Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:58, курсовая работа
Цель работы – исследование экономического потенциала федеральных округов Российской Федерации.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие экономического потенциала, его структуру и характеристику;
раскрыть содержание понятия федерального округа;
определить основные направления стратегического планирования в развитии федеральных округов;
проанализировать основные показатели развития социально-экономической сферы;
рассмотреть проблемы развития системы федеральных округов Российской Федерации;
предложить пути повышения эффективности развития федеральных округов Российской Федерации;
Введение 3
Глава 1. Районирование России и место в нем федеральных округов 5
1.1. Понятие и сущность федерального округа 5
1.2. Экономический потенциал: понятие, структура, характеристика 11
Глава 2. Оценка экономического потенциала федеральных 17
округов РФ 17
2.1. Основные показатели оценки экономического потенциала
федеральных округов РФ 17
2.2. Стратегическое планирование в развитии федеральных округов 31
Глава 3. Проблемы и перспективы развития экономического 36
потенциала федеральных округов Российской Федерации 36
3.1. Проблемы развития системы федеральных округов 36
Российской Федерации 36
3.2. Пути повышения эффективности развития федеральных округов Российской Федерации 39
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения
Инвестиции. В варианте 2b макроэкономического прогноза предполагается, что докризисный объем инвестиций по стране в целом восстановится только в 2012 году. В дальнейшем инвестиции будут расти в среднем на 7-8%, увеличившись в 2014 году на 36%. Пространственная структура инвестиций будет определяться реализацией общенациональных приоритетов в распределении бюджетных инвестиций, инвестиционной политикой крупных компаний, а также инвестиционной привлекательностью отдельных территорий. В рассматриваемом периоде заканчивается срок реализации большинства федеральных целевых программ региональной направленности31, однако предполагается, что приоритет данных регионов в распределении государственных инвестиций через ФЦП или в других формах сохранится. Расходы бюджета обеспечат рост инвестиций в основной капитал высокотехнологичного сектора, в транспортную и социальную инфраструктуру. Рост инвестиций будет во многом обеспечен инвестиционными программами естественных монополий.
Прогнозируемые темпы роста инвестиций в федеральных округах представлены в таблице 4.
Таблица 4. Динамика инвестиций в основной капитал в разрезе федеральных округов (в процентах к предыдущему году в ценах 2010 года)
Федеральные округа |
2011 |
Прогноз |
Темп роста, 2014 к 2010 | ||
оценка |
2012 |
2013 |
2014 | ||
РФ |
106,0 |
108,8 |
107,7 |
109,6 |
136,1 |
ЦФО |
105,5 |
110,5 |
109,5 |
111,3 |
142,0 |
СЗФО |
111,5 |
106,9 |
106,9 |
108,2 |
137,9 |
ЮФО |
100,9 |
106,8 |
110,8 |
110,1 |
131,4 |
СКФО |
116,2 |
109,5 |
103,8 |
107,9 |
142,4 |
ПФО |
103,9 |
108,4 |
106,9 |
108,9 |
131,2 |
УФО |
104,9 |
108,8 |
105,6 |
108,5 |
130,7 |
СФО |
108,0 |
111,0 |
111,0 |
112,3 |
149,5 |
ДФО |
104,5 |
107,1 |
104,1 |
106,8 |
124,4 |
По отношению к невысокой базе 2010 года темпы роста инвестиций прогнозируются высокими во всех регионах, лидерами инвестиционного роста оказываются Северо-Кавказский, Центральный и Сибирский округа. Несмотря на высокие по сравнению с 2010 годом послекризисные темпы роста инвестиций, в Центральном и Приволжском округах предполагается восстановление докризисных объемов инвестиций в только в 2013 году.
Динамика производства. Сложившиеся к настоящему времени тенденции экономического развития федеральных округов и перспективы роста производства в них с большой вероятностью показывают, что докризисные объемы 2008 года по производству валового регионального продукта в 2011 году будут достигнуты по РФ в целом и превышены в большинстве федеральных округов, исключая Центральный и Сибирский. В Центральном округе докризисный объем производства будет достигнут только в 2013 году.
В 2012-2014 годах предполагается стабильный рост производства во всех федеральных округах (таблица 5), средние по стране темпы будут немного превышены в Центральном федеральном округе, лидируют по темпам экономического роста Северо-Кавказский, Южный и Дальневосточный федеральные округа. Это является следствием продолжения реализации в регионах крупных инвестиционных проектов, имеющих мощную государственную поддержку, а также долговременных программ социально-экономического развития (таблица 5).
Таблица 5. Динамика валового регионального продукта в разрезе федеральных округов (в процентах к предыдущему году в ценах 2010 года)
Федеральные округа |
2011 |
Прогноз |
Темп роста, 2014 к 2010 | ||
оценка |
2012 |
2013 |
2014 | ||
РФ |
104,2 |
103,5 |
104,2 |
104,6 |
117,5 |
ЦФО |
103,8 |
103,8 |
104,1 |
104,8 |
117,6 |
СЗФО |
104,2 |
102,4 |
103,5 |
103,6 |
114,4 |
ЮФО |
105,8 |
106,5 |
106,6 |
107,3 |
128,9 |
СКФО |
106,8 |
105,8 |
106,5 |
107,2 |
129,0 |
ПФО |
103,8 |
102,8 |
103,8 |
104,0 |
115,2 |
УФО |
104,5 |
103,1 |
104,3 |
104,3 |
117,2 |
СФО |
103,5 |
102,9 |
103,7 |
104,0 |
114,8 |
ДФО |
105,5 |
103,4 |
104,1 |
104,3 |
118,5 |
Межрегиональная дифференциация темпов промышленного производства будет обеспечиваться за счет высоких темпов роста обрабатывающих производств, что обусловлено отчасти восстановительным ростом в них (таблица 6). Опережающий рост обрабатывающей промышленности будет продолжаться в традиционных индустриальных центрах – Центральном, Приволжском федеральном округах, а также Северо-Кавказском округе за счет создания новых производств. Рост добычи полезных ископаемых будет обеспечиваться за счет трех макрорегионов –Южного, Сибирского и Дальневосточного, во всех других округах добыча либо остается на уровне 2010 года, либо снижается.
Таблица 6. Динамика промышленного производства в разрезе федеральных округов (в процентах к предыдущему году в ценах 2010 года)
Федеральные округа |
2011 |
Прогноз |
Темп роста, 2014 к 2010 | ||
оценка |
2012 |
2013 |
2014 | ||
РФ |
105,4 |
103,5 |
104,0 |
104,2 |
118,2 |
ЦФО |
105,7 |
104,7 |
104,7 |
105,2 |
122,0 |
СЗФО |
107,3 |
102,3 |
103,9 |
103,5 |
118,1 |
ЮФО |
105,8 |
105,2 |
105,1 |
105,7 |
123,5 |
СКФО |
106,9 |
105,8 |
107,3 |
107,2 |
130,0 |
ПФО |
105,9 |
104,1 |
104,4 |
104,7 |
120,6 |
УФО |
103,7 |
101,9 |
102,4 |
102,5 |
110,9 |
СФО |
104,2 |
102,9 |
103,2 |
103,4 |
114,5 |
ДФО |
104,6 |
103,5 |
103,8 |
103,9 |
116,8 |
В среднесрочном периоде
предполагаются высокие темпы роста
сельскохозяйственного
Таблица 7. Динамика сельскохозяйственного производства в разрезе федеральных округов (в процентах к предыдущему году в ценах 2010 года)
Федеральные округа |
2011 |
Прогноз |
Темп роста, 2014 к 2010 | ||
оценка |
2012 |
2013 |
2014 | ||
РФ |
111,8 |
102,4 |
102,7 |
102,0 |
119,9 |
ЦФО |
114,1 |
104,5 |
104,8 |
104,1 |
130,1 |
СЗФО |
108,8 |
99,6 |
99,9 |
99,2 |
107,4 |
ЮФО |
111,6 |
102,2 |
102,5 |
101,8 |
119,1 |
СКФО |
111,5 |
102,1 |
102,4 |
101,7 |
118,6 |
ПФО |
110,6 |
101,3 |
101,6 |
100,9 |
114,9 |
УФО |
113,1 |
103,6 |
103,9 |
103,1 |
125,5 |
СФО |
111,4 |
102,0 |
102,3 |
101,6 |
118,1 |
ДФО |
110,1 |
100,9 |
101,1 |
100,4 |
112,8 |
Объемы строительства в условиях кризиса снизились в меньшей мере, чем инвестиции, тем не менее, в 2010 году оживление строительной деятельности наметилось лишь в некоторых регионах, в большинстве регионов спад продолжался, в результате объемы строительных в 2010 году составляли порядка 80% от уровня 2008 года. При этом важным фактором, поддерживающим строительную деятельность, являлось наличие значительных объемов незавершенного производства, часть которого даже в условиях кризиса было целесообразнее завершить, чем просто остановить.
Предполагается, что в прогнозируемом периоде продолжение реализации крупных проектов вместе с восстановлением роста инвестиций обеспечат достаточно высокие темпы роста в строительстве. Наиболее высокими темпы в строительстве предполагается в Сибирском, Северо-Кавказском, Центральном округах.
Изменение территориальных пропорций. Пропорции пространственного распределения производств и потребления являются очень устойчивыми, в этой связи в среднесрочном периоде значительные изменения межрегиональных пропорций маловероятны. Предполагаемые изменения обусловлены преодолением кризисных флуктуаций, расчеты показывают, что произошедшие в 2009-2010 годах небольшие изменения в территориальной структуре показателей будут нивелированы, к концу прогнозного периода восстановятся тенденции, характерные для докризисного периода: увеличение доли Центрального федерального округа в суммарном ВРП (в 2008 году доля округа составляла 37,4%), а также рост долей Южного и Северо-Кавказского округов. Удельный вес Дальнего Востока в ВРП после некоторого ее увеличения за счет более стабильной ситуации в регионе во время кризиса, практически вернется к докризисному состоянию. За счет отставания в темпах промышленного роста незначительно снизятся доли Уральского и Приволжского округов.
В территориальной структуре инвестиций предполагается повышение доли Центрального, Северо-Западного и Уральского округов, доминировавших в докризисный период.
Предполагается, что определяющей тенденцией развития межрегиональных взаимодействий в прогнозном периоде будет опережающий рост показателей суммарного межрегионального оборота и, соответственно, нагрузки на транспортную инфраструктуру по сравнению с ростом выпуска. Опережающий рост межрегиональных поставок является долговременной объективной тенденцией, свидетельствующей о возрастании взаимозависимости региональных экономик, несмотря на существенное падение в отраслевой структуре выпуска доли промышленности, чья продукция и образует почти весь межрегиональный товарооборот. Наибольшая интенсивность поставок (как по объемам, так и по составу продукции) будет иметь место между Центральным и Северо-Западным федеральными округами (продукция машиностроения и пищевой промышленности в западном направлении), Северо-Западным и Уральским федеральными округами (в первую очередь, за счет Тюменской области - продукция машиностроения в восточном направлении), Приволжским и Южным федеральными округами (продукция машиностроения в восточном направлении и нефтепереработки в западном направлении), возрастают поставки нефти и газа из Тюменской области в Центральный и Приволжский округа. В восточной части страны наиболее интенсивны поставки в восточном направлении (Урал – Сибирь – Дальний Восток).