Государственная и муниципальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является овладение теоретическими основами управления собственностью в условиях рыночных отношений с учетом особенностей развития экономики России, формирование теоретических знаний по управлению государственной и муниципальной собственностью.
В ходе изучения темы ставятся следующие задачи:
- получить теоретические основы, важнейшие понятия, формы и уровни собственности;
- выявить основные возможности преобразования форм собственности;
- разобраться с состоянием государственного и муниципального секторов экономики
- выявить эффективные методы использования государственной и муниципальной собственности

Оглавление

Введение 3
1. Понятие собственности и ее основные формы
6
1.1. Понятие собственность, его юридическое и экономическое содержание, ее место и роль в системе экономических отношений


6
1. 2. Государственные и муниципальные формы собственности
12
2.Повышение эффективности использования государственной муниципальной собственности


21
2.1. Состояние государственного и муниципального секторов экономики
21
2.2. Эффективность использования государственной и муниципальной собственности
25
2.3. Возможные направления развития законодательства в части повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью


28
Заключение 30
Список литературы и источников 32

Файлы: 1 файл

Курсовая2.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

         Муниципальный сектор экономики.  Основными отраслями муниципальной  экономики являются жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение – главные составляющие социальной сферы. Из 240 тысяч организаций и предприятий муниципальной формы собственности более 135 тысяч относится к социальной сфере. Численность муниципальных унитарных предприятий достигает 45 тысяч единиц. К муниципальному сектору экономики в транспортном комплексе относятся перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, выполняемые автомобильным транспортом, городским электрическим (трамвай и троллейбус) и метрополитеном. В промышленности и сельском хозяйстве страны доля муниципального сектора экономики не превышает 1%. Приблизительно на таком же уровне находится данный сектор в общем объеме оборота розничной торговли. И только по объему платных услуг населению рассматриваемый сектор занимает достаточно высокие позиции (15%) и имеет тенденции к увеличению своей доли.

         Располагаемая статистика не  позволяет более точно оценить  отраслевую структуру основных  субъектов хозяйствования муниципального  сектора экономики, их вклад в производство товаров и услуг. В то же время, на их содержание расходуется практически весь местный бюджет. Удельный вес расходов местных бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет 20-25%, на образование – 20-25%, на здравоохранение – 15%, на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь – 20%, на культуру, искусство и кинематографию – 3%. На государственное и местное самоуправление приходится 6,5%, на социальную политику – 6,5-7%.    

       2.2. Эффективность использования государственной и муниципальной собственности.

         Сложившаяся практика оценки  эффективности использования государственной  и муниципальной собственности  основывается на анализе состояния  и тенденций изменения её вклада  в формирование базы неналоговых  доходов бюджетов всех уровней. Точно оценить долю неналоговых доходов, поступивших от государственного и муниципального секторов экономики, на располагаемой информационной и статистической базе не представляется возможным. Обобщенная оценка по ряду независимых источников показывает, что они составляют около 5% доходов бюджетов всех уровней.

         На федеральном уровне рассматриваются  два вида источников дохода. Возобновляемые  источники, к основным из которых  относятся: дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности; часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), доходы от реализации имущества государственных унитарных предприятий (учреждений) и военного имущества.[17] Не возобновляемые источники, включающие доходы от приватизации федерального имущества (продажи имущества и пакетов акций акционерных обществ) и доходы от продажи земли. Объем данных неналоговых доходов ежегодно определяется федеральным бюджетом.

         О современном уровне обоснованности  доходов и эффективности использования  собственности можно судить по  результатам оценок основных  возобновляемых источников доходов  федерального бюджета, приведенных  в "Заключении аудиторов Счетной  палаты Российской Федерации на проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год". Так например, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, выплачивает только порядка 15% акционерных обществ с федеральным пакетом акций. При этом, на долю 12 крупнейших акционерных обществ приходилось в 2006 году три четверти начисленных дивидендов.

         Дивидендная задолженность за 2007, 2008, 2009 годы составляла на начало каждого последующего года 570-960 млн. рублей. Таким образом, государство кредитовало акционерные общества без материальной выгоды для федерального бюджета, а с другой – суммы дивидендов, не поступивших в федеральный бюджет, обесцениваются в связи с инфляцией. В результате Счетная палата РФ оценила объем поступлений дивидендов в федеральный бюджет на уровне 14,5-14,9 млрд. рублей, против 12,5 млрд. рублей, предусмотренных федеральным бюджетом. При оценке доходов от сдачи в аренду федерального имущества Счетная палата отмечает высокую задолженность перед федеральным бюджетом по арендной плате за предыдущие годы (в том числе по арендной плате за землю, которая с 1 января 2006 года перечисляется в региональные бюджеты), недостаточную обоснованность стоимости аренды и арендуемого имущества.

         По оценкам Счетной палаты доходы от аренды в 2007 году составляли порядка 9,2-10,4 млрд. рублей, а не 8,7 млрд. рублей как заложено в проекте бюджета. Поступления части прибыли ФГУП, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по мнению Счетной палаты, в перспективе должны быть сопоставимы по своим объемам с бюджетным заданием по перечислению дивидендов по акциям, принадлежащим государству.  В настоящее время, по бюджету 2010 года, ФГУПы должны перечислить 3,2 млрд. рублей. Имеет место низкая финансовая дисциплина. Так по данным Минимущества РФ в первом полугодии 2009 года перечисление части прибыли осуществили только около 11% зарегистрированных ФГУП.

         Приведенные оценки показывают, что существующая практика использования  федеральной собственности в  государственном секторе экономики,  в разрезе обеспечения высокой доходности федерального бюджета, характеризуется низким уровнем обоснованности экономических и финансовых результатов, слабой финансовой дисциплиной, недостаточным уровнем контроля за деятельностью государственных организаций и предприятий.     Необходимо также отметить, что произвести реальную оценку эффективности возможно только при наличии дополнительных данных о бюджетных расходах на содержание государственного сектора экономики и данных о платежах хозяйствующих субъектов в федеральный бюджет и бюджеты других уровней по налогам и иным обязательствам.

         На уровне субъектов Российской  Федерации основные проблемы  эффективного использования государственной  собственности носят, в большинстве  регионов, аналогичный характер.

         По оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в целом по регионам отмечается стабильный рост эффективности использования муниципальной собственности. Удельный вес неналоговых денежных доходов от использования муниципальной собственности в общем объеме доходов местных бюджетов на 2011 год запланирован на уровне 4,8%. В отдельных регионах Дальневосточного и Сибирского федеральных округов эта доля составляет соответственно до 12,5% и 9%.[17] Структура использования муниципальной собственности по федеральным округам имеет существенные отличия. Так сдача в аренду имущества должна принести в 2011 году от 29,8% (ДВФО) до 82,3% (СЗФО) денежных доходов. Продажа имущества - от 3,2% (ДВФО) до 37,3% (УФО). Прибыль от деятельности муниципальных унитарных предприятий – от 0,5% (УФО) до 66,5% (ДВФО). Основным источником пополнения местных бюджетов является сдача в аренду муниципальной собственности, которая должна принести в 2011 году более 13,5 млрд. рублей (без учета данных по г. Москва), что более чем в полтора раза превышает поступления от аренды федерального имущества. Деятельность муниципальных унитарных предприятий должна принести около 4,7 млрд. рублей.  

       2.3. Возможные направления развития законодательства в части повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.

         К основными задачами законодательного  обеспечения эффективного управления  федеральной, региональной и муниципальной  собственностью можно отнести:

       - структурную и количественную  оптимизацию организаций и предприятий государственной и муниципальной форм собственности;

       - обеспечение полного и своевременного  учета государственной и муниципальной  собственности и всех проводимых  с ней операций;

       - создание единой системы контроля  за сохранностью государственной  и муниципальной собственности и использованием её по назначению;

       - выработку критериев оптимальных  решений по распоряжению государственной  и муниципальной собственностью;

       - повышение инвестиционной привлекательности  государственной и муниципальной  собственности.

         Большинство из перечисленных  задач можно решить посредством  разработки Федерального закона  "Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации" (рабочее название). Данный закон должен содержать:

       -цели, задачи и принципы управления  государственной собственностью (по основным видам объектов собственности);

       -правила  разграничения федеральной собственности,  собственности субъектов Федерации,  собственности муниципальных образований;

       -особенности  владения, пользования, распоряжения  имуществом;

       -правила  и порядок отнесения имущества  к каждому из видов собственников;

       -правила  и организационные основы учета  имущества; классификации объектов  учета; ведения реестров государственного  и муниципального имущества;

       -принципы  организации системы управления собственностью,

       -сферы  компетенции органов государственной  власти в отношении собственности;

       -общие  принципы управления собственностью  на уровне субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований,  которые должны стать для них  основой разработки собственной нормативно-правовой базы;

       -правила  и порядок приобретения и прекращения  прав собственности;

       -критерии  и параметры оценки эффективности  деятельности хозяйствующих субъектов  с точки зрения эффективности  использования бюджетных средств  (например, обязательность ведения и представления на все уровни бюджетной системы балансовой отчетности по собственности, пассивам и активам собственника);

       -критерии  и правила сохранения объектов  собственности в качестве субъектов  хозяйствования (принципы и условия  реорганизации).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Общественная  мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные  обращения к ней можно найти  в исторической, философской и  художественной литературе. Богатая  традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности. 

       Собственность принадлежит к числу таких  понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы  человечества. 

       Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. 

       Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал. 

       Освобождение  от личной зависимости привело, с  одной стороны, к юридическому равноправию  всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической  власти одних и экономической зависимости других. 

       В социально-экономической литературе, в том числе и юридической, широко распространено определение  собственности как присвоения индивидом  или коллективом средств и  продуктов производства внутри и  посредством определенной общественной формы или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение. 

       Формы собственности представляют собой  различные комбинации признаков

       (правомочий).

       В данной работе были рассмотрены: понятие собственности, ее юридическое и экономическое содержание, место и роль в системе экономических отношений, также государственная и муниципальная собственность и состоянием государственного и муниципального секторов экономики. В ходе изучения темы были выявлены:  основные возможности преобразования форм собственности, эффективные методы использования государственной и муниципальной собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 

Информация о работе Государственная и муниципальная собственность