Управление
унитарным предприятием осуществляет
руководитель, назначаемый собственником,
либо орган, уполномоченный собственником
и подотчетный ему. Унитарное
предприятие отвечает по своим обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом
и не несет ответственности по обязательствам
собственника его имущества.
Решение о создании унитарного
предприятия, основанного на праве
государственного или муниципального
хозяйственного ведения, принимается
соответственно уполномоченным
государственным органом или органом
местного самоуправления, который утверждает
его устав и устанавливает размер уставного
и резервного фондов. Уставный капитал
полностью подлежит оплате собственником
на момент регистрации унитарного предприятия.
Предприятие несет ответственность перед
собственником и кредиторами за соответствие
величины уставного капитала размеру
чистых активов. Уменьшение уставного
капитала производится в том случае, когда
размер чистых активов становится меньше
уставного капитала.[18] О предстоящем
уменьшении уставного фонда ставятся
в известность кредиторы предприятия,
которые могут потребовать прекращения
или досрочного исполнения обязательств
должником, а также возмещения убытков.
Собственник имущества предприятия,
основанного на праве хозяйственного
ведения, определяет предмет и цели его
деятельности, осуществляет контроль
за использованием по назначению и сохранностью
принадлежащего предприятию имущества.
Часть прибыли от использования имущества
принадлежит собственнику. Устанавливаются
законодательные ограничения на продажу
недвижимого имущества, переданного в
хозяйственное ведение, сдачу его в аренду,
использование в качестве предмета залога,
внесение в качестве вклада в уставный
капитал хозяйственных товариществ и
обществ, а также другие ограничения на
распоряжение имуществом без согласия
собственника.
Право оперативного управления
осуществляется унитарным предприятием,
являющимся федеральным казенным
предприятием, созданным по решению
Правительства РФ на базе имущества,
находящегося в федеральной собственности.
Устав казенного предприятия утверждается
Правительством РФ. Российская Федерация
несет субсидиарную ответственность по
обязательствам казенного предприятия
при недостаточности его имущества. Реорганизация
или ликвидация казенного предприятия
осуществляется только по решению Правительства
РФ.
Руководитель казенного предприятия
распоряжается имуществом только
с согласия собственника. Собственник
может выделять финансовые ресурсы
для приобретения казенным предприятием
имущества, которое также не
может быть впоследствии отчуждено
без согласия собственника. Собственник
определяет порядок распределения доходов.
Произведенная продукция может реализовываться
казенным предприятием самостоятельно,
если собственник не установил какие-то
ограничения, связанные, к примеру, с выполнением
государственного заказа или договорных
обязательств
Производственная и финансово-хозяйственная
деятельность казенного предприятия
осуществляется в соответствии
с планом-заказом и планом развития
предприятия.
Уполномоченный орган ежегодно
на основании выявляемой им
потребности в продукции, работах и услугах,
производимых предприятием с целью обеспечения
поставок для государственных нужд, выполнения
государственного заказа и заключенных
договоров, утверждает и доводит до предприятия
обязательный для исполнения и согласованный
с Минэкономики РФ и Минфином РФ план-заказ
с учетом плана развития предприятия.
Продукция, работы и услуги, произведенные
в соответствии с планом-заказом,
на которые в соответствии
с действующим законодательством
не применяется государственное
регулирование цен и тарифов, реализуются
по ценам или тарифам, устанавливаемым
уполномоченным органом. Принцип и порядок
формирования цен, определяемых в плане-заказе,
условия и периодичность их корректировки
устанавливаются Минэкономики РФ и Минфином
РФ с участием уполномоченного органа.
Продукция, работы и услуги, произведенные
в порядке самостоятельной хозяйственной
деятельности, реализуются по ценам или
тарифам, устанавливаемым предприятием
самостоятельно или на договорной основе,
а в случаях, предусмотренных законодательством
РФ, — по государственным ценам.
Источниками формирования имущества
и финансовых ресурсов казенного
предприятия являются: имущество,
переданное ему собственником
для ведения производственной
и финансово-хозяйственной деятельности;
денежные и другие средства, полученные
за произведенную продукцию, выполненные
работы, оказанные услуги; средства, выделенные
из федерального бюджета, и средства внебюджетных
фондов.
Финансирование, связанное с выполнением
плана-заказа и плана развития
предприятия, его производственным и социальным
развитием, проведением мероприятий по
мобилизационной подготовке, содержанием
объектов непроизводственной сферы, осуществляется
за счет доходов от реализации продукции,
работ и услуг. При их недостаточности
предприятию выделяются средства из федерального,
бюджета. Эти средства на финансирование
предприятий предусматриваются в федеральном
бюджете отдельной строкой. Решение о
выделении предприятию средств из федерального
бюджета принимается Правительством РФ
по представлению Минэкономики РФ и Минфина
РФ, подготовленному на основании обращения
уполномоченного органа. Выделение предприятию
бюджетных средств производится только
после представления уполномоченным органом
министерствам сведений об их расходовании
и общих результатах финансовой деятельности
предприятия за предыдущий период. Не
использованные предприятием по истечении
года бюджетные ассигнования подлежат
возврату в федеральный бюджет.
Прибыль от реализации продукции,
работ и услуг, произведенной
в соответствии с планом-заказом и в
результате разрешенной ему самостоятельной
финансово-хозяйственной деятельности,
направляется на финансирование мероприятий,
обеспечивающих выполнение плана-заказа,
плана развития предприятия и на другие
производственные цели, а также социальное
развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым
уполномоченным органом.
Свободный остаток прибыли, остающейся
после ее направления на перечисленные
выше цели, подлежит изъятию в
доход федерального бюджета.
Казенное предприятие представляет
уполномоченному органу отчет о целевом
использовании выделенных бюджетных ассигнований,
а также амортизационных отчислениях.[18]
Казенное предприятие может получать
кредиты на выполнение уставных целей
под гарантии Правительства РФ. Самостоятельное
использование полученных им доходов
допускается только в порядке и объемах,
согласованных с уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
Директор
казенного предприятия распоряжается
имуществом, включая сдачу его
в аренду, передачу во временное пользование,
только с согласия Мингосимущества РФ.
Предпринимательские риски казенного
предприятия минимизированы благодаря
непосредственному участию государства
в решении многих финансовых вопросов.
2.ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
2.1.
Состояние государственного и
муниципального секторов экономики
На современном этапе развития
российской экономики все больше
проявляется негативная тенденция
снижения эффективности управления
и использования государственной и
муниципальной собственности по сравнению
с частным сектором. В Российской Федерации
многие предприятия и учреждения данных
форм собственности являются в настоящее
время практически единственными поставщиками
товаров и услуг, как для населения, так
и для самого государства, поэтому решение
проблемы повышения уровня управления
данными видами собственности приобретает
принципиальное значение. Первостепенную
роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая
база, обеспечивающая усиление государственного
контроля и регулирование как в государственном
секторе экономики, так и в других сферах,
связанных с использованием государственной
собственности.
Общая нормативная база управления
государственной собственностью
достаточно полна. В то же время ощущается
явная нехватка нормативных правовых
актов, регулирующих конкретный порядок
управления собственностью. Основной
проблемой управления государственным
имуществом и собственностью является
низкая эффективность по каждому виду
объектов управления (государственным
унитарным предприятиям, учреждениям,
акциям, долям в уставных капиталах, федеральной
недвижимости). Назрела потребность законодательного
оформления принципов, приоритетов и механизмов
управления и распоряжения государственным
имуществом, которые были сформулированы
в1 999 году в "Концепции управления государственным
имуществом и приватизации в Российской
Федерации".[17]
Повышение эффективности управления
государственной и муниципальной
собственностью, прежде всего, связано
с определением критериев эффективности
управления по каждому виду объектов собственности.
В этом разрезе приоритет должны иметь
не только критерии бюджетной и экономической
эффективности, но и критерии достижения
поставленных перед объектами собственности
целей.
Особое место среди других
видов государственной и муниципальной
собственности занимают так называемые
хозяйствующие субъекты, которые
образуют государственный и муниципальный
сектор экономики. По своим
масштабам и выполняемым функциям
этот сектор не имеет аналогов
среди отраслей народного хозяйства.
В результате осуществления экономических
реформ и приватизации в экономике
Российской Федерации произошли
существенные структурные изменения,
в результате которых в большинстве
отраслей частный сектор занял
превалирующие позиции. Вместе с тем, государственный
и муниципальный сектора продолжают занимать
ведущие позиции в отраслях естественных
монополий, социальной сфере, оборонно-промышленном
комплексе.
О
масштабах этих секторов можно судить
по показателям занятости населения. В
2006 году в организациях государственной
и муниципальной форм собственности было
занято почти 24 млн. человек, что составляет
36% от общего числа занятых в экономике
и около четверти всех трудовых ресурсов
страны. Численность занятых в государственном
и муниципальном секторах распределена
приблизительно поровну.
Государственный сектор экономики,
к хозяйствующим субъектам которого
Правительство Российской Федерации
относит: государственные унитарные
предприятия (в том числе казенные); государственные
учреждения, хозяйственные общества, в
уставном капитале которых более 50% акций
(долей) находится в государственной собственности
и хозяйственные общества, в уставном
капитале которых более 50% акций (долей)
находится в собственности хозяйственных
обществ, относящихся к государственному
сектору экономики, включал по состоянию
на начало 2006 года 85754 субъектов. Из них
государственные унитарные предприятия
насчитывали 22377 единиц, государственные
учреждения – 57116 единиц, хозяйственные
общества с долей государственной собственности,
превышающей 50% уставного капитала – 6261.
Необходимо отметить, что хозяйствующие
субъекты государственного сектора экономики
составляют по данным Единого государственного
регистра предприятий и организаций около
55% от числа всех предприятий и организаций,
находящихся в государственной собственности.[17]
В состав федерального государственного
сектора входило 47615 хозяйствующих
субъектов, в том числе: федеральных
государственных унитарных предприятий
– 9846, государственных учреждений – 37081,
открытых акционерных обществ с долей
государственной собственности, превышающей
50% уставного капитала – 718.
Доля государственного сектора
в общем объеме произведенной
промышленной продукции составляет около
15%, причем имеет в последние годы тенденцию
к незначительному сокращению ряде отраслей
государственный сектор занимает ведущие
позиции: электроэнергетика – 86-88%, оборонно-промышленный
комплекс – 51%. Существенный уровень госсектора
сохраняется в микробиологической, медицинской
и нефтеперерабатывающей промышленности
– порядка 20%. Менее 5% производства продукции
приходится на нефтедобывающую, угольную,
химическую и нефтехимическую, лесную
и пищевую промышленность. Хозяйствующие
субъекты государственного сектора практически
отсутствуют в машиностроении и металлообработке.[17]
В общем объеме выпуска продукции
сельского хозяйства сельскохозяйственными
организациями доля государственного
сектора составляет около 9%. На государственный
сектор в транспортном комплексе по результатам
2008 года приходилось около 40% общего объема
коммерческих перевозок грузов, около
90% общего грузооборота и почти 63% общего
объема пассажирооборота транспортных
организаций всех форм собственности.
Доля государственного сектора
в объеме платных услуг связи
населению в последние годы
составляет порядка 50%. На потребительском
рынке предприятиями государственного
сектора оказывается порядка
17% от общего объема платных
услуг, предоставляемых организациями
всех форм собственности.
В социально-культурной сфере
имеет место тенденция увеличения
доли государственного сектора
в объеме предоставления платных
услуг. Так в сфере образования
на государственные учреждения
приходится 45%, в области здравоохранения
– порядка 21%, в сфере культуры – 17-18%.
Уменьшается удельный вес государственного
сектора в сфере выполнения
научных исследований и разработок.
В общем объеме внутренних
затрат на исследования и разработки
на госсектор приходится две трети
ассигнований. При этом количество научных
организаций госсектора за 2007 год должно
было сократиться на 10% и составить в общей
численности порядка 53%.