Федеральные округа России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование экономического потенциала федеральных округов Российской Федерации.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие экономического потенциала, его структуру и характеристику;
раскрыть содержание понятия федерального округа;
определить основные направления стратегического планирования в развитии федеральных округов;
проанализировать основные показатели развития социально-экономической сферы;
рассмотреть проблемы развития системы федеральных округов Российской Федерации;
предложить пути повышения эффективности развития федеральных округов Российской Федерации;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Районирование России и место в нем федеральных округов 5
1.1. Понятие и сущность федерального округа 5
1.2. Экономический потенциал: понятие, структура, характеристика 11
Глава 2. Оценка экономического потенциала федеральных 17
округов РФ 17
2.1. Основные показатели оценки экономического потенциала
федеральных округов РФ 17
2.2. Стратегическое планирование в развитии федеральных округов 31
Глава 3. Проблемы и перспективы развития экономического 36
потенциала федеральных округов Российской Федерации 36
3.1. Проблемы развития системы федеральных округов 36
Российской Федерации 36
3.2. Пути повышения эффективности развития федеральных округов Российской Федерации 39
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Федеральные окргуа России.doc

— 649.50 Кб (Скачать)

Федеральные округа содействуют  объединению федеральных и региональных ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие субъектов Федерации, совместному решению региональных экономических проблем в случае неспособности субъектов России разрешить их самостоятельно, а также развитию производственных сил на межрегиональном уровне. Разные по уровню экономического развития субъекты России могут координировать свои усилия, комплексно интегрироваться в границах федеральных округов. Результат - получение общего экономического эффекта для ряда субъектов Федерации. Некоторые вопросы социально-экономического развития территорий, сплотившись, субъекты России могут решать самостоятельно, не привлекая существенные средства из федерального бюджета.

1.2. Экономический потенциал: понятие, структура, характеристика

 

Одной из базовых категорий  экономической теории выступает  потенциал, определяющий состояние  и возможности развития хозяйственных  систем различного их уровня (предприятие, регион, национальное хозяйство). Достижение более высокого экономического потенциала является вместе с тем и одной из главных результирующих характеристик их развития. Важен не только объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность, но и более высокое качество самой хозяйственной системы, определяющее эффективное функционирование в будущем. Экономический потенциал играет особую роль в системе организации национального хозяйства, региональной и производственной организации, выступая, как ее материальная основа. Величина экономического потенциала характеризует уровень развития производительных сил, определяет конкурентоспособность страны, степень капитализации предприятий.

В связи с этим ставится вопрос о формировании конкурентоспособного экономического потенциала хозяйственных  систем, способного обеспечить более  высокие их конкурентные преимущества на мировом рынке, эффективность хозяйствования в целом.

В основе деятельности любых  экономических субъектов лежит, прежде всего, производство материальных благ. Именно производство, уровень развития производительных сил предопределяют характер экономических и общественных отношений. Производство выступает как воспроизводство, предполагает постоянное возобновление не только объемов выпуска продукции, а всей совокупности элементов хозяйственных систем, их экономического потенциала, самой среды. Потенциал играет ключевую роль в формировании и функционировании всех хозяйствующих субъектов. Однако в экономической теории категория потенциала не фигурирует среди ее базовых понятий, она не включена в систему факторов развития хозяйства, экономического равновесия, механизма функционирования в целом.

Категория потенциала находит  косвенное выражение через понятие «ресурсы», которые трактуются как ограниченные элементы экономики, то есть как несоответствие потребности и запаса. Подобная трактовка понятия «ресурсы» вступает в противоречие с реальной действительностью и, по- видимому, выполняет роль теоретической конструкции, призванной обосновать теорию факторов производства (ресурсы, соединенные между собой, рассматриваются как факторы). В реальных условиях функционирования экономики об ограниченности ресурсов можно говорить лишь в эколого-географическом смысле (планета Земля действительно ограничена, ее ресурсов по уровню их потребления развитыми странами, как подсчитано западными специалистами, хватит лишь на 1,5 млрд. человек).

Понимание ограниченности ресурсов как их производственной дефицитности принципиально неверно, ибо в сбалансированной экономике дефицит - экономический нонсенс. Более того, реальный ход развития свидетельствует как раз о прямо противоположной тенденции - наблюдается высвобождение ресурсов, появляется излишек тех элементов производительных сил, развитие которых эндогенно по отношению к экономике (народонаселение, земельные угодья).8

Уровень производительных сил в развитых странах в настоящее время достаточно высок и способен обеспечить производство гораздо большего объема выпуска продукции. Проблема заключается в спросовых ограничениях, недостаточных темпах роста доходов населения, динамика которых обусловлена иными факторами, чем динамика объема общественного продукта - прежде всего, функцией макроэкономической эффективности. Идея ограниченности совершенно не приемлема по отношению к научно-техническому прогрессу, рассматриваемому в современной экономике как главный фактор ее развития, как основной вид ресурса. Научно-технический прогресс обладает той особенностью, что по мере использования научно-технических достижений не только не происходит исчерпания его ресурса, как, например, нефти, газа, металлов, а наоборот, наблюдается тенденция ускорения его темпов. Понятие ограниченности противоречит самой конструкции общего экономического равновесия, в которой предполагается соответствие совокупного спроса (реальной потребности) и совокупного предложения (реального производства).

Эти противоречия преодолеваются использованием категории экономического потенциала, который включает в себя не только ресурсную (количественную) составляющую, но, прежде всего качественную его сторону – состояние материально-технической базы хозяйственных систем. Качественное совершенствование не имеет ограничений. В этой связи определение потенциала как обобщенной, собирательной характеристики ресурсов не раскрывает, по нашему мнению, его содержания. Неверно сводить его суть и к совокупности средств производства, приводимых в действие живым трудом, и тем более к производственной мощности предприятий, территории.

Некоторые авторы исходя из системного подхода включают в  содержание экономического потенциала уровень организации и управления, так называемый предпринимательский потенциал. При всей важности организационных, политических и психологических факторов в механизме функционирования хозяйственных систем они управляются весьма специфическими условиями, иная роль этого рода факторов в экономическом механизме.

Решающая роль принадлежит  материальным факторам функционирования. В отсутствии таковых или недостаточном состоянии материально-технической базы, низком уровне развития производства не будут играть роль и уровень организации, управления, предпринимательские способности. Последние выполняют вторичную роль в механизме функционирования хозяйственных систем, а потому должны рассматриваться как особая составляющая этого механизма. Материальная составляющая экономического потенциала, как правило, приобретает денежную оценку (стоимость ресурсов, основных фондов, интеллектуальная собственность, даже кадровый потенциал), что теряет смысл для организационных, политических, психологических факторов.

Исходя из определения  экономического потенциала как материальной основы хозяйствования можно выделить следующие его составляющие: природно-ресурсный (эколого-экономический); производственный; инновационный и образовательный (интеллектуальный); трудовой (кадровый) потенциал.9

Природно-ресурсный потенциал  определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, в настоящее время известных и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Состав, величина потенциала, значимость отдельных видов ресурсов со временем меняются, поэтому их оценка всегда исторически относительна.

Все природные ресурсы  имеют два основных признака - происхождение (природный) и использование (экономический). В соответствии с ними сложилась  их двойная классификация.

По природной классификации  выделяют ресурсы минеральные, водные, почвенно-земельные, биологические (растительные и животные), ресурсы теплоты (солнца, подземных вод и глубин океана), силы движения (ветра, приливов и отливов, текущей воды), новые, нетрадиционные ресурсы - ресурсы глубинного строения вещества, биоорганизмов и др.

Признак происхождения  дополняется признаком исчерпаемости  и возобновимости ресурсов. По этим признакам выделяются:

1) исчерпаемые, невозобновимые  ресурсы - минеральное сырье и  топливо, почвенный слой, подземные  воды; возобновимые - запас воды в реках и озерах, годовой поверхностный и подземный стоки, запас питательных веществ в почве, растительный и животный мир;

2) неисчерпаемые ресурсы  - теплота, свет, энергия солнца, энергия  ветра, океана, приливов и отливов,  внутриземная и океаническая тепловая энергия, запасы океанической воды, ресурсы глубинного строения материи, космические ресурсы.

Своеобразным ресурсом выступает ныне и сама территория как с точки зрения наличия  свободных площадей для размещения нового производства, так и для  расселения людей.

В основе экономической  классификации природных богатств заложено их преимущественное использование  в сферах и отраслях хозяйственной  деятельности. По этим признакам выделяются ресурсы:

  • промышленные - топливные, энергетические, металлические, агрохимические, строительные, водные, лесосырьевые и др.;
  • сельскохозяйственные - почвенно-земельные, в том числе пашни и кормовые угодья, вода для орошения, суммы температур и осадков вегетационного периода, промысловые животные и др.;
  • непроизводственной сферы - водоемы и их использование для нужд населения, леса в окружении городов и природоохранные, ресурсы для отдыха и оздоровления людей (рекреационные и бальнеологические), ресурсы спортивной охоты и рыболовства и др.

Важным дополнительным признаком экономической (хозяйственной) классификации ресурсов выступает возможность их использования как одноцелевых или многоцелевых. К первым относятся минеральные ископаемые и источники энергии, служащие для производства промышленного сырья, топлива, тепловой и электрической энергии; ко вторым - площади лесных, сельскохозяйственных, рекреационных угодий, земли промышленного и другого несельскохозяйственного назначения, водоемы, сама вода, предполагающие многие способы и направления их использования. Ныне все больше внимания уделяется многоцелевым ресурсам в силу возрастающей конфликтности между природопользователями и поиском наилучшего варианта многостороннего использования. Задача выбора оптимального использования многоцелевых ресурсов или выделения наиболее эффективных источников одноцелевых ресурсов решается при помощи экономической оценки природных ресурсов.10

Таким образом, экономический  потенциал определяет состояние и возможности развития региона и включается в себя следующие составляющие: природно-ресурсный, производственный, интеллектуальный и трудовой потенциал.

 

Глава 2. Оценка экономического потенциала федеральных

 округов РФ

2.1. Основные  показатели оценки экономического  потенциала федеральных  округов  РФ

 

1. Центральный федеральный округ  (ЦФО) - административное формирование в западной части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года. Представлен областями и городом федерального значения. Территория округа составляет 650, 7 тыс.км², то есть 3,82 % от территории Российской Федерации. Расположен на Восточно-Европейской равнине; имеются Валдайская, Смоленско-Московская и Среднерусская возвышенности, Мещёрская и Окско-Донская низменности. Высшая точка - 347 м (Макушка Валдая).  Внешние границы: на западе с Белоруссией, на юго-западе с Украиной. Внутренние границы: на юге с Южным, на востоке с Приволжским, на севере с Северо-Западным федеральными округами11.

Оборот организаций федерального округа по всем видам деятельности составил в I полугодии 2011г. 18,1 трлн.рублей, или 121,0% к уровню соответствующего периода предыдущего года. Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» по сравнению с I полугодием 2010г. составил 110,7%.

Индекс цен производителей промышленных товаров1) составил 106,9%. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 103,3%.

Доля Центрального федерального округа в общем объеме производства продукции  сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей России (сельскохозяй-ственные организации, крестьянские /фермерские/ хозяйства, индивидуальные предприниматели, население) составила 22,0%.

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции составил 101,7%. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в I полугодии 2011г. составил 474,7 млрд.рублей, или 97,3% к уровню соответствующего периода 2010 года. Доля округа в общероссийском объеме работ, выполненных собственными силами по строительству, составила 27,5%. В I полугодии 2011г. предприятиями и организациями всех форм собственности введено 5,2 млн.кв.метров общей площади жилых домов, что составило 87,5% к уровню I полугодия 2010 года. Индекс цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) составил 103,4%.

Оборот розничной торговли в I полугодии 2011г. увеличился в товарной массе  по сравнению с соответствующим  периодом 2010г. на 6,5% и составил 3046,4 млрд.рублей. В расчете на душу населения было реализовано потребительских товаров на 79,2 тыс.рублей (в среднем по России - на 61,1 тыс.рублей). В I полугодии 2011г. населению было оказано платных услуг на 890,0 млрд.рублей, индекс физического объема по сравнению с соответствующим периодом 2010г. составил 101,7%. Индекс потребительских цен составил 105,1%, в том числе на продовольственные товары - 105,0%, непродовольственные товары - 103,6%, услуги - 107,1%12.

Информация о работе Федеральные округа России