Управление государственной и муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека.
Запасы минеральных вод и других веществ, заключенных в недрах земли и находящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей, а также могут быть памятниками природы, истории, культуры.

Оглавление

I. Введение
II. Основная часть:
1). Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции
а) Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
б) Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых
в) Планирование использования и охраны недр
г) Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых
д) Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр
е) Разрешение споров по вопросам пользования недрами
2). Понятие права недропользования.
III. Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 66.19 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Содержание:

                                I. Введение

                II. Основная часть:

1). Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции

а) Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

б) Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

в) Планирование использования и охраны недр

г) Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых

д) Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

е) Разрешение споров по вопросам пользования недрами

2). Понятие права недропользования.

                                     III. Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

 

 

 

Введение

 

В единой системе  природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.

 

Под недрами  понимается часть земной коры, расположенная  ниже почвенного слоя, а при его  отсутствии - ниже земной поверхности  и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

 

Закон РФ о  недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 8 февраля 1995 г.1) регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

 

Данный Закон  содержит правовые и экономические  основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.

 

Законодательство  РФ о недрах основывается на Конституции  РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  субъектов РФ-Закон РФ о недрах действует на всей территории РФ, а  также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

 

Законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  РФ не могут противоречить данному  Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в  редакции федерального закона от 8 февраля 1995 г.).

 

Специфические отношения, связанные с геологическим  изучением и добычей отдельных  видов минерального сырья, а также  захоронением радиоактивных отходов  и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о недрах.

 

Субъекты  РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях  регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

 

Недра в границах территории РФ, включая подземное  пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной  собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами  находятся в совместном ведении  РФ и ее субъектов.

 

Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных  указанным Законом.

 

В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный  фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа2.

 

Владение, пользование  и распоряжение государственным  фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих  на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.

 

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные про граммы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем государственных органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными  видами ресурсов недр, наличие которых  влияет на национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее

суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные  участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать с гатус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ Часть месторождении федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

 

Порядок отнесения  участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений  полезных ископаемых, и порядок отнесения  их к федеральной собственности  устанавливаются федеральными законами.

 

Связь недр с землей проявляется в том, что  они являются продуктами природы: выступают  непосредственным продолжением земельной  территории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность.

 

Вместе с  тем недра имеют специфические  особенности, являясь как основным средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственным операционным базисом (при использовании  пространства недр для размещения подземных  складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

 

Полезные  ископаемые и минеральные ресурсы  не поддаются восстановлению, в процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторождения распределены неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной степени.

 

В экологическом  аспекте недра служат естественным фундаментом земной поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана  с возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека.

 

Запасы минеральных  вод и других веществ, заключенных  в недрах земли и находящихся  на ее поверхности, используются для  лечебных и научных целей, а также  могут быть памятниками природы, истории, культуры.

 

Объектом  права государственной собственности  на недра признаются как уже открытые, так еще и не открытые полезные ископаемые. Открытыми месторождениями считаются такие, наличие которых точно установлено. Все остальные месторождения признаются еще не открытыми.

 

Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необщераспространенные.

 

К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий), галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для фарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник мел, гипс, мергель, туф, известняк , сланец, гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.

 

К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

 

Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой режим. Месторождения  необщераспространенных полезных ископаемых делятся на месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного значения.

 

Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утвержденными классификациями полезных ископаемых раздельно для каждого вида минерального сырья.

 

Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на балансовые и забалансовые.

 

Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы, использование которых в настоящее время экономически целесообразно и которые должны удовлетворять определенным кондициям.

 

Забалансовые - это такие запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических условиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения.

 

Отнесение запасов  к одной из указанных групп  меняет правовое положение месторождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации и включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.

 

Особый вид  полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные особому правовому  режиму и относящиеся к месторождениям регионального и местного значения.

 

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании  недрами3» предусмотрено впредь до вступления в силу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе продукции, для создания правовых основ для привлечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья, использовать положения настоящего Указа.

  1. Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции

 

Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет собой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное, эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими объектами природы

 

Различается государственное регулирование  со стороны собственников недр, которое  осуществляется государственными органами и от имени государства, и внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями (изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование пространства недр, передача недр во вторичное пользование)

 

В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию  федеральных органов государственной  власти РФ в сфере регулирования  отношений недропользования входят

  • разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах,
  • определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ,
  • установление общго порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых,
  • создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств,
  • государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения,
  • составление государственного баланса запасов полезных ископаемых. государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных
  • ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведение государственного учета месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр,
  • распоряжение недрами континентального шельфа РФ,
  • введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды,
  • распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ,
  • определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на условиях раздела продукции,
  • координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами,
  • защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;
  • разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ,
  • заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр,
  • государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его определения

Информация о работе Управление государственной и муниципальной собственностью