвестирования) в жизнеобеспечивающих
производствах, а также в наиболее развитых
в технологическом отношении отраслях
экономики. Предстоит усилить роль собственных
источников финансирования инвестиций
предприятий, то есть стимулировать проток
децентрализованных средств (предпринимателей,
населения, западных инвесторов и т.д.).
Существенное влияние на ситуацию на федеральном
и региональном рынках труда оказывает
своевременное решение проблем подготовки
и переподготовки кадров. На данном этапе
перехода к рыночной экономике следует
акцентировать внимание на двух взаимосвязанных
вопросах: что изменится в профессиональном
образовании в новых условиях и как защитить
профессиональное образование от влияния
сиюминутных интересов. Ведь возникает
очередное противоречие между формальным
и реальным образованием. Учебные заведения
готовят кадры, практически не интересуясь
ситуацией на рынке труда, касающейся
тех или иных профессий и специальностей.
В то же время работодателя в первую очередь
интересует вопрос, не какой у нанимаемого
работника диплом, а что конкретно он умеет
делать. Разрешение указанного противоречия
во многом будет способствовать стабилизации
ситуации на рынке труда.
Предметом взаимной заботы федеральных
и региональных органов исполнительной
власти остаются проблемы регулирования
миграционного движения населения по
территории России с учетом ситуации,
складывающейся на региональных рынках
труда. Особенности обеспечения возвращения
русскоязычного населения из ближнего
зарубежья в Россию должны учитываться
при реализации мер, связанных с их расселением
и обустройством. Вопрос сегодня состоит
в том, каким образом и с помощью каких
рычагов и стимулов Россия должна воздействовать
на создание единого политического и экономического
пространства на территории бывшего СССР,
позволяющего простому россиянину (а не
беженцу или вынужденному переселенцу),
проживающему в настоящее время за пределами
России, реализовать свое право жить там,
где он пожелает, в том числе и в Российской
Федерации. Достичь этого можно только
путем политических и экономических решений.
В настоящее время в законодательной и
хозяйственной практике слабо учитываются
территориальные особенности формирования
и использования трудовых ресурсов. В
относительно трудонедостаточных районах
России (включая Нечерноземную зону, Крайний
Север, Сибирь и Дальний Восток) основное
внимание должно быть уделено созданию
необходимых экономических, организационных
и правовых предпосылок для привлечения
инвестиций (в том числе зарубежных) с
целью реконструкции, модернизации и технического
перевооружения действующих производств,
более эффективного использования основных
производственных фондов и рабочих мест,
постоянного снижения доли малоквалифицированного
ручного труда, особенно в строительстве
и сельском хозяйстве, сокращения числа
малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми
и вредными условиями труда.
Забота государства о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости
как важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития многоукладной
экономики, структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.
Информация о работе Государственная политика сдерживания безработицы