Финансовая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование сущности и функции финансов в целом, а также исследование финансовой система России, принципов формирования и функционирования отдельных ее звеньев.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

◦Дать определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций.
◦Обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы.
◦Подробнее разобрать функционирование одного определенного звена финансовой системы (мною были выбраны внебюджетные фонды РФ).
◦Составить представление о финансовой политике страны и ее составляющих.
◦Подробнее обратиться к анализу одного из звеньев финансовой политики РФ (налоговой политики).
◦Проанализировать статистические данные, относящиеся к функционированию финансовой системы страны.

Оглавление

Введение 3

1. Сущность, признаки и функции финансов 5

Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

эконом.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

     Так как главной характеристикой  финансовых отношений является их распределительный  характер, то и главной функцией финансов является распределительная функция.

     Финансы обслуживают разные этапы распределения  совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

     Финансовый  метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный, местный. Ему  присуща многоступенчатость, порождающая  разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

     В целом распределительная функция  финансов позволяет:

  • создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
  • осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
  • создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

     Наряду  с распределительной к главным  функциям финансов относится и  контрольная функция. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса.

     Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

     Существует  необходимость координации в  реализации двух указанны функций, так  как если контрольная функция  не осуществляется на практике, то и  невозможно судить об эффективности  распределительной функции.

     Распределительная функция осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Следовательно, можно говорить о третьей функции финансов – регулирующей.

     Регулирующая  функция финансов проявляется не только на уровне государства и хозяйствующих  субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений в иерархии ее построения.

    1.1 Понятие финансовой системы

 

    Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

    Выделение форм финансовых отношений характеризует  относительное отделение отдельных  составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

    Финансовая  система государства является отображением форм и методов конкретного использования  финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

    Финансовые  системы некоторых государств могут  отличаться по своей структуре, но они  все имеют общий признак –  это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

    Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность  относительна в средине единого  целостного. Финансовая система –  это совокупность разнообразных  видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

    1.2 Финансовая политика и ее влияние на экономику

 

    Государственная финансовая политика есть часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

    Главной целью государственной финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня качества жизни и уровня населения.

    В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

    Бюджетная политика основывается на законодательных актах страны, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

    Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Под понятием налоговая политика понимается совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Однако взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.

    В мировой практике выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы:

    -горизонтальное и вертикальное равенство (горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги; вертикальное – что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные);

    --нейтральность налогов;

    -удобство взимания налогов для правительства;

    -минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога;

    -трудность уклонения от уплаты налога.

    Кроме того, мировой практикой доказано, что: налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов налогообложения приводит к повышению расходов по сбору  налогов, у росту недоимок и штрафов; основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество); превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов; косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.п.; высокие налоги приводят к утечке капитала; в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

    Инвестиционная  политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Она реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача инвестиционной политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику страны.

    Социальная  политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан страны, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам и др.

    Таможенная  политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между самими хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами.

    Наряду  с государственной финансовой политикой  существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Для достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм.

    Финансовая  политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

    Влияние финансовой политики на экономику страны, и в частности, влияние изменения  государственных расходов и налогов, можно наглядно рассмотреть, введя  понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве ВВП.

    Существует  два типа фискальной политики: стимулирующая фискальная политика, имеющая своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагающая увеличение государственных расходов G, снижение налогов T или комбинирование этих мер, и сдерживающая фискальная политика, имеющая своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагающая снижение G, увеличение T или комбинирование этих мер.

    В краткосрочной перспективе стимулирующая фискальная политика может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Меры же сдерживающей фискальной политики в краткосрочном периоде позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и роста производства. В более долгом периоде она может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции.

    В краткосрочном периоде меры бюджетно-налоговой  политики сопровождаются эффектами  мультипликаторов госрасходов, налогов и сбалансированного бюджета.

    В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как госрасходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.

    В классической модели фискальной политике отводится не главная роль, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции. К тому же подобное повышение госрасходов и снижение налогов в финансовой системе государства вызывает лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и выпуска.

    2.Структура  финансовой системы РФ

 

    Понятие «финансовая система» употребляется  в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

    Само  понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет  упорядочить и целенаправленно  управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

  • Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
  • Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
  • Единстве и взаимодействии подсистем;
  • Наличии специального обслуживающего аппарата;
  • Наличии собственной финансовой базы.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации