Финансовая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование сущности и функции финансов в целом, а также исследование финансовой система России, принципов формирования и функционирования отдельных ее звеньев.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

◦Дать определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций.
◦Обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы.
◦Подробнее разобрать функционирование одного определенного звена финансовой системы (мною были выбраны внебюджетные фонды РФ).
◦Составить представление о финансовой политике страны и ее составляющих.
◦Подробнее обратиться к анализу одного из звеньев финансовой политики РФ (налоговой политики).
◦Проанализировать статистические данные, относящиеся к функционированию финансовой системы страны.

Оглавление

Введение 3

1. Сущность, признаки и функции финансов 5

Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

эконом.doc

— 426.00 Кб (Скачать)
 

    Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется  особенностями в формировании и  использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

    В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное  понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

    -По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

    Централизованные (государственные) финансы включают:

    • государственные бюджеты;
    • государственные социальные внебюджетные фонды;
    • государственный кредит;
    • государственное страхование.
    • К децентрализованным финансам относят:
    • финансы коммерческих предприятий и организаций;
    • финансы некоммерческих организаций;
    • финансы домохозяйств.

    Централизованные  фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

     -По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

    • финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
    • финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
    • фонды страхования: государственного, частного;
    • финансы домохозяйств.

    Финансы государства структурно можно представить  следующим образом (рис. 1):

    

    Рис. 1. Структура государственных и  муниципальных финансов. 

    Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

    Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики  нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных  актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

    Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических  задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

    Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых  правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

     - Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):

    • основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
    • вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).
 

    

    Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ. 

     - Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

    На  федеральном уровне институциональная  структура включает:

    • комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
    • Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
    • Центральный банк Российской Федерации;
    • Счетную палату Российской Федерации;
    • Федеральную таможенную службу;
    • Федеральную службу по финансам и рынкам;
    • Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

    На  уровне субъектов РФ:

    • комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
    • министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;
    • главные управления Банка России субъектов Федерации;
    • Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
    • Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
    • Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
    • Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

    На  муниципальном уровне:

    • комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
    • управления (департаменты, отделы) финансов;
    • аппарат Департамента контроля Минфина России;
    • городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
    • городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
    • городские (районные) налоговые службы;
    • счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
    • городскую (районную) таможню.

    На  уровне хозяйствующих субъектов  управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

    Финансовая  система Российской Федерации в  соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие  звенья:

    • государственный бюджет;
    • государственные внебюджетные фонды;
    • государственный кредит;
    • фонд страхования;
    • фондовый рынок;
    • финансово-кредитную систему;
    • финансы предприятий различных форм собственности.

 

     3. Краткая характеристика звеньев  финансовой системы

 

    3.1Государственный бюджет 

    Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.

    Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это  финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

    Бюджет  субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты  крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).

    Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и  районов с включением бюджетов районного  центра. 

    3.2Государственные внебюджетные фонды 

    В современном экономическом словаре  даются следующие определения внебюджетных фондов:

    • денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, государственный фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования);
    • средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.

 

    3.3Государственный кредит 

    Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.

    При государственном кредите государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами. 

    3.4Фонд страхования 

    Фонд  страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных  бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

    До 1990 г. страхование в России было построено  на началах государственной монополии. Это означало, что только государство  могло совершать операции по страхованию  и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

    В связи с развитием рыночных отношений  появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

    Страхование в условиях рыночной экономики все  больше становится сферой коммерческой деятельности. 

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации