Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:58, курсовая работа
Цель работы – исследование экономического потенциала федеральных округов Российской Федерации.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие экономического потенциала, его структуру и характеристику;
раскрыть содержание понятия федерального округа;
определить основные направления стратегического планирования в развитии федеральных округов;
проанализировать основные показатели развития социально-экономической сферы;
рассмотреть проблемы развития системы федеральных округов Российской Федерации;
предложить пути повышения эффективности развития федеральных округов Российской Федерации;
Введение 3
Глава 1. Районирование России и место в нем федеральных округов 5
1.1. Понятие и сущность федерального округа 5
1.2. Экономический потенциал: понятие, структура, характеристика 11
Глава 2. Оценка экономического потенциала федеральных 17
округов РФ 17
2.1. Основные показатели оценки экономического потенциала
федеральных округов РФ 17
2.2. Стратегическое планирование в развитии федеральных округов 31
Глава 3. Проблемы и перспективы развития экономического 36
потенциала федеральных округов Российской Федерации 36
3.1. Проблемы развития системы федеральных округов 36
Российской Федерации 36
3.2. Пути повышения эффективности развития федеральных округов Российской Федерации 39
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения
Основные показатели социально-экономического развития федеральных округов РФ на среднесрочную перспективу согласованы с показателями основного варианта макроэкономического прогноза развития Российской Федерации на 2012-2014 годы.
Время, прошедшее с
момента образования
Одновременно развитие
системы округов создает ряд
предпосылок для изменения
В экономическом плане новые столичные регионы могли бы в перспективе получить дополнительные инфраструктурные преимущества над другими субъектами федерации. К таковым относятся: приоритетное финансирование и приоритетное рассмотрение проблем на правительственном и президентском уровне; приоритетное развитие инфраструктуры (дороги, телекоммуникации и т.д.); возможность концентрации финансовых потоков за счет концентрации в них налогоплательщиков, а также банковских систем регионов.
Какое будущее ждет федеральные округа? В большинстве своем ответы участников различных исследований, проводившихся на эту тему, остаются крайне неопределенными. Для того чтобы федеральные округа стали влиятельной структурой, считают некоторые опрошенные, потребуются серьезные усилия со стороны федерального Центра, направленные на расширение полномочий, придание этому институту конституционного статуса и укрепление его кадрового потенциала.
Полагаем, что федеральные округа как территориально-
В настоящее время институты федеральных округов и полномочных представителей Президента стали данностью и фактором нашей жизни. Представители Президента стали весомыми игроками на региональном поле, а их аппараты превратились в еще один центр принятия решений и политического влияния. Многое полпредами уже сделано, еще больше предстоит сделать.
Приложения
Приложение 1
Федеральные округа Российской Федерации
Федеральные округа Российской Федерации
были созданы в соответствии с
Указом Президента России № 849 «О полномочном
представителе Президента Российской
Федерации в федеральном округе» от 13
мая 2000. Федеральные округа не являются
частью территориально-
1 Центральный федеральный округ (ЦФО)
2 Южный федеральный округ (ЮФО)
3 Северо-западный федеральный округ (СЗФО)
4 Дальневосточный федеральный округ (ДВФО)
5 Сибирский федеральный округ (СФО)
6 Уральский федеральный округ (УФО)
7 Приволжский федеральный округ (ПФО)
Приложение 2
Численность населения
Российской федерации по федеральным
округам,
млн. чел.
1 Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 N 849 (ред. от 07.09.2010) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - N 20. - Ст. 2112; 2010. - N 37. - Ст. 4643.
2 Чепалыга, А.Л. Регионы России: Справочник / Чепалыга А.Л., Чепалыга Г.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К°, 2011. – С. 25.
3 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 г. – М.: Проспект, 2011. – С. 4.
4 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.1997 № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 1997. - № 1.
5 Черкасов, К.В. Институт полномочных представителей президента российской федерации в федеральных округах в механизме гармонизации федерального и регионального нормотворчества / Черкасов К.В. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 2. - С. 17.
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2011 № 338 «О предоставлении в 2011 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа, на реализацию инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 20. - Ст. 2818.; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 42. - Ст. 5401.
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 № 363 «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в Северо-Кавказском федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 22. - Ст. 2776.
8 Таран, О.Л. Социально-экономический потенциал и его использование по федеральным округам Российской Федерации / Таран О.Л.// Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 10. - С. 8 .
9 Щуков В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования. – Иваново: ИГТА, 2007. – с. 10
10 Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие для вузов по экономическим специальностям / В.Г. Глушкова, А.А. Винокуров, С. В. Макар и др.; под ред. В. Г. Глушковой, Ю. А. Симагина - М.: Кнорус, 2011. – с. 154-155
11 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 39. - Ст. 5489.
12 Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие для вузов по экономическим специальностям / В.Г. Глушкова, А.А. Винокуров, С. В. Макар и др.; под ред. В. Г. Глушковой, Ю. А. Симагина - М.: Кнорус, 2011. – С. 35.
13 Гохберг, М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития: Финансы и статистика / Гохберг М.Я. - М.: Финансы и статистика, 2010. – С. 38.
14 Социально-экономическое положение России – 2011 г. / Росстат - М.: Статистика России, 2011. – С. 46
15 Басаргин, В.Ф. Инвестиционная стратегия развития федерального округа: подходы к формированию и реализации / В.Ф. Басаргин, В.В. Власова // Известия Уральского государственного университета. – 2006. – № 42. – С. 198.
16 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 38. - Ст. 5400.
17 Социально-экономическое положение России – 2011 г. / Росстат - М.: Статистика России, 2011. – С. 57-59.
18 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 40. - Ст. 5107.
19 Чувашская Республика и субъекты Приволжского федерального округа в цифрах. 2011: статистический сборник / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Чуваш. Респ.; редкол.: Э. Г. Максимова (пред.) и др. - Чебоксары: Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Чуваш. Респ., 2011. – С. 42.
20 Экономическая энциклопедия регионов России. Уральский федеральный округ. Свердловская область / Андронов В.В. и др. - М.: Экономика, 2011. – С. 58.
21 Социально-экономическое положение России – 2011 г. / Росстат - М.: Статистика России, 2011. – С. 68-71.
22 Социально-экономическое положение России – 2011 г. / Росстат - М.: Статистика России, 2011. – С. 74 - 82.
23 Социально-экономическое положение России – 2011 г. / Росстат - М.: Статистика России, 2011. – С. 92-98
24 Черкасов, К.В. Взаимодействие полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах с управлениями минюста России по федеральным округам / Черкасов К.В. // Современное право. - 2008. - № 4. - С. 24.
25 Мамин, Р.Г. Приволжский федеральный округ - перспективы экологического сервиса: ТИССО / Мамин Р. Г., Серова О. В. - М.: ТИССО, 2011. – С. 11.
26 Таран, О.Л. Социально-экономический потенциал и его использование по федеральным округам Российской Федерации / Таран О.Л. // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 10. - С. 13.
27 Ковалева, Т.Ю. Оценка изменений отраслевой и региональной структуры ВРП по видам экономической деятельности и федеральным округам Российской Федерации / Ковалева Т.Ю. // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1. - С. 332..
28 Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 № 1003 «О Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6731.
29 Подробное описание сценарных условий и прогнозных параметров варианта 2b приведено в документе «Сценарные условия для формирования вариантов социально-экономического развития в 2012-2014 гг.» 22 апреля 2011 г.
30 Медков, В. М. Демографические прогнозы ООН для мира и России / В. М. Медков // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. - 2010. - №1. - С. 139..
31 За пределы прогнозного срока выходит только действие ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы», ФЦП Калининградской области действует до 2014 года, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего востока и Забайкалья» действует до 2013 года, однако предполагается продление срока ее действия до 2018 года, ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики» действует до 2012 года, ФЦП «Юг России» действует до 2014 года.